Методическая тема: Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную деятельность незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта.
учебно-методический материал

Сенькова Анна Ивановна

Работа над познавательной деятельностью у незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:

Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную деятельность незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта.

                 

 

Сенькова Анна Ивановна,

учитель

        

2020

        Хороших методов существует столько,

сколько существует хороших учителей

Дьёрдь Пойа

(математик)

      Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. А развить познавательную активность у детей с ограниченными возможностями здоровья очень трудоёмкая работа. Если говорить, конкретно, об особенных детях, о наших детях, то мы должны опираться на разработанные принципы и стратегии работы с детьми с множественными нарушениями развития.

        Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения, особенно, если это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

     «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и, по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

     Методы обучения должны соответствовать:

  • цели урока;
  • важно соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ;
  • метод обучения должен соответствовать реальным учебным возможностям учеников с ОВЗ, т.е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности;
  • методы обучения должны соответствовать принципам дидактики;

          Методы обучения классифицируют по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности.

К методам, классифицируемым по источнику знаний, относятся:

  • словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся с ОВЗ);
  • наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ);
  • практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления у учащихся с особыми образовательными потребностями, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).

 Педагог, работающий с детьми с множественными нарушениями, должен тонко и незаметно уметь варьировать на уроках разными видами деятельности. То есть если мы говорим о сложной структуре дефекта (зрительные нарушения, слуховые, умственные и т.д.), то должны опираться на эти особенности, и выбирать соответствующие способы работы с ребёнком: методы, формы, приёмы.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на занятии. Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».

К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика с особыми образовательными потребностями в целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы.  Но, несмотря на разнообразие методов и форм, опыт работы в школе доказывает, что не только трудно, но порой невозможно научить особого школьника.

Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы учителя – не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

      Учитывая диагнозы учеников из нашего центра (зрительные, умственные, речевые нарушения, психические расстройства, ДЦП и т.д.), их особенности  развития, в основу  работы закладывается предметно-практическая деятельность. Главная задача: заставить работать мозг. Позволю себе сравнить  слепого ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью и младенца: ручки раскрылись, значит, мозг развивается, пальчики работают, мозг работает, кисти рук трудятся, значит,  умения появились, навыки и речь. Если не внешняя речь, то внутренняя присутствует точно.  Отсюда следует развитие памяти, примитивного мышления, воображения, что влияет на положительный результат в учебном педагогическом процессе. Дети учатся чувствовать, ощущать, наблюдать, воображать, в конечном итоге, жить в обществе. Всё о чём рассказывает педагог, все, что видит педагог, должен «увидеть» руками слепой ребёнок, или, по крайней мере, большую часть того, что ему говорят. Поэтому предметно-практическая деятельность, в сочетании с другими методами, является одним из важнейших компонентов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

     Практически все дети нашего центра имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых со сложной структурой дефекта) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

     Целью учебного процесса по развитию мелкой моторики является формирование у детей со сложными дефектами умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.    Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

      Каждое занятие должно состоять как минимум из двух частей:

  1. Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.) необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.

2. Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).

     

        Ещё одна из важных форм воздействия педагога на «особого» ученика  – это дидактическая игра. Игра является основным видом деятельности детей раннего возраста и дошкольного. ( Дети нашего центра находятся на уровне детсадовского развития).

        Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая  - игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  

Игру использую в работе с Алисой С., (Алиса становится профессором, и начинает,  играя, исследовать  палочки Кюизенера.  (показ карточек)    

Семёном Л. Карточки для слепых  (рельефное изображение)

Игра  «Что катится, что не катится» - обучающая цель состоит в том, чтобы научить различать предметы по форме (кубик и шар).

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр.  Учитываются следующие принципы: доступность, повторяемость постепенность выполнения заданий.

       Что касается, стратегий и принципов работы  по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями в развитии, то мы должны:

  • Обеспечить чёткость и постоянство в работе
  • Выделять положительные моменты
  • Помнить, что любое поведение ребёнка является общением
  • Переводить внимание учащихся, когда это необходимо
  • Вознаграждать желаемое поведение
  • Выбирать значимые последствие
  • Выполнять ваши обещания

       В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно. Учёные, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

       Вопросы развития познавательной активности младшего школьника с ОВЗ актуальны, важны для каждого педагога, которому не безразлична судьба своих учеников.

   

Список литературы:

  1. Барбара Шер; пер. с англ. Бакушева Е.А.101 игра, развивающая интеллект (простые игры для развития умственных способностей) – Минск, издательство «Попурри», 2007г.
  2. Бесова И.Ю. Презентация к семинару для учителей начальных классов «Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность» Опубликовано 27.05.2014  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/05/27/prezentatsiya-k-seminaru-dlya-uchiteley-nachalnykh-klassov
  3. Грищенко Т.А.  Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – гуманитарный издательский центр «Владос» Москва- 2014г.
  4. Девяткова Т.А. , Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – гуманитарный издательский центр «Владос» Москва -2003 г.
  5.  Денискина В.З., Плаксина Л.И.  -  С.113- 120 в книге «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида: Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе». – М.: Просвещение, 1997.
  6. Деньгина Н.В.  «Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» Опубликовано 13.05.2016 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/05/13/metody-i-formy-obucheniya-motiviruyushchie-poznavatelnuyu
  7. Калабух Т.В., Клейменова Е.В.  Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями (коррекционно – развивающие задания и упражнения) -   издательство «Учитель»- 2017г.
  8. Малютина И.А. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Опубликовано 14.03.2016 http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2016/03/14/razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti
  9.  Мухаев М.П., Трубачев Ю.В., Тимофеева Т.Б., Таранова О.С., Горделянова Т.С., Смышляева Г.Н., Копылова Е.И., Прозорова Г.А. Ориентировка в пространстве: практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения – Ростов – на – Дону «Феникс», 2010 г.
  10. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: Развитие пространственной ориентировки – издание второе Ростов – на – Дону «Феникс», 2010 г.
  11. Пойя Д.  Метод обучения является важнейшим компонентом урока. https://refdb.ru/look/2233590.html
  12.  Развитие слухового восприятия. АССИ. http://sensint.ru/articles/razvitie-sluhovogo-vospriyatiya
  13. Соловьева Е.Е., Успенская К.А., Методические указания к букварю и букварь для школ слепых детей. – М.: 1949.
  14. Тараканов Б.Е. Шеститочие в наглядных пособиях, играх и игрушках для детей и    

взрослых: Учеб. пособие для семьи, кружка, школы. Часть первая. – М.: Из-во “Фолиант”, 1991.

      15. Фомина Л. А.  Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению

            по системе Брайля – Москва, 2004 г.  

  1. Фомина Л.А. Опыт использования прибора “Ориентир” в работе с незрячими    

детьми. – М.: РГБС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару для учителей начальных классов "Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность"

Вашему вниманию предлагается презентация семинара для учителей начальных класов  "Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность"...

Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креа...

Доклад на тему «Роль адаптивной физической культуры в обучении школьников со сложной структурой дефекта»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровьяшкольников, особенно детей младшего школьного возраста. Малаяподвижность отражается на функционировании многих систем организмашкольни...

Организация учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья об организации учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. В данной статье рассмотрены варианты обучения по ФГОС НОО обучаю...

Обучение младших школьников со сложной структурой дефекта.

В работе раскрыты теоретические аспекты особенностей детей со сложной структурой дефекта. Методы построения коррекциооной работы с ними. Приведены рабочие программы по сенсорному развитию и предметно-...

Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).

В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....