Программа 1 дополнительного класса по математике
рабочая программа (1 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) и авторской программы С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математические ступеньки».
Цели:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения;
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
- развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
- формирование пространственных и геометрических представлений, осознанных способов математической деятельности;
- обеспечение интеллектуального развития, формирование качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимого для полноценной жизни в обществе;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира, как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизация математической стороны речи детей в единстве с их мышлением (повторение собственной речи, хоровое чтение, индивидуальное комментирование);
- создание условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- профилактика дискалькулии;
- формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика курса
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Место курса в учебном плане
На изучение курса математики в 1 дополнительном классе отводится 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Ценностные ориентиры:
- формировать математические отношения, что являются средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- развивать математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах для целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- формировать умение владеть математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, что позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Содержание программы
1.Признаки (свойства) предметов.
Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный), по цвету. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
2. Пространственные отношения.
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры). Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
3. Временные представления: раньше – позже, вчера, сегодня, завтра.
4.Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
5. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная.
6. Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы»;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений.
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.С. И. Волкова « Математические ступеньки» пособие для детей 5 – 7 лет / 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
| 1.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет. / [ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.] Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 2015. 2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | ||||||
Признаки и свойства предметов (20 ч) | |||||||
1 | День знаний. Вводный урок | 2 |
| Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия. Сравнивать объекты по длине. Пересчитывать предметы, сравнивать группы предметов; выявлять существенные признаки в группе предметов. | Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | ||
2 | Размер, цвет, форма. | 1 |
| ||||
3-4 | Сравнение предметов по размеру: большой, маленький. | 2 |
| ||||
5-6 | Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже. | 2 |
| ||||
7-8 | Ориентация на плоскости: слева, справа. | 2 |
| ||||
9-10 | Длина. Длиннее – короче. | 2 |
| ||||
11-13 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 3 |
| ||||
14-15 | Круг. Многоугольник. | 2 |
| ||||
16-18 | Прямоугольник, квадрат. | 3 |
| ||||
19-21 | Закрепление пройденного материала | 3 |
| ||||
II.Пространственные и временные отношения (15 ч) | |||||||
22-24 | Ориентировка в пространстве: справа, слева, вверху, внизу. | 3 |
| Оперировать понятиями «раньше», «потом», «дальше», «ближе», сравнивать предметы и группы предметов. Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия | Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
| ||
25-27 | Временные отношения: позже, раньше. | 3 |
| ||||
28-30 | Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. | 3 |
| ||||
31 | Закрепление пройденного материала. Обобщение | 1 |
| ||||
III. Цифры и числа от 1 до 5. Число 0. (30 ч) | |||||||
32 -34 | Число и цифра 1. Понятия «один – много». | 3 |
| Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов. Оперировать понятиями «один – много», соотносить цифру с числом 1, 2. 3, 4, 5. Иметь представление о разнообразии свойств предметов. Называть свойства предметов. Сравнивать геометрические фигуры по различным основаниям, классифицировать фигуры, писать цифры 1, 2, 3, 4, 5.
Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов.
Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | ||
35-38 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | 5 |
| ||||
39-42 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 5 |
| ||||
43-46 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 4 |
| ||||
47- 50 | Число и цифра 0. | 4 |
| ||||
51-54 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 4 |
| ||||
55 | Понятие «равенство». Знак «=». | 1 |
| ||||
IV. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. (25 ч) | |||||||
56 -58 | Сложение вида 2+1, 1+2. | 3 |
| Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов. Пользоваться математической терминологией. Знание состава чисел 3, 4, 5, 6, 7. Пользоваться математической терминологией. | Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов | ||
59 - 61 | Сложение вида 4+1 | 3 |
| ||||
62 -64 | Вычитание вида 2-1, 3-1 | 3 |
| ||||
10-11 | Вычитание вида 1-1, 2-2. | 2 |
| ||||
12-13 | Соотношение числа с количеством предметов | 3
|
| ||||
14 -16 | Закрепление | 2 |
| ||||
1-5 | Равенства. | 3 |
| ||||
6-9 | Закрепление. | 1 |
| ||||
V. Числа от 6 до 10. Сложение и вычитание в пределах 10.(30 ч) | |||||||
1-4 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | 4 |
| Знание состава чисел. Соотносить цифры с числом предметов, писать цифры
Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру. Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | ||
5-8 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | 5 |
| ||||
9-12 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | 5 |
| ||||
13-17 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | 5 |
| ||||
18-19 | Число 10. Особенности записи числа 10. | 5 |
| ||||
20-24 | Число 10. Состав числа 10 | 6 |
| ||||
25-30 | Закрепление пройденного материала. | 6 |
| ||||
VI. Содержательно-логические задания | |||||||
1-20 | Задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления
Решение задач |
|
| Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Слушать и понимать речь других. | ||
VII. Обобщение. систематизация за год (25 ч) | |||||||
21- 25 | Обобщение Повторение |
|
| ||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) и авторской программы С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математические ступеньки».
Цели:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения;
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
- развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
- формирование пространственных и геометрических представлений, осознанных способов математической деятельности;
- обеспечение интеллектуального развития, формирование качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимого для полноценной жизни в обществе;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира, как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизация математической стороны речи детей в единстве с их мышлением (повторение собственной речи, хоровое чтение, индивидуальное комментирование);
- создание условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- профилактика дискалькулии;
- формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика курса
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Место курса в учебном плане
На изучение курса математики в 1 дополнительном классе отводится 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Ценностные ориентиры:
- формировать математические отношения, что являются средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- развивать математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах для целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- формировать умение владеть математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, что позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Содержание программы
1.Признаки (свойства) предметов.
Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный), по цвету. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
2. Пространственные отношения.
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры). Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
3. Временные представления: раньше – позже, вчера, сегодня, завтра.
4.Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
5. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная.
6. Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы»;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений.
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.С. И. Волкова « Математические ступеньки» пособие для детей 5 – 7 лет / 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021. | 1.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет. / [ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.] Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 2015. 2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | ||||||
Признаки и свойства предметов (20 ч) | |||||||
1 | День знаний. Вводный урок | 2 | Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия. Сравнивать объекты по длине. Пересчитывать предметы, сравнивать группы предметов; выявлять существенные признаки в группе предметов. | Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | |||
2 | Размер, цвет, форма. | 1 | |||||
3-4 | Сравнение предметов по размеру: большой, маленький. | 2 | |||||
5-6 | Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже. | 2 | |||||
7-8 | Ориентация на плоскости: слева, справа. | 2 | |||||
9-10 | Длина. Длиннее – короче. | 2 | |||||
11-13 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 3 | |||||
14-15 | Круг. Многоугольник. | 2 | |||||
16-18 | Прямоугольник, квадрат. | 3 | |||||
19-21 | Закрепление пройденного материала | 3 | |||||
II.Пространственные и временные отношения (15 ч) | |||||||
22-24 | Ориентировка в пространстве: справа, слева, вверху, внизу. | 3 | Оперировать понятиями «раньше», «потом», «дальше», «ближе», сравнивать предметы и группы предметов. Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия | Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | |||
25-27 | Временные отношения: позже, раньше. | 3 | |||||
28-30 | Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. | 3 | |||||
31 | Закрепление пройденного материала. Обобщение | 1 | |||||
III. Цифры и числа от 1 до 5. Число 0. (30 ч) | |||||||
32 -34 | Число и цифра 1. Понятия «один – много». | 3 | Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов. Оперировать понятиями «один – много», соотносить цифру с числом 1, 2. 3, 4, 5. Иметь представление о разнообразии свойств предметов. Называть свойства предметов. Сравнивать геометрические фигуры по различным основаниям, классифицировать фигуры, писать цифры 1, 2, 3, 4, 5. Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов. Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | |||
35-38 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | 5 | |||||
39-42 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 5 | |||||
43-46 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 4 | |||||
47- 50 | Число и цифра 0. | 4 | |||||
51-54 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 4 | |||||
55 | Понятие «равенство». Знак «=». | 1 | |||||
IV. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. (25 ч) | |||||||
56 -58 | Сложение вида 2+1, 1+2. | 3 | Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов. Пользоваться математической терминологией. Знание состава чисел 3, 4, 5, 6, 7. Пользоваться математической терминологией. | Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов | |||
59 - 61 | Сложение вида 4+1 | 3 | |||||
62 -64 | Вычитание вида 2-1, 3-1 | 3 | |||||
10-11 | Вычитание вида 1-1, 2-2. | 2 | |||||
12-13 | Соотношение числа с количеством предметов | 3 | |||||
14 -16 | Закрепление | 2 | |||||
1-5 | Равенства. | 3 | |||||
6-9 | Закрепление. | 1 | |||||
V. Числа от 6 до 10. Сложение и вычитание в пределах 10.(30 ч) | |||||||
1-4 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | 4 | Знание состава чисел. Соотносить цифры с числом предметов, писать цифры Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру. Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | |||
5-8 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | 5 | |||||
9-12 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | 5 | |||||
13-17 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | 5 | |||||
18-19 | Число 10. Особенности записи числа 10. | 5 | |||||
20-24 | Число 10. Состав числа 10 | 6 | |||||
25-30 | Закрепление пройденного материала. | 6 | |||||
VI. Содержательно-логические задания | |||||||
1-20 | Задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления Решение задач | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Слушать и понимать речь других. | ||||
VII. Обобщение. систематизация за год (25 ч) | |||||||
21- 25 | Обобщение Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование» Срок реализации этой п...
Программа дополнительного образования "Открываю математику"
Программа "Открываю математику" направлена на ознакомление с возникновением чисел, числовых суеверий, способами называния и записи чисел, с историей становления разных систем мер, с элементами комбина...
Программа дополнительного образования "Занимательная математика" 3 класс
Внеурочная деятельность...
Программа дополнительных занятий по математике "Занимательная математика" 3 класс
Программа курса внеурочной деятельности по математике для учащихся 3 класса....
Программа дополнительного образования по математике кружок "Мир логики"
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие в...
Программа дополнительных занятий по математике со слабоуспевающими учащимися в 4 классе
Программа занятий по математике расчитана на 1 час в неделю в 4 классе....
Адаптированная рабочая программа в 1 дополнительном классе по математике
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразо...