Программа 2 класс по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_kl.docx | 72.8 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урок п/п | Сроки | Название раздела , темы урока .Тип урока | Характеристика деятельности учащихся. | Вид контроля | УУД | Учебно-методическое обеспечение. | ||
План | Факт | |||||||
1. | 04.09 | ВСЕЛЕННАЯ,ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ (16 часов) Мы – союз народов России Комбинированный урок. | Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа, историко-культурные достопримечательности.. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. | Фронтальная устная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, календари, политическая карта мира, иллюстрации костюмов разных народов России, фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма, электронное приложение к учебнику. | ||
2. | 07.09 | Мы - жители Вселенной Комбинированный урок. | Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию | Взаимопро-верка. | Учебник, рабочая тетрадь, фотографии Вселенной с телескопа Хаббл, фотографии больших планет солнечной системы, таблички с названиям электронное приложение к учебнику и планет, | |||
3-4. | 11.09 14.09 | Наш «космический корабль» - Земля. Комбинированный урок. | Находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку | Фронтальная устная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии родной природы в разное время года, рисунок земли на трёх китах, компас, таблички с названиями сторон горизонта, компасы для детей, | ||
5. | 18.09 | Время Комбинированный урок. | По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии солнечных и песочных часов в разных городах мира, электронные и электронно-механические часы, секундомер, электронное приложение к учебнику. | ||
6. | 21.09 | Сутки и неделя. Комбинированный урок. | По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. | Учебник, рабочая тетрадь, детский волчок, фонарик, карточки с названиями дней недели, электронное приложение к учебнику. | ||
7. | 25.09 | Месяц и год. Комбинированный урок. | Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках, изображение серпа, круглая буханка хлеба, фотографии Луны в разных фазах, карточки с названием месяцев в году, электронное приложение к учебнику. | ||
8. | 28.09 | Времена года. Комбинированный урок. | Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления, подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках, глобус, фонарик, электронное приложение к учебнику. | ||
9. | 02.10 | Погода. ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Комбинированный урок. | Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях природы. Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, различные термометры, электронное приложение к учебнику. | ||
10. | 05.10 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. Комбинированный урок. | Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, календари (настенный, настольный, перекидной, отрывной, электронное приложение к учебнику. | ||
11. | 09.10 | Красные дни календаря. Комбинированный урок. | Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе (селе). Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией) | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, таблички с названиями месяцев, атрибуты государственных праздников (флаг России, военная фуражка, учебник, георгиевская ленточка, электронное приложение к учебнику. | ||
12. | 12.10 | Народный календарь. Комбинированный урок. | Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль. | Учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, шишки хвойных деревьев электронное приложение к учебнику., | ||
13. | 16.10 | Экологический календарь. Комбинированный урок. | Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате. Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвященные экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник, рабочая тетрадь, настенный календарь, тестовые задания для индивидуального опроса. | ||
14-15. | 19.10 23.10 | За страницами учебника. Комбинированный урок. | Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний. | Фронтальная | Учебник, рабочая тетрадь. | |||
16. | 26.10 | Осенняя прогулка. Урок-экскурсия. | -знакомиться с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | |||
17. | 06.11 | ОСЕНЬ (19 часов) Осенние месяцы. Комбинированный урок. | Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы | Индиви-дуальные сообщения по итогам наблюдения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | Учебник, рабочая тетрадь, рисунок годового круга, Букет из осенних листьев, картины природы (осень), электронное приложение к учебнику. | ||
18. | 09.11 | Осень в неживой природе. Комбинированный урок. | По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени | Фронтальная устная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, электронное приложение к учебнику. | ||
19. | 13.11 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Комбинированный урок. | Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям | Фронтальная устная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись про сбор урожая, православный календарь, электронное приложение к учебнику. | ||
20. | 16.11 | Звёздное небо осенью. Комбинированный урок. | На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, изображения героев греческих мифов. | ||
21. | 20.11 | Трава у нашего дома. ОБЖ. В волшебный лес за ягодами. Комбинированный урок. | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со взрослыми: определять с помощью атласа-определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении | Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель «От земли до неба», модель листа дерева, гербарии. | ||
22. | 23.11 | Старинная женская работа. Комбинированный урок. | Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов. Обобщать итоги совместной работы | Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, лоскутки ткани, фотографии процесса обработки льна, электронное приложение к учебнику. | ||
23. | 27.11 | Деревья и кустарники осенью. ОБЖ. Ориентиры на местности. Комбинированный урок. | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать свое отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради | Индиви-дуальные сообщения по итогам наблюдения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений, картины с осенними пейзажами, электронное приложение к учебнику. | ||
24. | 30.11 | Чудесные цветники осенью. Комбинирован ный урок. | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника | Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, карта мира, фотографии растений, электронное приложение к учебнику. | ||
25. | 04.12 | Грибы. ОбЖ. В волшебный лес за грибами. Комбинированный урок. | Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики | Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии грибов, электронное приложение к учебнику. | ||
26. | 07.12 | Шестиногие и восьминогие. Комбинированный урок. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых. Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп. Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к паукам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать атлас-определитель, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» для написания собственных рассказов о насекомых и (или) пауках | Индиви-дуальные сообщения по итогам наблюдения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научатся проводить сравнение; использовать модели для решения задач. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии насекомых, электронное приложение к учебнику. | ||
27. | 11.12 | Птичьи секреты. Комбинированный урок. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа-определителя, результаты работы фиксировать в виде рассказов, рисунков, фотограф | Индиви-дуальные сообщения по итогам наблюдения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии перелётных и зимующих птиц, православный календарь, электронное приложение к учебнику. | ||
28. | 14.12 | Как разные животные готовятся к зиме. Комбинированный урок. | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики | Индиви-дуальные сообщения по итогам наблюдения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных, электронное приложение к учебнику. | ||
29. 30. | 18.12 21.12 | Невидимые нити в осеннем лесу. Комбинированный урок. Осенний труд. Комбинированный урок. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы." о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы | Индиви-дуальные сообщения по итогам наблюдения. Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных, электронное приложение к учебнику. Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии осенних видов работ, сельскохозяйственной техники. | ||
31. | 25.12 | Будь здоров. ОБЖ. Опасные игры. Комбинированный урок. | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры | Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса. | ||
32. | 28.12 | Охрана природы осенью. ОБЖ. ПДД Комбинированный урок. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц | Фронтальная проверка. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, значки – предупреждения. Таблицы с изображениями охраняемых животных, растений. | ||
33-34 | 11.12 15.01 | За страницами учебника. Урок обобщения и систематизации. | Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов | Фронтальная | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя и своего партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, | ||
35. | 18.01 | ЗИМА (16 часов) Зимние месяцы. ПДД. Гололёд Урок освоения новых знаний и способов действий. | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, рисунок годового круга, таблички с названиями месяцев, электронное приложение к учебнику. | ||
36. | 22.01 | Зима – время науки и сказок. Урок освоения новых знаний и способов действий. | Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, репродукции картин | ||
37. | 25.01 | Зима в неживой природе. Комбинированный урок. | По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. | Фронтальная,взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца, фотографии зимних пейзажей, электронное приложение к учебнику. | ||
38. | 29.01 | Звёздное небо зимой. Урок освоения новых знаний и способов действий. | Сравнивать схемы созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, рисунок-схема созвездий Большая Медведица, Орион, электронное приложение к учебнику. | ||
39. | 01.02 | Зимняя прогулка. ОБЖ. Если ты потерялся. Комбинированный урок. | Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | |||
40. | 05.02 | Зима в мире растений. Урок освоения новых знаний и способов действий. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Используя атлас-определитель, распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными. Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и их плодов. | ||
41. | 08.02 | Зимние праздники. Урок освоения новых знаний и способов действий . | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. | Фронтальная | Регулятивные УУД: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя и своего партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, гражданский и православный календари, электронное приложение к учебнику. | ||
42. | 12.02 | Растения в домашней аптечке. Комбинированный урок. | По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений. Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение; задавать вопросы. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии, гербарии лекарственных растений, электронное приложение к учебнику. | ||
43. | 15.02 | Зимняя жизнь птиц и зверей. Комбинированный урок. | Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая и группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии зверей и птиц | ||
44. | 19.02 | Невидимые нити в зимнем лесу. Урок освоения новых знаний и способов действий. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связи в природе. Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебн6ике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях. Придумать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи. | Взаимопро-верка | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных, электронное приложение к учебнику. | ||
45. | 22.02 | В феврале зима с весной встречается впервой. Комбинированный урок. | Характеризовать зимние праздники проводов зимы в культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников своего края. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись народных масленичных песен. | ||
46. | 26.02 | Зимний труд. Комбинированный урок. | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном краю | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса. | ||
47. | 01.03 | Будь здоров. ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Комбинированный урок. | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Взаимопро-верка | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, распечатка памяток. | ||
48. | 04.03 | Охрана природы зимой. Комбинированный урок. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Формулировать соответствующие правила экологической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе изученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдения в рабочей тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых) составить фоторассказ о зимней прогулке | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, распечатка памяток, значки-правила поведения в лесу, фотографии животных | ||
49-50. | 12.03 15.03 | За страницами учебника. ОБЖ. Уроки Айболита. Урок обобщения и систематизации. | Проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов. | Фронтальная | Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, | ||
51. | 19.03 | ВЕСНА И ЛЕТО (18 часов) Весенние месяцы. ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах. Урок освоения новых знаний и способов действий. | названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные изменения весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка, сочинять устные рассказы по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, репродукции картин, электронное приложение к учебнику. | ||
52. | 22.03 | Весна в неживой природе. ОБЖ. «Какими бывают наводнения». Комбинированный урок. | Рассказывать о своих наблюдениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца. | ||
53. | 02.04 | Весна – утро года. Комбинированный урок. | Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные на них события. Работая в группах, изготавливать ( по схеме инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы. Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунки праздника. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, аудиозаписи народных мелодий. | ||
54. | 05.04 | Звёздное небо весной. Урок освоения новых знаний и способов действий. | Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия. Работая в паре, знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему созвездия Лев со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради. Работать со взрослыми: :наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего неба. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, изображения героев греческих мифов, электронное приложение к учебнику. | ||
55. | 09.04 | Весенняя прогулка. Урок-экскурсия. | Наблюдать сезонные изменения в - формулировать природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе». Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Рабочая тетрадь. | ||
56. | 12.04 | Весеннее пробуждение растений. Комбинированный урок. | Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения растений, электронное приложение к учебнику. | ||
57. | 16.04 | Чудесные цветники весной. Комбинированный урок. | Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения растений, электронное приложение к учебнику. | ||
58. | 19.04 | Весна в мире насекомых. Комбинированный урок. | Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения насекомых, электронное приложение к учебнику. | ||
59. | 23.04 | Весна в мире птиц и зверей. ОБЖ. Встречи с животными. Комбинированный урок. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся основам смыслового чтения познавательных текстов. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения птиц и зверей, электронное приложение к учебнику. | ||
60. | 26.04 | Невидимые нити в весеннем лесу. Урок освоения новых знаний и способов действий. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, фотографии животных и растений, электронное приложение к учебнику. | ||
61. | 30.04 | Весенний труд. Урок освоения новых знаний и способов действий. | Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь. | ||
62. | 03.05 | Старинные весенние праздники. Комбинированный урок. | Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, репродукции картин, аудиозаписи народных песен. | ||
63. | 07.05 | Будь здоров. ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу. Комбинированный урок. | Знать правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса. | ||
64. | 10.05 | Охрана природы весной. Комбинированный урок. | Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись голосов лета. | ||
65. | 14.05 | Лето красное. ОБЖ. Как не заблудиться в лесу.
Комбинированный урок. | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Фронтальная | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, рисунок годового круга, православный календарь, распечатки текстов о летних месяцах, электронное приложение к учебнику. | ||
66. | 17.05 | Летние праздники и труд. ОБЖ. Поведение на каникулах. Комбинированный урок. | Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. | Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, фотографии с изображением старинных орудий труда. | ||
67-68. | 21.05 24.05 | За страницами учебника. Урок обобщения и систематизации. | Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний. Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний. | Фронтальная | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировать себя и своего партнёра | Рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса |
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для 2 класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Авторская программа А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 2 класс.
Учебник: «Окружающий мир» для 2 класса (в 2-х частях).Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю.Новицкая , Москва «Просвещение» 2015 год (УМК «Перспектива»); Рабочая тетрадь: : А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2015 год (УМК «Перспектива»).
Объём изучаемого предмета: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Цели курса:
Окружающий мир в начальной школе является базовым предметом. Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь и уважение к природе, школе, семье, своему городу, своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать стремление к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира.
- Расширять опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Основное содержание учебного предмета
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения
здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2 класса.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
познавательные мотивы учебной деятельности;
представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную цель и задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять стороны горизонта;
находить на глобусе океаны и материки;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
перечислять времена года в правильной последовательности;
измерять температуру;
кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
различать перелетных и зимующих птиц;
приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.
1. А.А.Плешаков.,М.Ю.Новицкая .Учебник «Окружающий мир» 2 класс, в двух частях. Москва «Просвещение» 2015 год.
2. А.А.Плешаков Рабочая тетрадь по окружающему мир 2 класс, в двух частях. Москва «Просвещение» 2015 год.
3. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир» 2 класс. Москва «Экзамен» 2015 год.
4. ФГОС Контрольно-измерительные материалы. Москва «Вако» 2015 год.
5.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова 2 класс.
6. А.А.Плешаков. Атлас –определитель « От земли до неба» . Москва «Просвещение» 2014 год.
7. А.А.Плешаков «Зелёные страницы» . Москва «Просвещение» 2014 год.
8. Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. Автор: Н.Ю.Васильева, к УМК «Перспектива». Москва «ВАКО» 2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")
Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...
Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...
Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....
рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА
Программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...