Программа работы с одаренными детьми
материал
Программа работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi_1.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
Программа по работе с одарёнными детьми
для 4 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель: Тимофеевой Н.А.
Улан – Удэ
2019 год
Пояснительная записка
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (внеурочная деятельность, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
ФГОС
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Главные принципы реализации программы
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися:
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия с сильными учащимися класса;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
- Лекция “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
- Интеллектуальный марафон.
- Лекция “Развитие личности ребенка”.
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3. Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели:
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечён своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Портрет выпускника школы
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми
Проведение микроисследований по теме.
Что?Где?Когда?
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.
Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.
Как?
Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.
Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.
Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.
Тематическое планирование занятий по русскому языку с одаренными детьми
№ п.п | Название темы занятия | Дата |
1 2 | Дорога к письменности Как обходились без письма? Древние письмена. | |
3 4 5 6 | Кто-кто в алфавите живет? Как возникла наша письменность? Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Вопросы для любознательных. Тесты по теме. | |
7 8 9 10 | В путь за «главным» правилом. «Ошибкоопасные» места. Опасные согласные На сцене гласные. Выходим на «главное» правило. | |
11 12 13 | «Фонемные» и «нефонемные» правила. Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется. «Фонемное» правило о непроизносимых согласных. «Нефонемное»правило | |
14 15 16 | Память и грамотность. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? Дерево из слов. | |
17 18 19 | Приставки-труженицы. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа). Нарушители главного правила(вторая группа). Самые трудные(третья группа). | |
20 21 | Смотри в корень Слова «родственники».Кто командует корнями? Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман». «Пересаженные корни». | |
22 23 24 25 26 | Что такое морфология. Путешествие в сказочное королевство Лингвиния. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. | |
27 28 29 | Наречие. Предлог и союз. Частицы и междометия. | |
30 31 32 33 | Синтаксис Работа с толковым словарем. Словосочетания и их построение. Виды предложений. Немного о пунктуации. Тестовые задания, игры, ребусы. | |
34 | Обобщение Проверочная работа (тесты) по пройденному материалу. |
Тематическое планирование занятий по математике с одаренными детьми
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | Диагностическое обследование | |
2. | Нестандартные задачи «Распиливание, разрезание». | |
3. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | |
4. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | |
5 | Задачи ловушки, шутки. | |
6. | Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты» | |
7. | Задачи, связанные с величинами | |
8. | Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения | |
9. | Решение логических задач | |
10 | Решение логических задач | |
11 | Задачи на упорядочение множеств | |
12 | Задачи, решаемые с помощью графов | |
13 | Комбинаторные задачи | |
14 | Олимпиадные задачи | |
15 | Олимпиадные задачи | |
16 | Олимпиадные задачи | |
17. | Олимпиадные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....
Программа работы с одаренными детьми.
Программа работы с одаренными детьми,способствующая реализации творческогои интеллектуального потенциала....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...
программа работы с одаренными детьми
план работы, цели, задачи...
Программа работы с одаренными детьми 2 класс
Программа работы с одаренными детьми 2 класс...
Программа "Работа с одаренными детьми"
Программу "Работа с одаренными детьми" можно использовать в 1-4 классах....