Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»
рабочая программа на тему
Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование» Срок реализации этой программы 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
«Школа здоровья» №1008
Рекомендовано педагогическим советом ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1008 № протокола дата | «Утверждаю» Директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1008
|
Направленность – естественно-научное
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Математика и конструирование»
(разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование» М. «Просвещение» 2007)
Срок реализации: 4 года
Возраст: 7-11 лет
Составила педагог дополнительного образования
Гук Наталья Николаевна
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность образовательной программы: естественно - научная.
- Цель:
обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать
элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков
учащихся.
- Задачи:
создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических
представлений, знаний и умений учащихся ;
помогать формировать элементы конструкторских и графических умений;
развивать воображение и логическое мышление детей;.
одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную и практическую
деятельность учащихся.
- Возраст детей: 7- 10 лет
- Сроки реализации: 4 года
- Формы занятий: теоретическая и практическая
7. Режим занятий: 1 час в неделю
- Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны уметь к 1-му году обучения:
- чертить отрезки прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол
- многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
- соблюдать правила безопасности;
- изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.
К концу 2-ого класса учащиеся должны уметь:
- чертить окружности, чертить и изготавливать модели : треугольника, прямоугольника, круга;
- изготавливать несложные изделия по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
- собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
- делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
К концу 3-его класса учащиеся должны уметь:
- делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;
- строить треугольник по трем сторонам, прямоугольник на нелинованной бумаге;
- находить периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника;
- делить окружность на 2,4,8 частей и на 3,6,12 равных частей;
- рационально размечать материал;
- изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
К концу 4 -ого класса учащиеся должны уметь:
- конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);
- делить фигуры на части и составлять фигуры из частей;
- конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте;
- чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии;
- работать с чертежами и трудовыми инструментами;
- вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (параллелограмм, равнобедренная трапеция);
- соотносить детали чертежа и детали модели объекта;
- рационально расходовать используемые материалы;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
выставки работ, участие в школьных мероприятиях
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Перечень разделов: геометрическая составляющая и конструирование
- Количество часов по каждому блоку:
Класс | Геометрическая составляющая (теоретическая часть) | Конструирование (практическая часть) |
1 | 23 | 13 |
2 | 17 | 19 |
3 | 18 | 18 |
4 | 17 | 19 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п/п | Программная тема | Кол-во часов | Геометрическая составляющая (кол-во часов) | Конструирование (кол-во часов) |
1 | Точка. Линия. | 5 | 4 | 1 |
2 | Отрезок | 5 | 2 | 3 |
3 | Луч | 4 | 4 | - |
4 | Угол | 3 | 3 | - |
5 | Ломаная | 2 | 2 | - |
6 | Многоугольник | 14 | 8 | 6 |
7 | Обобщение пройденного | 3 | 3 | |
Итого | 36 | 23 | 13 |
2 класс
№п/п | Программная тема | Кол-во часов | Геометрическая составляющая (кол-во часов) | Конструирование (кол-во часов) |
1 | Повторение | 3 | 2 | 1 |
2 | Прямоугольник | 12 | 5 | 7 |
3 | Окружность | 8 | 5 | 3 |
4 | Преобразование фигур по заданному условию | 7 | 3 | 4 |
5 | Работа с набором «Конструктор» | 4 | 4 | |
6 | Обобщение пройденного | 2 | 2 | |
Итого | 36 | 17 | 19 |
3 класс
№п/п | Программная тема | Кол-во часов | Геометрическая составляющая (кол-во часов) | Конструирование (кол-во часов) |
1 | Повторение | 2 | 2 | |
2 | Треугольник | 7 | 4 | 3 |
3 | Прямоугольник | 13 | 8 | 5 |
4 | Окружность | 8 | 4 | 4 |
5 | Закрепление пройденного. Конструирование | 6 | 6 | |
Итого | 36 | 18 | 18 |
4 класс
№п/п | Программная тема | Кол-во часов | Геометрическая составляющая (кол-во часов) | Конструирование (кол-во часов) |
1 | Прямоугольный параллелепипед (куб) | 13 | 9 | 4 |
2 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях | 7 | 2 | 5 |
3 | Осевая симметрия | 7 | 3 | 4 |
4 | Цилиндр, шар, сфера | 7 | 3 | 4 |
5 | Обобщение пройденного | 2 | 2 | |
Итого | 36 | 17 | 19 |
- Содержание программы дополнительного образования.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения: математику и трудовое обучение.
Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:
- преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии;
- усиление геометрического содержания начального курса математики за счет углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет расширения содержания его геометрической составляющей: изучаются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата) и способы построения этих фигур на нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное расположение на плоскости различных фигур ( в том числе вписанного в окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида), телами вращения (цилиндр, шар, сфера);
- изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления, для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.
Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:
- арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы;
- геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Программная тема | №п/п | Тема урока | Дата |
Точка. Линия. 5ч | 1 | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге | |
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | ||
3 | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | ||
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. | ||
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | ||
Отрезок 5ч | 6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | ||
8 | Повторение и закрепление пройденного | ||
9 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги | ||
10 | Изготовление аппликации «Песочница» | ||
Луч 4ч | 11 | Луч | |
12 | Сравнение отрезков с помощью циркуля | ||
13 | Сантиметр | ||
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков | ||
Угол 3ч | 15 | Угол. Развернутый угол | |
16 | Прямой угол. Непрямой угол | ||
17 | Виды углов: прямой, тупой, острый. | ||
Ломаная 2ч | 18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | |
19 | Закрепление пройденного | ||
Многоугольник 14ч | 20 | Многоугольник | |
21 | Многоугольник | ||
22 | Прямоугольник | ||
23 | Противоположные стороны прямоугольника | ||
24 | Квадрат | ||
25 | Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром | ||
26 | Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром | ||
27 | Повторение и закрепление пройденного | ||
28 | Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник» | ||
29 | |||
30 | |||
31 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей | ||
32 | Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик» | ||
33 | |||
Обобщение пройденного 3ч | 34 | Творческие работы. Выполнение мини проектов. | |
35 | |||
36 |
2класс
Программная тема | №п/п | Тема урока | Дата |
Повторение 3ч | 1 | Повторение пройденного в 1 классе | |
2 | Оригами. Изготовление изделия «Воздушный змей» | ||
3 | Треугольник. Соотношение между длинами сторон треугольника | ||
Прямоугольник 12ч | 4 | Прямоугольник. Определение прямоугольника | |
5 | Противоположные стороны прямоугольника и их свойства | ||
6 | Диагонали прямоугольника и их свойства. | ||
7 | Квадрат. Определение квадрата. | ||
8 | Закрепление пройденного. Практическая работа 1 «Преобразование фигур». | ||
9 | Закрепление пройденного. Практическая работа 1 «Преобразование фигур». | ||
10 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника | ||
11 | Середина отрезка. Деление отрезка пополам. | ||
12 | Свойства диагоналей прямоугольника | ||
13 | Практическая работа 2 «Изготовление пакета для хранения палочек» | ||
14 | Практическая работа 3 «Изготовление подставки для кисточки» | ||
15 | Закрепление пройденного. | ||
Окружность 8ч | 16 | Окружность. Круг. | |
17 | Центр, радиус, диаметр окружности | ||
18 | Прямоугольник, вписанный в окружность. | ||
19 | Практическая работа 4 «Изготовление ребристого шара» | ||
20 | Закрепление пройденного | ||
21 | Практическая работа 5 «Изготовление аппликации «Цыпленок» | ||
22 | Закрепление пройденного | ||
23 | Деление окружности на 6 равные части | ||
Преобразование фигур по заданному условию 6ч | 24 | Практическая работа 6 «Изготовление закладки для книги» Составление технологической карты | |
25 | Деление фигуры на части, подготовка к составлению чертежа. | ||
26 | Закрепление пройденного. | ||
27 | Практическая работа 7 «Изготовление аппликации «Автомобиль». Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и деталей чертежа. | ||
28 | Выполнение чертежа по рисунку объекта. | ||
29 | Практическая работа 8 «Изготовление аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». | ||
Оригами 1 ч | 30 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | |
Работа с набором «Конструктор» 6ч | 31 | Сборка моделей геометрических фигур | |
32 | Сборка моделей дорожных знаков | ||
33 | Сборка игрушек | ||
34 | Сборка моделей | ||
35 | Самостоятельное творчество | ||
36 |
3 класс
Программная тема | №п/п | Тема урока | Дата |
Повторение 2ч | 1 | Повторение пройденного | |
2 | Повторение пройденного. Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля. | ||
Треугольник 7ч | 3 | Виды треугольников по сторонам | |
4 | Построение треугольника по трем сторонам | ||
5 | Виды треугольников по углам | ||
6 | Конструирование различных треугольников. Знакомство с треугольной пирамидой. | ||
7 | Практическая работа 1 «Изготовление правильной треугольной пирамиды» | ||
8 | Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. Закрепление пройденного. | ||
9 | Практическая работа 2 «Изготовление геометрической игрушки на основе равных равносторонних треугольников» | ||
Прямоугольник 13ч | 10 | Периметр многоугольника | |
11 | Свойства диагоналей прямоугольника | ||
12 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойства диагоналей | ||
13 | Практическая работа 3 «Изготовление аппликации «Домик» | ||
14 | Свойства диагоналей квадрата | ||
15 | Закрепление пройденного | ||
16 | Закрепление пройденного | ||
17 | Практическая работа 4 «Изготовление аппликации «Бульдозер» | ||
18 | Закрепление пройденного | ||
19 | Практическая работа 5 «Изготовление композиции «Яхта в море» | ||
20 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. | ||
21 | Закрепление пройденного | ||
22 | Закрепление пройденного. | ||
Окружность, круг 8ч | 23 | Разметка окружности | |
24 | Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей | ||
25 | Практическая работа 6 «Изготовление цветка на цветной бумаги с использованием деления круга » | ||
26 | Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей | ||
27 | Практическая работа 7 «Изготовление модели часов» | ||
28 | Взаимное расположение окружностей на плоскости | ||
29 | Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. | ||
30 | Вписанный в окружность треугольник | ||
Закрепление пройденного. Конструирование 6ч | 31 | Изготовление игры «Танграм» | |
32 | Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами | ||
33 | Техническое конструирование и изготовление модели подъемного крана | ||
34 | Техническое конструирование и изготовление модели транспортера | ||
35 | Самостоятельное творчество | ||
36 |
4 класс
Программная тема | №п/п | Тема урока | Дата |
Прямоугольный параллелепипед (куб) 13ч | 1 | Прямоугольный параллелепипед | |
2 | Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда. | ||
3 | Закрепление знаний о прямоугольном параллелепипеде, умений вычерчивать его развертку и изготавливать модель | ||
4 | Закрепление умений изготавливать модель прямоугольного параллелепипеда, рисовать предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда | ||
5 | Закрепление пройденного | ||
6 | Куб. Развертка куба. | ||
7 | Закрепление пройденного. Работа с разверткой куба. | ||
8 | Закрепление пройденного. Изготовление каркаса куба из счетных палочек. | ||
9 | Практическая работа 1 «Изготовление модели куба» | ||
10 | Закрепление пройденного | ||
11 | Практическая работа 2 «Изготовление модели платяного шкафа» | ||
12 | Площадь прямоугольника. Единицы площади. | ||
13 | Расширение представление о способах вычисления площади. | ||
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях 7ч | 14 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях | |
15 | Закрепление пройденного. Соотнесение рисунка и развертки прямоугольного параллелепипеда | ||
16 | Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда | ||
17 | Чертеж куба в трех проекциях | ||
18 | Закрепление пройденного. Вычерчивание развертки. | ||
19 | Практическая работа 3 «Изготовление модели гаража» | ||
20 | Закрепление пройденного | ||
Осевая симметрия 7ч | 21 | Осевая симметрия | |
22 | Осевая симметрия. Закрепление и расширение знаний. | ||
23 | Построение симметричных фигур. | ||
24 | Построение симметричных фигур. | ||
25 | Построение симметричных фигур. | ||
26 | Закрепление пройденного | ||
27 | Закрепление пройденного | ||
Цилиндр, шар, сфера 7ч | 28 | Представление о цилиндре | |
29 | Практическая работа 4 «Изготовление карандашницы» | ||
30 | Знакомство с шаром и сферой | ||
31 | Знакомство с шаром и сферой | ||
32 | Практическая работа 5 «Изготовление модели асфальтового катка» | ||
33 | Практическая работа 5 «Изготовление модели асфальтового катка» | ||
34 | Закрепление пройденного | ||
Обобщение пройденного 2ч | 35 | Творческие работы. Выполнение мини проектов. | |
36 |
- Методическое обеспечение программы дополнительного образования:
4.1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» -М.; Просвещение, 2008г
4.2. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу "Математика и конструирование"
1-4 классы - М.: Просвещение, 2007г
4.3. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. "Математика и конструирование" Пособие для учащихся 1, 2, 3, 4 классов - М.: Просвещение, 2006 - 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88750.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88750.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-381905-1389645853.jpg)
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/18/picture-77388-1405702437.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981189-1512393068.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Комментарии
Наталья Николаевна
Наталья Николаевна,здравствуйте! Благодарю Вас за программу "Математика и конструирование".Желаю Вам позитивного настроения, творческого успеха и талантливых учеников.