Программа 1 дополнительного класса по математике
рабочая программа (1 класс)

Тищенко Марина Витальевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) и  авторской программы  С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математические ступеньки».

Цели:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
  • воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
  • развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
  • формирование  пространственных и геометрических представлений, осознанных способов  математической деятельности;
  • обеспечение  интеллектуального  развития, формирование  качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимого  для полноценной жизни в обществе;
  • формирование  представлений  о математике как форме описания и методе познания окружающего мира,  как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • активизация математической стороны речи детей в единстве с их мышлением (повторение собственной речи, хоровое чтение, индивидуальное комментирование); 
  • создание  условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • профилактика дискалькулии;
  • формирование  устойчивого  интереса  к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявление  и развитие  математических  и творческих  способностей  на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Общая характеристика курса

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей  положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей  счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.  Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)  и содержательно-логическая, построенная на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с  учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

     Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.  Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Место курса в учебном плане

На изучение курса математики в 1 дополнительном  классе отводится 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры:

  • формировать математические отношения, что являются средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
  • развивать математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах для целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • формировать умение владеть математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, что позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

 

Содержание программы

1.Признаки (свойства) предметов.     

 Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный), по цвету. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.

2. Пространственные отношения.

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры). Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

3. Временные представления: раньше – позже, вчера, сегодня, завтра.

4.Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

5. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная.

6. Содержательно-логические задания на развитие:

 — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы»;

 — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую;

 — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

 — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений.

Элементы алгебры.

Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.

Содержание коррекционной работы

      Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.С. И. Волкова « Математические ступеньки» пособие для детей 5 – 7 лет / 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

 

1.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет. / [ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.] Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 2015.

2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во час

Дата

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Признаки и свойства предметов (20 ч)

1

День знаний. Вводный урок

2

 

Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия.

Сравнивать объекты по длине.

Пересчитывать предметы, сравнивать группы предметов; выявлять существенные признаки в группе предметов.

Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2

Размер, цвет, форма.

1

 

3-4

Сравнение предметов по размеру: большой, маленький.

2

 

5-6

Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже.

2

 

7-8

Ориентация на плоскости: слева, справа.

2

 

9-10

Длина. Длиннее – короче.

2

 

11-13

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

3

 

14-15

Круг. Многоугольник.

2

 

16-18

Прямоугольник, квадрат.

3

 

19-21

 Закрепление пройденного материала

3

 

II.Пространственные и временные отношения     (15 ч)

22-24

Ориентировка в пространстве: справа, слева, вверху, внизу.

3

 

Оперировать понятиями «раньше», «потом», «дальше», «ближе», сравнивать предметы и группы предметов.

Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия

Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

25-27

Временные отношения: позже, раньше.

3

 

28-30

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

3

 

31

Закрепление пройденного материала. Обобщение

1

 

III. Цифры и числа от 1 до 5. Число 0. (30 ч)

32 -34

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

3

 

Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов. Оперировать понятиями «один – много», соотносить цифру с числом 1, 2. 3, 4, 5.

Иметь представление о разнообразии свойств предметов. Называть свойства предметов.

Сравнивать геометрические фигуры по различным основаниям, классифицировать фигуры, писать цифры 1, 2, 3, 4, 5.

 

Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов.

 

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке.

Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

35-38

Число и цифра 2. Понятие «пара».

5

 

39-42

Число и цифра 3. Состав числа 3.

5

 

43-46

Число и цифра 4. Состав числа 4.

4

 

47- 50

Число и цифра 0.

4

 

51-54

Число и цифра 5. Состав числа 5.

4

 

55

Понятие «равенство». Знак «=».

1

 

IV. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. (25 ч)

56 -58

Сложение вида 2+1, 1+2.

3

 

Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов. Пользоваться математической терминологией.

Знание состава чисел 3, 4, 5, 6, 7. Пользоваться математической терминологией.

Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.

Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов

59 - 61

Сложение вида 4+1

3

 

62 -64

Вычитание вида 2-1, 3-1

3

 

10-11

Вычитание вида 1-1, 2-2.

2

 

12-13

Соотношение числа с количеством предметов

3

 

 

14 -16

Закрепление

2

 

1-5

Равенства.

3

 

6-9

Закрепление.

1

 

V. Числа от 6 до 10. Сложение и вычитание в пределах 10.(30 ч)

1-4

Число и цифра 6. Состав числа 6.

4

 

Знание состава чисел.

Соотносить цифры с числом предметов, писать цифры

 

Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру.

Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов

Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

5-8

Число и цифра 7. Состав числа 7.

5

 

9-12

Число и цифра 8. Состав числа 8.

5

 

13-17

Число и цифра 9. Состав числа 9.

5

 

18-19

Число 10. Особенности записи числа 10.

5

 

20-24

Число 10. Состав числа 10

6

 

25-30

Закрепление пройденного материала.

6

 

VI. Содержательно-логические задания

1-20

Задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления

 

 

 

Решение задач

 

 

 

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Слушать и понимать речь других.

VII.   Обобщение. систематизация за год (25 ч)

21-

25

Обобщение

Повторение 

 

 

        

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) и  авторской программы  С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математические ступеньки».

Цели:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
  • воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
  • развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
  • формирование  пространственных и геометрических представлений, осознанных способов  математической деятельности;
  • обеспечение  интеллектуального  развития, формирование  качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимого  для полноценной жизни в обществе;
  • формирование  представлений  о математике как форме описания и методе познания окружающего мира,  как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • активизация математической стороны речи детей в единстве с их мышлением (повторение собственной речи, хоровое чтение, индивидуальное комментирование);  
  • создание  условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • профилактика дискалькулии;
  • формирование  устойчивого  интереса  к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявление  и развитие  математических  и творческих  способностей  на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Общая характеристика курса

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей  положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей  счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.  Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)  и содержательно-логическая, построенная на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с  учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

     Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.  Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Место курса в учебном плане

На изучение курса математики в 1 дополнительном  классе отводится 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры:

  • формировать математические отношения, что являются средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
  • развивать математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах для целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • формировать умение владеть математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, что позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Содержание программы

1.Признаки (свойства) предметов.     

 Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный), по цвету. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.

2. Пространственные отношения.

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры). Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

3. Временные представления: раньше – позже, вчера, сегодня, завтра.

4.Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

5. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная.

6. Содержательно-логические задания на развитие:

 — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы»;

 — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую;

 — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

 — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений.

Элементы алгебры.

Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.

Содержание коррекционной работы

      Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.С. И. Волкова « Математические ступеньки» пособие для детей 5 – 7 лет / 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

1.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет. / [ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.] Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 2015.

2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во час

Дата

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Признаки и свойства предметов (20 ч)

1

День знаний. Вводный урок

2

Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия.

Сравнивать объекты по длине.

Пересчитывать предметы, сравнивать группы предметов; выявлять существенные признаки в группе предметов.

Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2

Размер, цвет, форма.

1

3-4

Сравнение предметов по размеру: большой, маленький.

2

5-6

Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже.

2

7-8

Ориентация на плоскости: слева, справа.

2

9-10

Длина. Длиннее – короче.

2

11-13

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

3

14-15

Круг. Многоугольник.

2

16-18

Прямоугольник, квадрат.

3

19-21

 Закрепление пройденного материала

3

II.Пространственные и временные отношения     (15 ч)

22-24

Ориентировка в пространстве: справа, слева, вверху, внизу.

3

Оперировать понятиями «раньше», «потом», «дальше», «ближе», сравнивать предметы и группы предметов.

Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия

Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

25-27

Временные отношения: позже, раньше.

3

28-30

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

3

31

Закрепление пройденного материала. Обобщение

1

III. Цифры и числа от 1 до 5. Число 0. (30 ч)

32 -34

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

3

Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов. Оперировать понятиями «один – много», соотносить цифру с числом 1, 2. 3, 4, 5.

Иметь представление о разнообразии свойств предметов. Называть свойства предметов.

Сравнивать геометрические фигуры по различным основаниям, классифицировать фигуры, писать цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов.

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке.

Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

35-38

Число и цифра 2. Понятие «пара».

5

39-42

Число и цифра 3. Состав числа 3.

5

43-46

Число и цифра 4. Состав числа 4.

4

47- 50

Число и цифра 0.

4

51-54

Число и цифра 5. Состав числа 5.

4

55

Понятие «равенство». Знак «=».

1

IV. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. (25 ч)

56 -58

Сложение вида 2+1, 1+2.

3

Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов. Пользоваться математической терминологией.

Знание состава чисел 3, 4, 5, 6, 7. Пользоваться математической терминологией.

Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.

Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов

59 - 61

Сложение вида 4+1

3

62 -64

Вычитание вида 2-1, 3-1

3

10-11

Вычитание вида 1-1, 2-2.

2

12-13

Соотношение числа с количеством предметов

3

14 -16

Закрепление

2

1-5

Равенства.

3

6-9

Закрепление.

1

V. Числа от 6 до 10. Сложение и вычитание в пределах 10.(30 ч)

1-4

Число и цифра 6. Состав числа 6.

4

Знание состава чисел.

Соотносить цифры с числом предметов, писать цифры

Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру.

Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов

Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

5-8

Число и цифра 7. Состав числа 7.

5

9-12

Число и цифра 8. Состав числа 8.

5

13-17

Число и цифра 9. Состав числа 9.

5

18-19

Число 10. Особенности записи числа 10.

5

20-24

Число 10. Состав числа 10

6

25-30

Закрепление пройденного материала.

6

VI. Содержательно-логические задания 

1-20

Задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления

Решение задач

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Слушать и понимать речь других.

VII.   Обобщение. систематизация за год (25 ч)

21-

25

Обобщение

Повторение  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование»  Срок реализации этой п...

Программа дополнительного образования "Открываю математику"

Программа "Открываю математику" направлена на ознакомление с возникновением чисел, числовых суеверий, способами называния и записи чисел, с историей становления разных систем мер, с элементами комбина...

Программа дополнительных занятий по математике "Занимательная математика" 3 класс

Программа курса внеурочной деятельности по математике для учащихся 3 класса....

Программа дополнительного образования по математике кружок "Мир логики"

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие в...

Программа дополнительных занятий по математике со слабоуспевающими учащимися в 4 классе

Программа занятий по математике расчитана на 1 час в неделю в 4 классе....

Адаптированная рабочая программа в 1 дополнительном классе по математике

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразо...