АДАПТИРОВНАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с синдромом Дауна. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления у детей – инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Обсуждено на заседании научно-методического совета МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале Протокол №1 «31» августа 2022г. | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале ______________Г. Н. Канищева Пр. № 147 от 31 августа 2022г. |
АДАПТИРОВНАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7-14 лет
Педагог дополнительного образования:
Подлужная Ирина Викторовна
г.Тарко-Сале
2022 г.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Расширение образовательных возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов является наиболее продуктивным фактором социализации детей данной категории в обществе. Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа решает задачи реализации образовательных потребностей детей, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание не должно занимать второстепенное место в современной системе воспитания, так как оно в состоянии решать важные задачи, связанные с необходимостью гармоничного развития личности.
А как известно первые яркие впечатления, первые успехи в творчестве, именно ребенка, как бы программируют будущий его путь. Поэтому результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, наблюдательность, воображение.
Актуальность программы Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Направленность программы - художественная
Отличительные особенности программы
Особенность программы в том, что она состоит из нескольких блоков, направленность которых каждый год повторяется. Отличие лишь в том, что содержание каждого блока с каждым годом усложняется.
Занятия в группах проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Одно занятие делится на два этапа – теоретический и практический. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром подготовленного наглядного тематического материала и закрепляется все это практической частью.
Адресат программы
Дети 7 – 15 лет.Количество детей в группе 1 человек. Это связано с характером программы.
Медико-психолого-педагогическая характеристика учащейся:
Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с синдромом Дауна. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления у детей – инвалидов.
Ученице, для которой разработана программа освоение учебного материала дается с трудом, так как не сформированы умения и навыки, мотивация к учебной деятельности низкая. Но уровень развития восприятия позволяет учащейся получать правильное представление об окружающем.
Ученица видит сходства и различия между предметами, улавливает смысл в сюжетных картинках. Активный словарный запас у девочки беден и неточен, кругозор узок. У девочки сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, адекватно может оценить результаты своей деятельности. Мелкая моторика рук развита слабо. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием выработаны. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее.
В ходе овладения умениями и навыками на уроках изобразительного искусства развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.
При проведении занятия учитывается возможность перерывов во время занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур. Соблюдается максимально допустимый уровень нагрузок. Соблюдается комфортный режим образования в том числе ортопедический режим. Создает благоприятную ситуацию для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. Обеспечивается обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный и теплый тон голоса)
Формы обучения: очная, очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Во исполнение постановлений Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./2.2.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 07.07.2021 №18 «О мерах по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ» занятия в творческих объединениях будут организованны по расписанию одной группой (не более 10 человек). Также предусматриваются мелкогрупповые занятия до 5 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу.
При составлении режима занятий, периодичности и продолжительности занятий – общего количества часов в неделю, в год педагоги руководствуются Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р), постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 СП 3.1./2.2.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва, Уставом учреждения.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, мелкогрупповая. Выбор формы обосновывается с позиции возраста, категории учащихся.
Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
Каникулы с 1 января по 8 января и с 1 июня по 31 августа.
Во время каникул проводятся экскурсии, посещение выставок.
Объем и срок освоения программы:
Цель образовательной программы: является развитие у ребенка творческих потенциальных возможностей, нравственно-эстетическое воспитание детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональное самоопределение.
Задачи:
Образовательные - ознакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие - формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Развивать способность к творчеству, воображение, память, изобретательность, пространственное воображение
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Метапредметные - развитие мотивации к занятию, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности
Основной формой являются групповые занятия. Групповая форма организации образовательной деятельности оказывает стимулирующее действие на развитие ребёнка, обеспечивая активность образовательного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания программы. Реализация поставленных целей и задач осуществляется через работу с детьми по следующим направлениям: цветоведение, графика, живопись, ритм и орнамент, композиция, роспись по дереву, посещение выставок и экскурсий. Выбор этих предметов не случаен. Каждый вид изобразительного искусства взаимодополняем и направлен на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, привитие эстетического вкуса.
