Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.
методическая разработка по математике (1 класс)
Развитие пространственных представлений младших школьников одна из важных задач обучения в школе. Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.
Развитие пространственных представлений младших школьников одна из важных задач обучения в школе. Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве.
Важно то, что уже от первоклассника учебная деятельность требует не только ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями. Восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов, расположение знака на листе, строке и ориентировка на плоскости листа нередко вызывают даже у учащихся первых классов определённые трудности, что, конечно же, обусловлено недостаточно сформированными представлениями и понятиями о пространстве.
Всё вышеперечисленное, определило необходимость разработки системы практических заданий и упражнений, направленных на развитие пространственных представлений у детей, что будет в дальнейшем способствовать профилактике затруднений в обучении, избежать «зеркального письма», научиться грамотно, быстро, с пониманием смысла читать. Задания и упражнения можно проводить на уроках математики, отводя 3-5 минут урочного времени.
Исходя из анализа литературы по теме, важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:
- опора на наглядность ситуации;
- практическая деятельность с конкретными предметами;
- использование в развивающей работе дидактических игр;
- создание игровых ситуаций;
- активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов;
В ходе выполнения заданий, реализовываются задачи: - формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам; - развитие представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям; - развитие умения самостоятельно употреблять потреблять предлоги, обозначающие расположение объектов в пространстве в речи.
1.Упражнение «Расставь правильно!» Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси. Используемые материалы: наборы геометрических фигур из счетного материала. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.
2. Упражнение «Собери букву/цифру» Цель: развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальных обозначений. Используемые материалы: разрезная картинка с изображением прописной буквы / цифры. Картинка с изображением буквы /цифры рассыпалась на несколько кусочков и детям предстоит их собрать. Как найти недостающий элемент картинки подскажет маршрутный лист (у каждого он свой).
3. Упражнение «Лабиринты» Цели: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре. Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников. Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.
4. Упражнение «Раскрась по инструкции» Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве. Используемые материалы: задание выполняется в тетради в клетку. После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 3-6 клеточек и описав их местоположение другим участникам. Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом и т.д.».
5. Упражнение «Самый внимательный» Цели: развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания. Выбирается по желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева.
6. Упражнение «Графические диктанты».
Цели: развитие ориентации в пространстве письменного листа, развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление.
Детям предлагается следующая инструкция: «Начиная с третьей клетки, одну клетку вправо, две – вниз, одну – влево» и т. д. Фигуры для диктантов, вначале даются простые, затем постепенно усложняются.
Графические диктанты рекомендуется выполнять следующим образом. Сначала дети выполняют инструкцию правой рукой, а затем – левой рукой. Далее дети рисуют в направлении, противоположном тому, которое называл взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик». После того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки – в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука – по инструкции, а левая – в противоположную сторону и наоборот. Обязательно необходимо предложить детям самим продиктовать графический диктант другим детям, а потом проверить работу.
7. Упражнение «Определяем пространственные действия предметов».
Цели: развитие умения определять пространственное расположение предметов и направление предметов по отношению к самому себе.
а) раскрашивание рыбок плывущих налево, направо;
б) перечисление зверей на картинке справа налево и наоборот;
в) определение у насекомого правые и левые части тела;
г) обозначение на лабиринте левых / правых поворотов и т.д.
Такие виды работ нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их пространственное представление, тем самым развивая их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является одним из важнейших разделов воспитания детей с ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет поиск педагога...
Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях
Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....
Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...
презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"
Ученики младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе обследования их устной и письменной речи, а та...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.
Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью....
Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).
В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....