Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
рабочая программа
Рисование — это занятие, которое успокаивает и умиротворяет. Регулярные уроки изобразительного искусства помогают детям научиться структурировать своё время, воспитывают усидчивость и дисциплинированность.
В процессе рисования дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимают, что каждый человек видит реальность по-своему. Они осознают, что каждый может иметь своё восприятие предметов и явлений природы.
Рисование также позволяет детям выразить себя, свои эмоции и психологическое состояние на бумаге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_yunyy_hudozhnik_tebloeva_l.s.docx | 64.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель: Теблоева Л.С.,
учитель начальных классов
г. Владикавказ 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы……………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………4
Актуальность……………………………………………………………………...4
Педагогическая целесообразность………………………………………………5
Цели и задачи……………………………………………………………………..5
Новизна и отличительные особенности…………………………………………6
Адресат программы……………………………………………………………….7
Сроки реализации программы……………………………………………………7
Форма организации занятий……………………………………………………...7
Ожидаемые результаты…………………………………………………………...8
Формы аттестации………………………………………………………………...9
Учебный план………………………………………………………………….9-13
Содержание программы……………………………………………………….13
Методические материалы……………………………………………………13-16
Материально- техническое оснащение……………………………………..17-20
Календарный учебный график………………………………………………21-22
Список информационных ресурсов………………………………………….23
Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник».
Автор - составитель программы: Теблоева Лейла Славовна, учитель начальных классов.
Организация-исполнитель: МБОУ СОШ № 28
Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. М. Горького, 39
тел. 8(8672) 41-11-26
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Социальный статус: обучающиеся г. Владикавказа
Цель программы: обучение основам рисования
Направленность программы: художественная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: базовый
Способ освоения содержания образования: креативный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование – это занятие, которое не только успокаивает и умиротворяет, но и развивает важные навыки у детей. Систематические уроки изобразительного искусства помогают ребёнку структурировать время, стать более усидчивым и дисциплинированным.
Дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек воспринимает реальность по-своему. Рисуя, ребёнок может выразить свои эмоции и чувства, а также лучше понять себя.
Для занятий подбираются темы, близкие опыту ребёнка. Это позволяет ему уточнить и расширить свои знания, а также применить первые варианты обобщения. Во время рисования педагог может рассказывать детям о различных явлениях природы, о жизни людей и животных.
Такие задания помогают детям узнать о цвете, величине, форме и количестве предметов, а также об их пространственном расположении.
Процесс изобразительной деятельности предполагает эксперименты, креативность и индивидуальное видение предметов. В результате ребёнок получает реальный результат – рисунок, что учит его ставить цели и формирует ориентацию на достижение результата. Создание картины позволяет детям почувствовать себя творцами, что положительно сказывается на их самооценке и самоидентификации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественную направленность.
Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
• "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";
• Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
• Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16
• Устав МБОУ СОШ №28
Актуальность
Ведущими задачами школы являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования и развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни. Решение этих истинно педагогических задач во многом зависит от уровня преподавания в школе художественно- эстетического цикла, разнообразия внеклассной работы. Факультативы по искусству – одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Изучение темы «Рисунок и живопись» способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Отличительные особенности программы. Данная дополнительная общеобразовательная программа стремится к созданию условий для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей. Программа использует образовательные технологии, направленные на формирование у обучающихся мотивации на стремление к познанию: игровые, личностно – ориентированного обучения, педагогику сотрудничества, диалогового обучения.
Педагогическая целесообразность
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе, художественные знания, умения и навыки позволяют детям освоить базовые основы изобразительного творчества и являются средствами приобщения к художественной культуре.
Программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию и мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок, участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» рассчитана на 9 месяцев, имеет художественную направленность. Уровень освоения программы: стартовый. Программа по форме организации: групповая. Программа направлена на изучение широкого спектра творческих работ из различных групп художественных материалов, для развития всесторонне развитой личности учащегося в процессе овладения приемами и техниками работы в изобразительной деятельности.
На занятиях дети получают знания по изобразительному искусству, приобретают навыки и умения изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
Обучающие:
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Развивающие:
- развивать художественно–эстетический вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- создавать все необходимые условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности;
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, для более полного усвоения знаний законов и правил изобразительного искусства.
Возраст обучающихся: дети 7-10 лет.
Количество детей в группе: 15-30 человек.
Объем и срок реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» предназначена на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Обучениe – 9 месяцев.
Режим занятий – один раз в неделю.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.
Главными методами в обучении детей в изобразительной деятельности являются наглядные методы, так как мышление детей дошкольного возраста наглядно – образное. Среди наглядных методов и приемов выделяют: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), использование образца, натуры, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Метод показа используется широко, но лишь применительно к техническим задачам: как штриховать, как закрашивать, как держать кисть и руку и т. д. Показ приемов, обучающих беречь время, быстро, экономно работать, смело использовать ритмическое движение рук, полезно показывать в процессе учебных занятий по рисованию.
Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид объекта, но и охарактеризовать особенности. Для этого широко на занятиях используются игры-инсценировки, вечера загадок, организация выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.
Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.
Наряду с наглядными методами обучения используются словесные методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Отдельные методы и приемы – наглядные и словесные – совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Планируемые результаты
К концу обучения учащимися будут освоены следующие знания:
- первоначальные основы в изучаемой предметной области;
- виды графических и живописных материалов;
- основы цветоведения;
- графические техники;
- живописные приемы;
- композиционные основы;
- жанры изобразительного искусства.
Так же ими приобретены такие умения как:
- ориентироваться в формате листа (изображать предметы крупно, полностью используя бумагу);
- пользоваться изобразительными материалами (гуашь, цветные карандаши, фломастеры);
- определять теплые и холодные цвета, темные и светлые тона;
- получать дополнительные оттенки путем смешения основных цветов;
- выполнять наброски от руки;
- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая
Формы аттестации
Так как, программа реализуется в системе дополнительного образования, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются педагогами, родителями.
Анализ учебных и творческих работ, обучающихся на занятиях по изобразительному искусству:
- Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
- Раскрытие темы:
- осмысление темы и достижение образной точности;
- импровизация и использование собственных впечатлений;
- оригинальность замысла.
3. Композиция:
- знание, понимание и применение основных законов композиции;
- органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок:
- владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы, передачи пропорций и характера объекта).
В зависимости от поставленных задач:
- степень сходства изображения с предметами действительности;
- умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии мира. Цветовое решение:
- знание ключевых понятий цветоведения;
- умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии. Техника исполнения:
- умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
- владение приемами в области изобразительного искусства;
- наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль за выполнением учебной программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий следует руководствоваться следующими критериями:
- качество выполнения изучаемых на занятии приемов рисования;
степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности.
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов Форма аттестации | |
Всего | |||
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | Диагностика (наблюдение, собеседование) |
2 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
3 | Рисунок-основа изобразительного творчества | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
4 | Разновидности графики: линейный рисунок | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
5 | Разновидности графики: монотипия. | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
6 | Разновидности графики: гравюра | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
7 | Литогравюра | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
8 | Урок-обобщение | 1 | Текущий контроль (наблюдение, опрос, упражения, анализ достижений) |
9 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
10 | Композиция "Весенние ручьи" | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
11 | Условно-символический характер изображения | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
12 | Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
13
| Единство пользы и красоты | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
14 | Цвет и его возможности | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
15 | Ритм цветовых пятен как средство выражения | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
16 | Образ традиционной русской избы | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
17 | Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
18 | Древнерусский город. Древние соборы | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
19 | Народные праздничные обряды | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
20 | Образ красоты человека | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
21 | Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
22 | Жанры в живописи | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
23 | Живопись. Художники - пейзажисты родного края | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
24 | Современное выставочное искусство | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
25 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | Текущий контроль (опрос, наблюдение) |
26 | Художественная мастерская | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
27 | Симметрия | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
28 | Гармония | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
29 | Часть и целое | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
30 | Сюжет | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
31 | Родилась живопись | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
32 | Сюжетная композиция | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
33 | Красота фигуры человека в движении | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
34-35 | Изображение на плоскости фигуры человека | 2 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) |
36 | Итоговое занятие | 1 | Итоговый контроль (опрос,наблюдение, упражения, анализ и оценка работ, выставка) |
| Итого | 36 |
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» начинается 5 сентября и заканчивается 30 мая, число учебных недель по программе - 36, число учебных дней – 36, количество учебных часов –36.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
Учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий, шкафы для хранения папок с творческими работами детей и демонстрационного материала; наглядные пособия в виде постановочного материала, таблицы и книги по рисунку и живописи;
Инструменты и приспособления: палитра, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, бумага (А3, А4), карандаши различной твердости и мягкости, тушь, перья, акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, пастель, восковые мелки, цветная бумага и картон).
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству, презентации к занятиям на дисках и флеш. носителях, DVD – фильмы по ИЗО, записи классической и народной музыки.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки.
Методическое обеспечение
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения.
- Наглядные пособия по темам.
- Наборы шаблонов индивидуального пользования по темам.
- Образцы изделий и виды композиций.
- Диагностические методики для определения уровня ЗУНов творческих способностей и личностных качеств воспитанников.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.
Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее специальное образование, знать возрастные особенности детей и обладать конструкторскими и знаниями МХК, выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения данной Программы, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС.
Санитарно-гигиенические требования
Для успешного решения задач воспитания и обучения воспитанников на занятиях в объединении нужны определенные условия.
Помещение для работы объединения должно отвечать требованиям санитарно–гигиеническим норм, Госпожарнадзора и правилам техники безопасности, установленным для помещения, где работают дети: температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60%, оснащенный раковиной с подводкой воды, специально приспособленные столы и стулья,, соответствующая возрастным особенностям детей 7-10 лет); Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. В кабинете должно быть натурный столик и необходимый натурный фонд, необходимая специальная литература и дидактические таблицы по изобразительному искусству. В этих условиях дети могут успешно заниматься и проявлять своё творческое начало.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы начальной диагностики:
- задания по карточкам для определения уровня знаний по основам цветоведения, композиции, жанров изобразительного искусства;
- тесты для определения творческих способностей.
Способы определения результативности:
- участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады),
- решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях,
- педагогическое наблюдение.
Способы проверки результатов. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Формы отслеживания образовательных результатов: мини-выставки готовых работ после освоения каждой темы.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: выставка работ за год, итоговая диагностика (тесты для определения творческих способностей, определение уровня знаний в форме игры).
Формы фиксации образовательных результатов: материал тестирования, фото готовых работ, отзывы детей и родителей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, направленная на творческую деятельность учащихся. В конце освоения каждой темы оформляется мини-выставка. Итоговое занятие проводится в форме игры «Вошебный мир красок» и выставки работ за год. В каникулярное время предусмотрено посещение музеев и выставок, экскурсии. Методы обученния - словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка - один из главных принципов.
Методические приѐмы: освоение возможностей художественных материалов, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, беседы, игры, конкурсы, обсуждение иллюстративного материала и работ детей. Педагог вместе с детьми выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Для выполнения творческих заданий дети могут выбрать разнообразные художественные материалы. Наглядно показываются (преподавателем) приѐмы работы этими материалами. При реализации программы учитываются знания детской психологии, исследуется мир человеческих отношений, и мир человеческой души.
При организации занятии используются педагогические приёмы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, степень сложности задания и т.п.
В программе применяются принципы:
- от простого к сложному: учитывается возрастная особенность;
- от знаний к творчеству: творческие задания всегда начинаются с информации, показа иллюстраций, рассказа о художниках;
- от натуры к фантазии: творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, иллюстраций, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения;
- от идеи к еѐ реализации: этот принцип является формированием личности ребѐнка как творца; от эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.