Важными условиями реализации поставленных целей и задач является:
- оптимальное сочетание практических и теоретических занятий;
- закрепление изучаемого материала в создании творческих работ;
- сотрудничество детей, родителей и педагогов;
- комплектование разновозрастных групп, что способствует развитию коммуникативных отношений и взаимопомощи;
- методическое обоснование организации образовательного процесса;
Учебно-тематический план 1 год обучения
(1 час в неделю , 36 часов в год)
№ | ТЕМА | |||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | - | 1 | 1 |
2. | Основы композиции. | - | 5 | 5 |
3. | Ритм и орнамент. Цветовая грамота. | - | 4 | 4 |
4. | Техники и материалы графики. | - | 5 | 5 |
5. | Техники и материалы живописи | - | 5 | 5 |
6. | Портрет. | - | 5 | 5 |
7. | «Успех каждого» (анкетирование, тестирование) - Диагностика на начальном этапе - Диагностика на итоговом этапе - Подготовка к конкурсу код успешности Подготовка к внутренним, общегородским, районным и окружным выставкам и конкурсам. | - - - - - | - 1 1 4 5 | - 1 1 4 5 |
8. | Подведение итогов | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | - | 36 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Вводное занятие. Ознакомительная экскурсия по Дому детского творчества. Знакомство с кабинетом, учащимися, расписанием занятий и планом работы на год. Инструктирование по правилам безопасности труда и противопожарной безопасности.
2. Основы композиции. Роль композиции в изобразительном искусстве. Отношение художественного видения к реальной действительности. «Перевод» реального объекта в объект изображения. Линия как средство художественной выразительности. Роль пластических качеств формы. Выразительность деталей.
Практическая работа. Зарисовка растений веток с прорисовкой деталей. Переработка натуральных зарисовок в декоративное изображение. Объединение разных элементов в одной декоративной композиции.
3. Ритм и орнамент. История возникновения, развития орнамента, его значение и область применения. Общие закономерности развития орнаментальных элементов. Композиционное сочетание элементов. Особенности ритмических построений и создание направленного ритмического ряда. Декоративные элементы растительного орнамента.
Практическая работа. Орнаментальная композиция из заданных элементов. Композиционная разработка элементов растительного орнамента. Цветовое решение элементов и фона. Выполнение простой орнаментальной композиции.
Цветовая грамота. Цвет. Значение цвета в изобразительном искусстве. Основные и дополнительные цвета. Хроматические, ахроматические цвета. Контраст, нюанс.
Практическая работа. Каждый обучающийся должен сделать должен сделать себе таблицу цветов: цветовой круг, сочетающиеся цвета и контрастирующие.
4. Техники и материалы графики. Место графики в изобразительном искусстве. Четыре вида графики: станковая, книжная, промышленная, плакат. Материалы, которыми рисует график и разнообразные графические техники.
Выразительные средства графики – линия и пятно. Понятие «контур» и «силуэт». Просмотр репродукций станковой графики, книжных иллюстраций. Материалы для рисования линией и техника работы ими. Перо, фломастер, палочка, кисть и техника работы ими. Кисть, уголь, мел и их изобразительный язык.
Практическая работа. 1. Упражнения по воображению, выполняемые линией с помощью различных инструментов.
Плавная, волнистая линия: рисование волн, водорослей под водой, движение струй в ручье (кисть, перо, тушь, акварель двух цветов).
Жесткая корявая линия: рисование сухих ветвей, корней (кисть, палочка, тушь, акварель двух цветов).
Стремительная тонкая линия: рисование паутины, колосьев (перо, тушь).
2. Упражнения по воображению, выполненные пятном с помощью кисти черной тушью на цветной бумаге.
Пятно – силуэт: рисование, листьев, бабочек, птиц.
3. Работа над композицией в изученных техниках. Примерные темы: «Цветы и травы», «Ветер», «Птицы на деревьях».
5. Техники и материалы живописи. Живопись занимает одно из важнейших мест в мировой художественной культуре. Виды живописи. Самые распространенные материалы в живописи: акварель, гуашь и масляные краски.
Техники работы акварельными красками: лессировка, отмывка, по сырому и а-ля-прима.
Практическая работа. Выполнение упражнений акварельными красками по каждому приему ( 5 – 10 зарисовок)
Приемы работы гуашью: флейцевание, торцевание, сухая кисть, набрызг, фактуровка.
Практическая работа. Выполнение упражнений гуашевыми красками по каждому приему ( 5 – 10 зарисовок).
6. Портрет. Основы построения лица. Рисование отдельных частей лица: глаза, нос, рот. Прорисовывание профиля лица.
7. «Успех каждого» (анкетирование, тестирование)
- Диагностика на начальном этапе
- Диагностика на итоговом этапе
- Подготовка к конкурсу код успешности
Подготовка к внутренним, общегородским, районным и окружным выставкам и конкурсам, экскурсии.
8. Подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации программы обучения учащиеся должны:
- знать основы композиции и применять знания на практике
- знать основа цветоведения и колорита.
- знать и уметь применять на практике основы составления орнамента.
- знать и уметь применять на практике некоторые виды росписи.
- изучить различные виды графических материалов и уметь составлять графические композиции.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) Приложение №1 (1 год обучения), Приложение №2 (2 год обучения), Приложение №3 (3 год обучения)
Условия реализации программы
Методические материалы
Главные принципы работы: чередование разнообразных видов деятельности учащихся; например теоретических и практических заданий, возрастающих по уровню сложности; игра-соревнование, проведение бесед, экскурсий.
Материально-техническое обеспечение
Площадь кабинета 13,1 кв.м.
Техническое оснащение занятий: компьютер, рабочие столы рассчитаны на 2-4 человека, рабочее место руководителя целесообразно расположить на подиуме, с тем, чтобы он имел возможность держать в поле зрения всех учащихся, а они, в свою очередь, - видеть демонстрируемые наглядные пособия и приёмы работы.
Дидактический материал: таблицы с последовательностью выполнения заданных работ, наглядные тематические образцы, примеры детских работ.
Материалы и инструменты: графический карандаш, тушь, фломастеры, уголь, сангина, соус, акварель, гуашь, кисти, перья, ластик, линейка, клей, емкость для воды, ветошь, резаки, ножницы, разделочная доска, лак, клейстер, кнопки, ватманы, альбомные листы, цветная бумага, ватманы, мольберты - 6 штук, столы, регулируемые по высоте и наклону столешницы для рисования.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Подлужная Ирина Викторовна
Формы аттестации
Систематически проводится диагностика уровня ЗУН учащихся на промежуточном, итоговом этапах по следующим критериям (познавательная активность, творческая деятельность, освоение навыков, техника выполнения, композиционное построение, эстетика оформления).
Формы подведения итогов реализации программы: отчетные выставки, участие в конкурсах, социально-значимых мероприятиях.
Способ проверки результатов: наблюдение, беседа с учащимися, родителями, тестирование, диагностика творческих способностей.
Оценивается уровень развития творческих способностей, формирование определённых навыков (в динамике), уровень усвоения полученных знаний, самостоятельной работы, степень участия воспитанника в жизнедеятельности коллектива, степень ответственности при подготовке к мероприятиям.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический отчет педагога, грамота, диплом, индивидуальная карта развития учащегося, журнал посещаемости, индивидуальный образовательный маршрут, материал анкетирования и тестирования, портфолио, протокол ЗУН, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Отчет о работе проходит в форме выставок, конкурсов, мастер-классов и участия детей в массовых мероприятиях. Подготовка работ учащихся к выставкам и конкурсам. Оформление выставок в творческой мастерской, участие в выставках общегородского, районного и окружного значения.
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
Диагностика дидактического вида: диагностика уровня обученности. Методический вид включает в себя проверку ЗУН ( Приложение 1)анализ и оценку качества использования дополнительных образовательных программ. Заполнение на промежуточном и итоговом этапе обучения Индивидуальной карточки учащегося - учет результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Систематическое заполнение творческих достижений учащихся в журнал, книжки творческих достижений, ведение банка творческих достижений учеников, банка одарённых детей. Диагностика психологического вида состоит: из повышения уровня социально-психологической подготовки детей, развитие коммуникабельности, креативности. Система диагностики обученности включает в себя:
- Промежуточная аттестация - выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся;
- текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы;
- повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала;
- периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса;
- итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения, по предложенной образовательной программе.
Мониторинг проводится в два этапа — исходная диагностика и сопровождающая диагностика. Психологический мониторинг позволяет не только выявить своеобразие развития учащихся, но и вовремя, проводить просветительскую, при необходимости, коррекционно-развивающую работу с детьми, их родителями и педагогами.
1. Тест Айзенка используется для оценки типа темперамента, который обуславливает стиль деятельности.
2. Тест «Карта интересов» А.Е. Голомшток, «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенков - дифференциация склонностей и интересов учащихся.
2. «Карта субъективных оценок социально-психологического климата детского коллектива» Н.Ю.Савченко, А.А.Обухова - определение социально-психологического климата в коллективе.
3. Тест «Шкала нравственной самооценки», «Отношение к жизненным ценностям» Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко - определение уровня воспитанности.
4. Психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой
5. Методика М.В. Матюхиной для исследования мотивационной сферы:
6. Тест Кеттелла (адаптирован Э.М. Александровой) - ценка индивидуально-психологических особенностей личности. Определение уровня общительности, вербального интеллекта, уверенности в себе, возбудимости, склонности к самоутверждению, склонности к риску, ответственности, социальной смелости, чувствительности, тревожности, самоконтроля, нервного напряжения
7. Методика «Что мы ценим в людях?» - методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.
8. Методика изучения самооценки Н. Г. Лускановой (для младших школьников), Методика «Изучение самооценки» — « Какой Я?» С. А. Будасси (для подростков).
9. Тест Э. Ландольта (модификация методики Н. И. Озерецкого) для определения уровня развития работоспособности, волевых усилий – «Корректурная проба», «Раскрашивание кружков».
10. Для выявления творческих возможностей ребенка в программе диагностического сопровождения используются тест Е.Торренса и тест “Несуществующее животное”.
11. Диагностические методики, изучающие уровень тревожности детей (методики:Филлипса, А.М. Прихожан, Н.Г. Норакидзе, проективный тест М. Дорки, Р. Тэммл, В. Амен). Большая психическая напряженность отмечается у всех одарённых детей. Поэтому диагностика тревожности представляется необходимой.
12. Родителям предлагается опросник «Профиль интересов ребенка» и диагностическая методика «Карта одаренности» (вариант модификации методики Хаана и Каффа).
13. Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховский, определение показателя креативности Опросник Г. Аевиса.
14. Опросник степени эмоциональной стабильности и нестабильности личности,
Г. Айзенк.
15. Определение высоты самооценки и уровня притязаний «Шкала самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштей (в обработке Прихожан).
Особенности организации образовательного процесса– очно.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Выбор формы обосновывается с позиции категории учащихся - выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, экскурсия.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности,
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная. Технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги, игротерапия, точечный массаж), гимнастика бодрящая динамические паузы. Коррекционные технологии: музыкальное воздействие, сказкотерапия, воздействия цветом.
Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по следующему плану:
- Теоретическая часть занятия. Рассказ и беседа по теме. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Инструктажи.
- Практическая часть занятия.
3. Подведение итогов занятия. Релаксация
Список литературы для педагога
- Л.А.Неменская «Каждый народ художник», Москва, 2000.
- М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву», Москва, 2002.
- Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи», Москва, 1992.
- Т.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская «Возвращение к истокам», Москва, 2000.
- Л.В. Браиловская «Арт – дизайн», Ростов-на-Дону, 2005.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев по изобразительному искусству Кузина, Неменского и Шпикаловой, Москва, 2002.
- Н.Н. Ростовцев «Академический рисунок», Москва, 1995.
- Детям – о традициях народного мастерства, Москва, 2001.
- Г.Б. Никоделий «Рисунок», Москва, 2004.
- Н.П. Костерин «Учебное рисование», Москва, 1980.
- Ю.В. Максимов «У истоков мастерства», Москва, 1983.
- Л.С. Конева «Пейзаж, натюрморт», Минск, 2002.
- Амилькаре Вердели «Рисунок», Москва, 2002.
- В.И. Иванов «О цвете в живописи»
- Н.В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей», Москва, 2001.
- Е.С. Громов «Природа художественного творчества», Москва, 1986.
- А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская «Ступеньки к творчеству», Москва, 1995.
- А.П. Ершова, Е.А. Захарова «Искусство в жизни детей», Москва, 1991.
- Школа изобразительного искусства в десяти выпусках, Москва, 1963
- Н.М. Сокольникова « Основы композиции», Обнинск, 1996.
- Школа изобразительного искусства, Москва, 1994.
- Г.И. Щукина « Роль художественной деятельности в учебном процессе», Москва, 1984.
- Т.М. Разина «Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства», Москва, 1970.
- А.Ф. Лосев «Диалектика художественной формы», Москва, 1985.
Литература для детей:
- «Как научиться рисовать». Универсальное пособие для детей и взрослых, Москва, 2001.
- Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству, Москва, 2001.
- «Изобразительное искусство» 1-4 классы, М., 1995.
- «Изобразительное искусство, художественный труд», 1-8 кл., Москва,1995.
- . «Изобразительное искусство», 1-11 кл., М., 1995.
- Ю.А. Полуянов «Дети рисуют», Москва, !988.
- Р.В. Паранюшкин «Техника рисунка», Ростов-на-Дону, 2002.
- Ю.В. Максимов «Родник творчества»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол итогового занятия в объединении
(подчеркни) промежуточная, итоговая аттестация учащихся
Название детского объединения
Ф.И.О. педагога
Год обучения
Группа №
Дата проведения
№п/п | Ф.И. учащегося Возраст (лет) | Название работы, техника выполнения | «Подарок маме» | «Новогодний серпантин» | «Веснянка» | Разные | Критерии ЗУН | Средн. уровень обученности за полугодие | Средн. уровень обученности за год | |||||
Познават. активность | Творческая деятельность | Освоение навыков | Техника выполнения | Композиц. построение | Эстетика оформления | |||||||||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
Средний уровень обученности группы |
Форма проведения- выставка творческих работ
ЗУН оцениваются по десятибалльной системе: «8-10» высокий, 5-7 средний, 1-4 низкий
Общее количество баллов ЗУН в процентах: до 65% - низкий, 65-80% - средний, 80-100% - высокий.
Всего аттестовано обучающихся 10 человек: высокий уровень ЗУН – 10 человек, средний уровень ЗУН - 0 , низкий уровень ЗУН – 0 человек.
Подпись педагога …………………….. Подписи членов аттестационной комиссии ……………
Критерии ЗУН (ДПИ и ИЗО)
- Познавательная активность (интерес к занятиям, теоретическая подготовка, широта кругозора, владение специальной терминологией)
- Творческая деятельность (творческое отношение к выполнению практического задания, развитость специальных способностей)
- Освоение навыков (соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием и оснащением)
- Техника выполнения (технологичность практической деятельности, ответственность в работе) мастерство
- Композиционное построение (логика в построении, соблюдение пропорций, гармоничная подборка цветовой гаммы) сюжетно-тематическая композиция
- Эстетика оформления (качество выполнения практического задания) высокая культура работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»
Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
quot;Юный художник"- дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов
Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» 2024г
Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Рисование — это занятие, которое успокаивает и умиротворяет. Регулярные уроки изобразительного искусства помогают детям научиться структурировать своё время, воспитывают усидчивость и дисциплини...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»
Дополнительная общеразвивающая программа призвана развивать у детей художественный вкус и творческие способности. Она позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном, ху...