Использование игровых ситуаций с природными материалами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями Проект «Лоскутки природы»
проект (3 класс)
Игровые ситуации, представленные в педагогическом проекте, будут благоприятствовать обогащению обследовательских действий детей с интеллектуальными нарушениями, способствовать усовершенствованию навыков наблюдения, рассматривания, поиска нужных деталей, информации, форм; развитию умения составлять новые, оригинальные образы; проявлению творческого подхода и желанию взаимодействовать с природным материалом самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zametka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых ситуаций с природными материалами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Проект «Лоскутки природы»
Дорофеева О.Д., учитель-дефектолог ГБОУ школы №349
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Игровые ситуации, представленные в педагогическом проекте, будут благоприятствовать обогащению обследовательских действий детей с интеллектуальными нарушениями, способствовать усовершенствованию навыков наблюдения, рассматривания, поиска нужных деталей, информации, форм; развитию умения составлять новые, оригинальные образы; проявлению творческого подхода и желанию взаимодействовать с природным материалом самостоятельно.
Тематическое направление проекта
Использование игровых ситуаций с природным материалом для развития обследовательских действий, формирования представлений об объектах живой и неживой природы и их свойствах.
Наименование проекта
Педагогический проект «Лоскутки природы»
Сроки реализации
1 год
Условия организации педагогического проекта:
-разработка календарно-тематического планирования;
-соблюдение условий интеграции разных видов деятельности (познавательной, исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной);
-выстраивание этапности развития обследовательских навыков;
-соблюдение доступности форм, методов и материалов для организации работы с природным материалом.
Этапы реализации педагогического проекта:
Первый этап – разработка структуры и содержания проекта, целеполагание.
Второй этап – разработка плана действий по достижению поставленной цели.
Третий этап – реализация мероприятий, запланированных в рамках проекта.
Четвертый этап – подведение итогов, определение эффективности проведенных мероприятий.
Цель проекта: повысить эффективность навыков обследовательских действий при помощи природного материала и игровых обучающих ситуаций.
Задачи проекта:
1. разработать и внедрить в коррекционно-развивающий процесс серию занятий направленных на формирование представлений об объектах живой и неживой природы и их свойствах;
2. подобрать необходимый природный материал;
3. составить картотеку игровых обучающих ситуаций для формирования навыков обследования с использованием природного материала.
Целевая группа: 10 обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Актуальность: психофизические особенности, связанные с нарушением работы сенсорной сферы, накладывают свой отпечаток на развитии и эмоционально-психическом состоянии детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому необходимо создать условия для формирования обследовательских действий, расширения спектра ярких впечатлений,основанных на восполнении сенсорного опыта через активизацию всех рецепторов на основе взаимодействия с объектами природы.
Территория реализации проекта: помщение класса, холлы с растениями, оранжерея учреждения, сенсорная комната, сенсорный сад.
Ожидаемые результаты:
-дети увлечены работой с природным материалом, используют его в свободной деятельности;
-улучшилась координация движения, снизились проявления моторной неловкости;
-обогатились представления о свойствах и явлениях окружающего мира;
-обогатился сенсорный опыт за счет действий с объектами сенсорного сада;
-дети стали принимать эмоциональную поддержку от взрослых, инициировать контакт;
-снизился уровень повышенной тревожности, конфликтности.
-стали чаще соблюдать правила в игре, поддерживать свои роли;
-свободно взаимодействуют со сверстниками при выполнении игровых заданий;
-самостоятельно выполняют игровое задание;
делают попытки дополнять и уточнять образ, созданный посредством природного материала;
-частично сформировались элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и другими объектами сенсорного сада.
Реализация плана проектной деятельности
В ходе реализации педагогического проекта «Лоскутки природы» следует использовать метод наблюдения и сравнения объектов природы (на улице за травой, птицами, погодой; в группе за птицами за окном; дома – за домашними животными). Наблюдение за предметами в естественной обстановке позволит сформировать у ребят актуальные представления о строении объектов. Живая натура – это залог создания детьми выразительного образа. Применение видеоматериалов позволит в динамике отслеживать строение тел животных и их повадки, что будет способствовать уточнению их образа и условий обитания.
Предварительной работой к игровым занятиям станет проведение экскурсий на площадке сенсорного сада, где дети будут наблюдать за природой, ее изменениями, жителями из мира фауны. Наблюдение стоит сопровождать речевыми действиями: сопоставлением и описанием через такие приемы как объяснение, уточнение, беседу с вопросами. Полноценная и правильно организованная процедура наблюдения позволит углубить представление детей о том, что такое природный материал и какой он бывает.
В заключительной части экскурсии следует предложить детям собирать природный материал (ветки, шишки, листья), для дальнейшего его использования.
В рамках педагогического проекта подобраны игровые ситуации, из которых была собрана картотека игр, направленных на развитие сенсорной сферы детей с интеллектуальными нарушениями, а именно умения обследовать объекты живой и неживой природы, выделять свойства обследуемых предметов. Каждая игра подверглась коррекции через введение обязательного к использованию природного материала и формулированию конкретной игровой обучающей ситуации, как основной задачи, поставленной перед детьми.
Мониторинг эффективности проектной деятельности и подведение итогов:
-степень выполнение запланированных мероприятий;
-активность участия в реализации проекта его исполнителей (педагогический состав);
-степень заинтересованности детей;
- определение эффективности проведенных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению...
Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.
Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...
Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Большую помощь в освоении детьми учебного материала оказывают современные цифровые инструменты. Цифровые ресурсы – это сайты и приложения, которые помогают учителю взаимодействовать с учениками ...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...
Статья Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Методическое пособие "Использование техники "Оригами" для корекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"
Данный методический материал разработан для уроков труда. Учебный предмет "Труд" для детей с интеллектуальными нарушениями выполняет особую роль, т.к. обладает мощным коррекционно - развиваю...