Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

svetlichka

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру  УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; с Положением о рабочей программе, учебным планом НОО МБОУ СОШ №24, на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир.              Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».  

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: статус документа, раскрывающий общую сущность рабочей программы как документа, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, представляющие собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов, учебно –тематический план, содержащий наименование темы и общее количество часов, основное содержание тем учебного курса с примерным распределением учебных часов по разделам курса и толкованием каждой темы список литературы, включающий перечень использованной автором литературы и календарно –тематический план,представляющий таблицу, содержащую тему, тип урока виды контроля и измерители, домашнее задание и дату проведения урока.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».  

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.

         Основное содержание раскрывается через круг вопросов, сгруппированных в темы: « Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

        Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя жителями планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства;
  • уважительное отношение к истории и культуре других народов России;
  • расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли  ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа.

Предметными результатами курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений  о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир;
  • владение базовым понятийным аппаратом;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей.

Материально – техническое обеспечение предмета «Окружающий мир».

Библиотечный фонд:

  • УМК «Начальная школа 21 века»;
  • научно – популярные и художественные книги для чтения;
  • детская справочная литература об окружающем мире.

Печатные пособия:

  • таблицы природоведческого и обществоведческого содержания;
  • плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса,луга, озера, болота);
  • портреты выдающихся людей России;
  • географические и исторические карты;
  • иллюстративные материалы.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • аудиопроигрыватель.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:

  • термометры;
  • компас;
  • лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;
  • муляжи;
  • макеты.

Натуральные объекты:

  • коллекции полезных ископаемых;
  • гербарии.

Оборудование класса:

  • ученические столы с комплектом стульев;
  • стол учительский;
  • шкафы для хранения дидактических материалов, пособий;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

                         

Тематическое планирование

 «Начальная школа ХХI века»

Окружающий мир

Авторы: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Вода. Свойства воды. Состояния воды. Растения, их разнообразие. Условия необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, растительного и животного мира. Красная книга России.

Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи.

Времена года (12 ч.)

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Природа вокруг нас (15 ч)

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Животные – живые организмы.

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Природа неживая и живая (24 ч)

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Примеры веществ: вода.

 Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Человек – часть природы (5 ч)

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

Тело человека (12 ч)

Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Анализировать и моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Характеризовать основные функции систем органов чувств.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Человек и общество (108 ч из них 10 ч из резерва).

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим для школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии.

Я – школьник  - 7 ч (4 ч + 3 ч из резерва)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Определение времени по часам с точностью до часа

Правила безопасной жизнедеятельности –

 6 ч (3 ч + 3 ч из резерва)

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.

Моя Родина (11 ч)

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Родной край – частица Родины (15 ч)

Семья и семейные традиции.

Название административного центра региона.

Человек – член общества 3 ч (1 ч + 2 ч из резерва)

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Значение труда для человека и общества 5 ч

 (3 ч + 2 ч из резерва)

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация (4 ч)

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

 Различать формы поведения, которые допустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Работать в группах по составлению режима дня.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району (безопасное поведение на дороге).

Объяснять основные правила обращения с водой.

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательностью расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Работать с иллюстрациями учебника: находить нужные иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города.

Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

Резерв (2 ч )

Дано

Человек и природа

Времена года

12 ч

Природа вокруг нас

8 ч

Природа неживая и живая

6 ч

Человек – часть природы

1 ч

Тело человека

2 ч

                                      Итого:

29 ч

Я - школьник

7 ч

Человек и общество

Правила безопасной жизнедеятельности

6 ч

Моя Родина

7 ч

Родной край – частица Родины

3 ч

Человек – член общества

3 ч

Значение труда для человека и общества

5 ч

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

4 ч

                                   Итого:

35 ч

                                   Резерв:

2 ч

                                   ИТОГО:

66 ч


Формы организации учебного процесса:

  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др. (обучение строится на  деятельностной  основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

 Экскурсии:

 Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п..Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы:

Уход за комнатными растениями.

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе:

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Называть:

  • свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных; профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  • основные достопримечательности родного города и столицы России.

Различать (сопоставлять):

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки.

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать свое учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных  для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

  Форма итоговой аттестации обучающихся – задания тестового характера.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Для ученика

Окружающий мир: учебник для 1 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.

Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 1 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Для учителя:

Беседы с учителем. Методика обучения: 1класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова.

Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова.

Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Окружающий мир: 1 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2012.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.

Школьные олимпиады. Начальная школа. 1 – 4 классы / Н. Г.Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Уроки окружающего мира 1 -4 классы с применением информационных технологий. Методическое пособие/  Е.С.Галанжина.    – М.: Планета, 2013.

Информационно – коммуникативные средства обучения:

Электронное пособие для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия»

Электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира.3 -4 классы»

Сайт «Создание мультимедийных интерактивных упражнений»  http://learningapps.org/

Портал «Электронные образовательные ресурсы» http://www.eor-np.ru/

Календарно - тематический план

п/п

Тема урока

Тип

урока

Вид

контроля.

