«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности»
презентация к уроку

Гизатулина Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОКУ СКОШ №2 » г.Черемхово «Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности» (многофункциональное развивающее пособие БОЛЬШОЙ СУНДУЧОК ДУМ ДУМЫЧА») 2021 г.

Слайд 2

Содержание «сундучка»: «Удивительные буквы» «Конструктор букв» «Алфавит на прищепках» «Пуговки – помощницы» «Прятки» « Игровизор »

Слайд 3

Игра «Удивительные буквы» Цель: запоминание начертания букв алфавита. Описание игры: на металлические крышки с внешней стороны приклеены заранее очищенные и нарезанные по размерам спички, из которых выложен контуры букв. На внутренней стороне изображены картинки на заданные буквы. Крышек, согласно алфавиту, 33 штуки. Вариант 1. Игровая задача : закрытыми (завязанными) глазами проведи пальчиком по букве, определи и назови букву.

Слайд 4

Игра «Конструктор букв» Цель: формирование правильного графического образа буквы, развитие воображения и мелкой моторики. Игровая задача: выбери детали и преврати их в любую букву. Описание игры: Из обложек старых пластиковых папок вырезаем элементы букв. Их 15 штук. В твердом картоне формата А4 прорезали полосные отверстия, в которые Далее вставили резинки для крепления элементов букв. Ширина каждого полосного отверстия д олжна быть равна ширине элементов букв. У нас получилось игровое поле с подвесом. Обязательно изготавливаем инструкцию по сборке букв. В ней изображены схемы всех букв алфавита. Все элементы букв крепятся с помощью резинки.

Слайд 5

Игра «Алфавит на прищепках» Цель: изучение алфавита, запоминание буквы и слова, начинающиеся на этот звук, развитие произвольного внимания и мелкой моторики пальцев рук. Вариант 1 игровая задача: выдели первый звук в слове и соотнеси звук с буквой. Вариант 2 игровая задача: к букве подбери слово, начинающееся на заданный к букве звук. Ход игры: Перед ребенком лежат прищепки с приклеенными картинками и буквами; два больших круга, в одном наклеены буквы, а в другом –картинки. Ребёнку предлагается прикрепить прищепки с буквами на рисунки, с которой начинается слово.

Слайд 6

Игра «Пуговки – помощницы» Цель: формирование правильного графического образа буквы, развитие воображения и мелкой моторики. Игровая задача: пришей пуговицы разными способами, чтобы получились буквы Описание игры: из обложек старых пластиковых папок вырезаем круги, в которых пробиваемс помощью дырокола 6-7 отверстий. Это пуговицы, которые мы будем пришивать. Для изготовления «нитки» нам понадобятся шнурки, мягкая проволока, или самые настоящие нитки, только шерстяные. Пустой и разрезанный на пополам стержень от авторучки превратим в «иголку», которую скрепим с «ниткой»

Слайд 7

Игра «Прятки» Цель: запоминание образа буквы и узнавание по элементу. Игровая задача: внимательно посмотри в окно, отгадай, какая буква заглядывает в окно. Описание игры : нам потребуется изображение окна, картинка должна быть д остаточно большого размера. Из картона или бумаги вырезаем крупные буквы, которые разрезаем на несколько частей. Нам нужна только 1 часть каждой буквы. С помощью клея «прячем» букву в оконной раме.

Слайд 8

Игра « Игровизор » Цель: формирование моторного образа буквы, цифры, создание условий для развития графомоторных навыков. Игровизор используется детьми для выполнения заданий направленных на ориентировку на плоскости в совместной деятельности со взрослым и в самостоятельной деятельности. К игре прилагается маркер, с помощью которого дети могут рисовать, обводить, а потом стереть.

Слайд 9

Использование пособия позволяет:



Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие

«Географический мини - саквояж» к уроку география

в коррекционном процессе для детей с ОИН.

Цели современного коррекционного образования, обозначенные в ФГОС обозначены как «учить не науке, а учить учиться». И нам, как педагогам необходимо корригировать все мыслительные операции у детей с ОИН. Какие приемы для этого использовать?

На сегодняшний день нам, дефектологам, известно, что у детей с ОИН отсутствует стремление учиться, мы отмечаем их пассивность и безразличие. Во время образовательного процесса таких  детей очень тяжело заинтересовать,  или просто долго удерживать их внимание на учебном материале. Именно поэтому педагоги нашей школы озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых приемов для поддержания интереса к учебе и коррекции познавательной сферы.

Для детей с ОИН очень важно поддержание интереса на протяжении всего  урока, поэтому в пособии, которое  я  сегодня представлю, сохранены с одной стороны значение и роль учебной деятельности, с другой стороны осуществляется коррекция всех психических процессов. Систематизация дидактических упражнений с пособием позволяет легче и интереснее преодолеть трудности в обучении. Сегодня я представляю  вашему вниманию «Географический мини - саквояж».

Цель пособия:  коррекция познавательной деятельности, поддержание интереса к урокам географии  у детей 6-7 классов с ОИН.

Задачи пособия раскрываются с помощью упражнений, как на уроках географии, так и на самоподготовке, во время выполнения домашнего задания.

Пособие направлено на: 

  1. Привлечение интереса к уроку географии;
  2. Развитие познавательного интереса
  3. Расширение представлений детей с ОИН об окружающем мире
  4. Развитие географических знаний;
  5. Коррекция мыслительной деятельности
  6. Развитие речи, расширение лексического запаса
  7. Развитие зрительного гнозиса;

Почему пособие имеет такой вид

Традиционно в работе любого учителя, пусть даже самого современного, используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы, презентации и карта. Как правило, они плоскостные, с ними можно производить немного действий.  Более длительно вовлечь особого ребёнка, пусть и шестиклассника в учебный процесс иногда позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования данного учебного пособия множество. Хочется обратить внимание на то, что в моем пособии предложен не комплект, а пока один единичный кубик, с которым предполагается работать.

Однако мною не исключено использование кубика не единично, а в комплекте, в зависимости от типа, темы урока, его задач, которую буду ставить  в ходе коррекционной работы.

Содержание и возможности пособия

Пособие представляет собой кейс в виде коробки, в котором находится кубик и некоторые дополнения к нему. Дополнения представлены в виде чистой контурной карты, нанесенной на плотный картон. Карта заламинирована с целью многократного использования, нанесения контуров или обозначения географических обьектов маркером, который можно легко стереть салфеткой. Так же в дополнение входит комплект карточек с деференцированными заданиями, заданиями повышенной или облегченной  трудности по желанию учеников для желаемой оценки (для отметки «3» – легкий вариант, «4» - базовый вариант, «5» - задания повышенной трудности или творческие задания.   Грани кубика оформлены в виде 6 вопросов: НАЗОВИ. ПОЧЕМУ. ОПИШИ. СРАВНИ. ПОКАЖИ. ПОДЕЛИСЬ. 

Использование данного кубика дает возможность через комплекс упражнений привлекать интерес к уроку географии, при этом  особенный ребенок ведет свой поиск через знания вопросов.

Вариативность и видоизменение пособия

1.Может быть дополнен несколькими  кубиками (отработка умения работать с  атласом, контурной картой, глобусом)  В зависимости от возраста и класса, например для урока природоведения в 5 классах,  отдельные грани кубика могут быть временно закрыты белым цветом.

2.Данное пособие может использовать любой учитель предметник.  

3.Вопросы формулирует учитель.

4.Вопросы формулируют сильные учащиеся, работающие в 1 и 2 подгруппе.

2.Можно усложнить задачу для большей отработки умения работать с картой или атласом, например для ребят 8-9 классов.

Пособие можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако практика показывает, что удобнее его применять либо при проверке домашнего задания, либо на обобщающих уроках, когда у учеников есть знания и представления по теме. Так же его использование допустимо на самоподготовке, при выполнении домашнего задания по географии.

Итак, кубик

  1. грань – назови;
  2. грань – почему;
  3. грань – опиши;
  4. грань – сравни;
  5. грань – покажи;
  6. грань -  поделись.

Учитель предлагает ученику бросить кубик и выбрать вопрос для выполнения задания. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос можно задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин  и т.д.

(Пример: Назови местность, в которой ты живешь. Назови явления природы. Назови пояса освещенности земли)

Данный блог можно разбавить самыми вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме урока.

Почему. Этот блог вопросов позволяет сформулировать и корригировать причинно – следственные связи, то есть уметь описывать процессы, которые происходят с указанным предметом или явлением.

(Пример: почему во время некоторых явлений природы нужно соблюдать определенные правила поведения, почему разные регионы России получают неодинаковое количество солнечного тепла)

Опиши. Это действие уточняющее. Оно помогает увидеть проблему в разных ее аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах задания.

(Пример: опиши 1 из опасных природных явлений, опиши навигацию при помощи травянистых растений, сделай описание умеренного климатического пояса)

Грани Покажи и Сравни. Ученик должен выстраивать свои действие, которые позволят применить все свои знания на практике по теме урока, он учится анализировать, выделять факты, оценивать, акцентировать внимание на географических обьектах.

(Пример: сравни климат России на юге и севере страны, сравни плоскую и холмистую равнину, покажи на карте территории с Арктическим климатом)

Поделись. Действие повышенной трудности для многих учеников коррекционной школы. Действие творческое, которые содержат в себе элемент предположения. Данное действие предназначено для коррекции мыслительной деятельности. По ситуации (если этот ученик слаб, работает в 4 группе,  кубик разрешается перебросить.

(Пример: были ли у тебя случаи, когда местные признаки природы помогли тебе сориентироваться и найти дорогу к дому, поделись информацией о курортных местах, о которых ты читал, смотрел, знаешь, поделись информацией, почему зимой почти все реки России замерзают)

Данное пособие используется мною второй год, оно помогает  выполнять поставленные задачи к уроку, хорошо активизирует детей по предмету.

Список литературы:

1. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения умственно отсталого школьника // Вопросы психолога. Просвещение 2000.

2.  Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Просвещение 1977.

3.Снегирев В.А. Игры на уроках географии. Владос  2015.

Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОКУ СКШ №2 г.Черемхово Использование Многофункционального пособия «заколдованные крышки» в коррекционном процессе Для детей с ОИН УЧИТЕЛЬ : и.н. Гизатулина 2024

Слайд 2

ОСЛАБЛЕННАЯ ПАМЯТЬ ПОВЫШЕННАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ЗАМЕДЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПАССИВНОСТЬ (ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) ) ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА НЕ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ КАРТУ НЕТ ИНТЕРЕСА НА УРОКЕ БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ ИСКАЖЕНИЕ МНОГИХ ПОНЯТИЙ УЧЕНИК с ОИН ПЛОХОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Слайд 3

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ЗАКОЛДОВАННЫЕ КРЫШКИ»

Слайд 4

«УЗНАЙ БУКВУ» «БУКВА ИЩЕТ ДРУЗЕЙ» «ФАНТАЗЕРЫ» « ГОРОД СПИТ » «РЕКЛАМА» «1, 2, 3» «ЧТО.ГДЕ. КОГДА» «ПРЯТКИ» « СЛОВА ИЗ БУКВ » ПЕРЕЧЕНЬ ИГР «СЬЕДОБНОЕ – НЕ СЬЕДОБНОЕ»

Слайд 5

«УЗНАЙ БУКВУ»

Слайд 6

«БУКВА ИЩЕТ ДРУЗЕЙ»

Слайд 7

«ФАНТАЗЕРЫ»

Слайд 8

«ГОРОД СПИТ»

Слайд 9

«ПРЯТКИ»

Слайд 10

«РЕКЛАМА» К – О – Т -

Слайд 11

«СЬЕДОБНОЕ – НЕ СЬЕДОБНОЕ»

Слайд 12

1,2,3… ИЛИ ПО ПОРЯДКУ, СТАНОВИСЬ!!!

Слайд 13

«ЧТО. ГДЕ. КОГДА?»

Слайд 14

Использование пособия позволяет:

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "По морям, по волнам..."

Внеклассная работа. Познавательная игра "По морям, по волнам..." для детей младшего школьного возраста....

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"

Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....

Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности» (многофункциональное развивающее пособие БОЛЬШОЙ СУНДУЧОК ДУМ ДУМЫЧА»)

Использование пособия позволяет: • Повышать познавательный интерес детей с УУО • Закреплять материал в интересной форме • Делать педагогический процесс более эмоциональным • Позволяет добиватьс...

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности»

Здесь можно познакомиться с моими дидактическими играми, которые предназначены для детей младшего школьного возраста с УУО...