Реализация программы основана на использовании педагогических образовательных технологий:
- технологии дифференцированного обучения (предполагают целевую ориентацию на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей);
- личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская);
- групповые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Поставленные цели и задачи к процессу организации и проведения занятий с детьми позволят: сформировать творческую личность, обладающую развитым воображением и нестандартным мышлением. Придаст им большую уверенность в своих способностях и углубит художественное восприятие, научит смотреть на вещи под другим углом зрения.
Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год
№ | Дата | Тема | Количество часов | Формы аттестации\конт роля | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Знакомство с изостудией, материалами для рисования. Диагностика. Нарисуй, что хочешь, что умеешь. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
2. | Живопись. Дары природы | 1 | 1 | Просмотр работ | ||
3. | Рисунок. Смешанная техника. Ковер из осенних листьев. | 1 | 1 | Просмотр работ | ||
4. | Ознакомление с искусством. Натюрморт. | 1 | 1 | Просмотр работ | ||
5. | Натюрморт с осенними листьями. | 1 | 1 | Выставка работ | ||
6. | Осеннее дерево. Акварель, сангина. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
7. | Тренировочное упражнение. Закрасить сегменты квадрата разными оттенками серого цвета. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
8. | Ознакомление с искусством. Пейзаж. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
9. | Пейзаж. Березы в пасмурную погоду. Живопись. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
10. | Яблоки созрели. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
11. | Холодные цвета красок и их оттенки. Тренировочные упражнения. Тёплые цвета и их опенки. Тренировочные упражнения. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
12. | Ознакомление с искусством. Натюрморт. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
13. | Фантазийный натюрморт в любой гамме цветов. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
14. | Знакомство с ДПИ. Дымковские игрушки. Рисование дымковской барышни. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
15. | Декоративное рисование. Завиток. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
16. | Знакомство с творчеством Ю.А. Васнецова. Украшение узором полотенца к потешке «Водичка, водичка, умой моё личико» | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
17. | Иллюстрация к потешке «Петушок - красный гребешок». | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
18. | Ознакомление с искусством. Рассматривание репродукций картин о зиме. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
19. | Зимний пейзаж. Живопись. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
20. | Портрет. Снегурочка. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
21. | Волшебный город Конфеттенбург. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
22. | Седой мороз -художник. Смешанная техника. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
23. | Белые снежинки-звёздочки пушинки. Рисование солью. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
24. | Снегирь на ветке. "Салфеточная техника" | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
25. | Узоры на зимней одежде. Декоративное рисование. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
26. | Ознакомление с искусством. Зимние мотивы в произведениях художников. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
27. | Краса-обрезка Рисование мозаичными мазками. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
28. | Живопись. Русская зима | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
29. | Цирк, цирк, цирк!! | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
30. | Праздничный салют в городе. Цветной граттаж. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
31. | Солнышко весеннее. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
32. | Ознакомление с искусством. Портрет. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
33. | Рисунок, портрет. Моя мама. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
34. | Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
35. | Графика. Пейзаж. Ранняя весна. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
36. | Выставка лучших работ за год. | 1 | 1 | Собеседование, просмотр работ | ||
Всего: | 36 | 29 | 7 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для детей:
1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973.
3. Соколова Г.М. Воспитание чувств. - Ставрополь: СКИУУ, 1992.
4. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Просвещение, 2011.
4. Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2011.
6. Сокольникова И.М. Основы композиции. - М.: Дрофа, 2009.
Список для педагога:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2010.
2. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе. - М.: Просвещение, 1990.
3. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М. : Просвещение, 1993.
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 1999.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
Интернет ресурсы:
1. Музеи России http://www.museum.ru
2. Педсовет - персональный помощник педагога https://pedsovet.org
3. Архивохранилища музеев и библиотек. Архивы России. http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/tamb4.shtml
4. Методика преподавания ИЗО
http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
5. Страна мастеров https://stranamasterov.ru
6. Центр художественной подготовки и дизайна
https://prorisunok.ru/ http://pro-risunok.ru/
7. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
9. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
10. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»
Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
quot;Юный художник"- дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"
Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...
АДАПТИРОВНАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с синдромом Дауна. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует у...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» 2024г
Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быс...