Измерители

Дата проведения

Примечания

1

Нас окружает удивительный мир

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

2.09

2

Давай познакомимся

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный

вопросы для беседы

5.09

3

Мы – школьники

Экскурсия

Практический

пересказ -описание

9.09

4

Правила поведения в школе

Комбинированный

Практический

пересказ -описание

12.09

5

Сентябрь – первый месяц осени

Экскурсия

Текущий

пересказ -описание

16.09

 6

Что нам осень подарила

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

19.09

7

Грибная пора

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

23.09

8

Семья

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный

индивидуальная работа по карточкам

26.09

9

Любимые занятия

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

30.09

10

Как из зерна получилась булка

Комбинированный

Текущий

Проверочная работа

3.10

11

Человек и домашние животные

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

7.10

 12

Октябрь уж наступил

Экскурсия

Практический

вопросы для беседы

10.10

13

Птицы осенью

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

14.10

14

Явление природы

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

17.10

15

Где ты живешь?

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

21.10

16

Правила дорожного движения

Экскурсия

Практический

пересказ -описание

24.10

17

Ты и вещи

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

28.10

 18

Кто работает ночью

Комбинированный

Текущий

индивидуальная работа по карточкам

31.10

19

Твои помощники – органы чувств

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

11.11

20

Правила гигиены

Комбинированный

Текущий

Проверочная работа

14.11

21

О режиме дня

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

18.11

22

Игры-соревнова-ния на ловкость, быстроту

Комбинированный

Практический

вопросы для беседы

21.11

23

Ноябрь – зиме родной брат

Экскурсия

Практический

пересказ -описание

25.11

24

Дикие животные

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

28.11

25

Звери – млекопитающие

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

2.12

26

Что мы знаем о птицах

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

5.12

 27

Город-село

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

9.12

28

Дом, в котором ты живёшь

Комбинированный

Текущий

индивидуальная работа по карточкам

12.12

29

Зачем люди трудятся

Экскурсия в библиотеку, музей

Практический

вопросы для беседы

16.12

30

В декабре, в декабре все деревья в серебре

Экскурсия

Практический

Проверочная работа

19.12

31

Какая бывает вода?

Комбинированный

Практический

вопросы для беседы

23.12

32

О дружбе

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

26.12

33

Идем в гости

Комбинированный

Текущий

пересказ

13.01

34

С новым годом

Праздник. Ролевая игра

Творческая работа

пересказ -описание

16.01

 35

Январь – году начало, зиме – середина

Экскурсия

Практический

пересказ -описание

20.01

36

Хвойные деревья

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

23.01

37

Жизнь птиц зимой

Комбинированный

Текущий

пересказ

27.01

38

Наша страна – Россия

Комбинированный

Текущий

индивидуальная работа по карточкам

30.01

39

Богата природа России

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

3.02

 40

Мы – россияне

Комбинированный

Текущий

Проверочная работа

6.02

41

Народная сказка и народные игрушки

Комбинированный

Практический

вопросы для беседы

17.02

42

Февраль – месяц метелей и вьюг

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

20.02

43

Звери – млекопитающие

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

24.02

44

Наш уголок природы. Животные уголка природы

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

27.02

45

Растения уголка природы

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

3.03

46

Мы – граждане России

Комбинированный

Текущий

пересказ

6.03

47

Правила поведения

Комбинированный

пересказ

10.03

 48

8 Марта – праздник женщин

Комбинированный

Практический

индивидуальная работа по карточкам

13.03

49

Март-капельник

Экскурсия

Практический

вопросы для беседы

17.03

50

Птичьи разговоры

Комбинированный

Текущий

Проверочная работа

20.03

51

Здоровая пища

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

31.03

52

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

3.04

53

Какое бывает настроение

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

7.04

54

Апрель – водолей

Экскурсия

Практический

пересказ -описание

10.04

 55

Жизнь насекомых весной

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

14.04

56–57

Весенние работы

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

17.04

21.04

58

Кто работает на транспорте

Комбинированный

Текущий

пересказ -описание

24.04

59

День космонавтики

Комбинированный

Текущий

индивидуальная работа по карточкам

28.04

60

Май весну завершает

Экскурсия

Практический

вопросы для беседы

5.05

61

Жизнь земноводных весной

Комбинированный

Текущий

Проверочная работа

8.05

62

Животное – живое существо

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

12,05

 63

Природе нужны все!

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

15,05

64

Скоро лето

Экскурсия

Практический

пересказ -описание

19.05

65

Ты – пешеход. Беседа по технике безопасности

Комбинированный

Текущий

вопросы для беседы

22.05

66

Повторение и обобщение знаний по окружающему миру за 1 класс

Контроль знаний, умений и навыков

Практический

Проверочная работа

22,05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...

Рабочая программа по курсу Окружающий мир в 3 классе. (школа 21 века).

Рабочая программа по курсу Окружающий мир в 3 классе. (школа 21 века)....

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Аннотация к рабочей программе по курсу «Окружающий мир» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»(базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по курсу  «Окружающий мир» 2 класс  УМК «Начальная школа XXI века»(базовый уровень)...

Рабочая программа и КТП - окружающий мир, 2 класс, ФГОС, "Школа 21 века"

Рабочая программа и КТП - окружающий мир, 2 класс, ФГОС, "Школа 21 века"...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс " Школа 21 века".

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие...