Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.
статья по логопедии по теме
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_predupr_nar_pisma.po_sredstvam_abilitacionnoy_pedagogiki.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Курбатова Нина Михайловна
Учитель - логопед МОУ СОШ № 24 им. СИ. Климакова г. Якутск.
Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.
В настоящее время вопросы, связанные с анализом предпосылок формирования письменной речи и условия предупреждения нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР недостаточно изучены. Необходим поиск основных направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у младших школьников возможных нарушений письменной речи.
Воплощением идеи профилактического подхода в работе по предупреждению недостатков письменной речи у детей с ОНР является исследование логопедов Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой. Помимо коррекции речевых психических функций, авторы разработали упражнения, направленные на формирование ряда нарушенных у детей неречевых психических функций: общей и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, пространственного восприятия, зрительного внимания. Был подобран проверочный материал для обследования детей в конце обучения.
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.
Развитие письменной речи зависит от предыдущих фаз в умственном развитии ребенка (речевых и психических функций и процессов, лежащих в основе письменной речи), которые непосредственно перед ней возникают и подготавливают ее успешное формирование.
Правильная устная речь наряду с достаточным уровнем развития психических процессов и функций, лежащих в основе письменной речи, составляют готовность к овладению грамотой, которую в силу особенностей речевого, познавательного, сенсомоторного развития младших школьников с речевой патологией необходимо целенаправленно формировать. В процессе выбора методов исследования мы опирались на работы А.Р. Лурия, И.Н.Садовниковой, Т.Б.Филечевой, Г.В.Чиркиной и др.
Целью диагностики являлось исследование у детей состояния речевых и неречевых основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи.
В результате диагностики все дети были разделены на три группы по преобладающим показателям отклонений в развитии устной речи и неречевых психических функций. Охарактеризуем каждую из названных групп.
Первая группа - риск возникновения нарушений письменной речи на почве отклонений в устно-речевом развитии.
У детей данной группы отмечалась несформированность всех основных компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря и грамматического строя речи, связной речи), а также недостаточная сформированность мелкой моторки рук. .
Вторая группа - риск возникновения нарушений письменной речи на почве отклонений в сенсомоторном развитии.
У детей данной группы неполноценность слухового, зрительного и пространственного восприятия, нарушения моторно-двигательной функции сопровождались недостаточным уровнем развития фонематических процессов, нарушением звукопроизношения. Исследование слухового восприятия подтвердило несовершенство двигательных функций руки у значительной части детей второй группы, выявило у них слабое развитие акустического анализ. раздражений неречевого характера, несформированность чётких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.
Исследование зрительного и пространственного восприятия обнаружило у детей данной группы значительное отставание в формировании представлений о явлениях окружающего мира, в частности, о форме предметов, их расположении в пространстве, соотнесении формы предмета с заданным эталон.
Третья группа - риск возникновения нарушений письменной речи на почве отклонений в психическом развитии.
У детей данной группы нарушение некоторых процессов и видов памяти, свойств внимания, мышления сопровождались нарушениями звукопроизношения, затруднениями в звуковом анализе и синтезе.
В коррекционно - логопедическом обучении основополагающим являлся методический принцип последовательного формирования письменно-речевой деятельности, который базировался на теории поэтапного формирования умственных действий и реализовался в постепенном усложнении заданий и видов работ. Основной целью обучения явилось формирование предпосылок и навыков письменной речи у младших школьников с ОНР по средствам абилитационной педагогики. Данная цель предполагала решение следующих задач:
1 группа - отклонения в устно - речевом развитии
• Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
• Формирование звукобуквенного. фонетико-фонематического и вербального анализа;
• Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций
(дифференциация гласных и согласных, звукобуквенный анализ);
• Развитие мелкой моторики, графических навыков.
2 группа - отклонения в сенсомоторном развитии
• Развитие слухового внимания;
• Развитие зрительного и пространственного восприятия;
• Развитие зрительно-моторной координации;
• Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
• Развитие основных движений и мелкой моторики;
• Развитие графических навыков.
3 группа - отклонения в психическом развитии
• Развитие памяти, внимания;
• Развитие мышления;
• Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
• Развитие графических навыков.
Виды заданий, в коррекционном обучении младших школьников с использованием элементов абилитационной педагогики:
1 группа
1. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
3. Дифференциация слогов, фонем.
4. Развитие навыков звукового анализа.
5. Вычленение и овладение отдельными элементами действий (овладение отдельными элементами букв)
6. Соединение отдельных элементов в целое
7. Закрепление навыков самостоятельного печатания букв, слов, предложений. Упражнение №1.
Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект,
а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака АВ (громко), АВ - АВ (тихо).
Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает
ворона, блеет овечка. Упражнение № 2. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных
Костя в комнату вошел
И поставил сок... (НА стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки... (В буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла... (СО стула).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика... (ИЗ шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля... (ПОД диван).
На портрете — Аня с бантом,
А портрет тот... (НАД сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал... (ИЗ-ПОД дивана).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет... (НА кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть... (НА стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы... (В кресле).
Н. Нищева Упражнение № 3. «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности
Наши уточки с утра — (Идут по кругу вперевалочку, подражая
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! походке уток.)
Наши гуси у пруда — (Идут по кругу, вытянув шеи вперед и
Га-га-га! Га-га-га! отставив руки-«крылья» назад.)
Наши курочки в окно — (Останавливаются, встают лицом в
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя-петушок (Встают спиной в круг, вытягивают
Раным-рано поутру шею вверх, поднимаются на цыпочки.)
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
2 группа
1. Закрепление знаний обобщающих слов.
2. Передача ритмического рисунка слова.
3. Анализ и синтез на слух слияния гласных звуков
4. Выделение начальных ударных гласных в словах.
5. Определение наличия и места изучаемого звука в слове.
6. Конструирование и реконструирование букв.
7. Работа с контурами, пунктирными линиями.
8. Пальчиковая гимнастика. Развитие моторики обеих рук.
Упражнение №1 «Угадайте, где мы были»
Координация речи с движением.
Набежала тучка, Прокатился гром, Хлынул дождик теплый Звонким серебром. Прозвенел над нами И пропал вдали. Дома не сидится, Мы гулять пошли. Взять сачок не позабыли. Угадайте, где мы были? Были мы за речкою, На том берегу, На большом душистом Заливном лугу. Бабочек ловили И венки плели. На душистом сене Отдохнуть легли. | Бегут по кругу друг за другом на носочках, руки держат на поясе. Выполняют три прыжка на носочках. Вновь бегут по кругу. Выполняют прыжки на носочках. Бегут по кругу. Выполняют прыжки на носочках. Маршируют, высоко поднимая колени, размахивая руками. Маршируют, подняв воображаемый сачок на плечо. Останавливаются. Встают лицом в круг. Разводят руками. Бегут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Изображают, как ловят бабочек и плетут венки. Ложатся на спину, расслабляются. |
Е. Благинина
Упражнение №2
Пройди по дорожкам: проведи линии, не касаясь краёв дорожек и не отрывая карандаш от бумаги. Начни путь от стрелочек.
Упражнение №3 «ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: — Ох! И ушел. Газон засох. | (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.) (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.) («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.) (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.) (Часто и ритмично бьют в ладоши.) (Один хлопок.) (Ритмичные хлопки по столу.) |
3 группа
1. Исключение лишнего на вербальном и невербальном материале.
2. Распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию.
Расширение представлений о временных отношениях.
Ориентировка на плоскости и в пространстве.
Упражнение в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.
Закрепление умения выделять звук из слова.
Упражнение №1 «ЕЖИК И ЯБЛОКИ»
Развитые слухового внимания, элементарных математических представлений
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
В. Волина
Упражнение №2 Каких домашних животных ты видишь?
Упражнение №3
Где находится звук [Ш] в названиях этих предметов: в начале, в середине или в конце
слова? Подбери подходящие схемы.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей формирования вербальных и невербальных психических функций и процессов, обеспечивающих формирование письменной речи у дошкольников с ОНР, их соотношения, а также на создание методических приемов дифференцированной коррекционно-педагогической работы по формированию полноценной готовности к усвоению письменной речи и предупреждению ее нарушений. Результаты коррекционно - логопедической работы показали высокую эффективность предложенного подхода, приемов и индивидуально-дифференцированных упражнений по развитию устно-речевых, сенсомоторных и психических компонентов письменной речи у детей с ОНР.
Эффективность внедрения в логопедические занятия с детьми младшего школьного возраста с ОНР упражнений по предупреждению нарушений письменной речи (чтения и письма) выражаются в следующем:
- улучшается качество устной речи у детей с ОНР за счет целостного сенсомоторного, моторно-двигательного и личностно-ориентированного подхода;
улучшается качество подготовки детей с ОНР к обучению грамоте, чтению и письму в условиях начального образования в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...
Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....
Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современн...
«Профилактика нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста».
Данный материал имеет практическую направленность. Предлагается комплекс игр-упражнений, направленных на профилактику нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »
Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...
Нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста.Способы их предупреждения и устранения.
Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи....