Мастер класс
методическая разработка (2 класс)
Диагностика сформированности креативного мышления младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_pedchteniya.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Вологды
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 23«Созвучие»
Габибова Светлана Николаевна
Сценарий мастер-класса
Диагностика сформированности креативного мышления младших школьников
Вологда
2022
Диагностика сформированности креативного мышления младших школьников.
Цели и задачи
Цель: продемонстрировать особенности проведения диагностических методик для выявления сформированности креативного мышления младших школьников.
Задачи:
1.Мотивировать педагогов к использованию диагностических методик для выявления сформированности креативного мышления младших школьников в образовательном процессе.
2. Организовать самодиагностику педагогами сформированности креативного мышления на основе апробации приемов трех диагностических методик.
3. Осуществить проведение самооценки педагогами результатов диагностики уровня сформированности креативного мышления на основе критериев оценивания.
4. Познакомить педагогов с рекомендациями авторов диагностических методик по анализу результатов диагностик.
5. Определить условия проведения диагностики сформированности креативного мышления младших школьников в образовательном процессе.
Оснащение мастер-класса
интерактивная доска, мульти-медиа презентация;
раздаточный материал для участников мастер-класса: фломастеры, карандаши, листы формата А-4;
демонстрационный материал в форме образцов результатов диагностических методик, проведенных с обучающими начальной школы МАОУ «Центр образования «Созвучие» №23» г. Вологды.
План проведения мастер-класса
1. Вводная часть. 2 минуты.
1.1.Актуализация знаний и умений педагогов, необходимых для проведения педагогической диагностики сформированности креативного мышления младших школьников.
1.2.Постановка проблемы, в основе которой противоречие между необходимостью владения методиками изучения сформированности креативного мышления младших школьников и недостаточностью компетенций учителей в области диагностики.
1.3.Постановка цели мастер-класса - обучение учителей начальных классов проведению и анализу диагностических методик сформированности креативного мышления младших школьников.
2. Основная часть. 15 минут.
2.1.Краткая характеристика диагностических методик по изучению сформированности креативного мышления младших школьников.
2.2.Погружение учителей в самодиагностику сформированности креативного мышления на примере методики «Облако».
2.3. Организация самооценки учителями выполненных работ на основе предоставления критериев для самооценивания уровней сформированнности креативного мышления.
2.4. Демонстрация лучших работ обучающихся 2 класса МАОУ «Центр образования «Созвучие» №23» г. Вологды. Организация рефлексии данного этапа для сравнения учителями собственных результатов с результатами работ обучающихся.
2.5. Погружение учителей в самодиагностику сформированности креативного мышления на примере одного приема методики «Преобразование структуры объекта».
2.6. Обсуждение и оценка ведущим мастер-класса результатов выполнения диагностического задания обучающимися 2 класса МАОУ «Центр образования «Созвучие» №23» г. Вологды.
2.7. Погружение учителей в самодиагностику сформированности креативного мышления на примере одного приема методики « Предложи оригинальное решение».
2.8. Обсуждение и оценка ведущим мастер-класса результатов выполнения диагностического задания «Предложи оригинальное решение». Представление вариантов выполнения задания обучающимися 2 класса МАОУ «Центр образования «Созвучие» №23» г. Вологды.
3. Рефлексивный этап. 2 минуты.
3.1. Самоанализ и оценка возможности применения диагностических методик в образовательном процессе в начальной школе.
3.2.Прогнозирование путей развития креативного мышления младших школьников на основе диагностики.
4.Заключение. 1 минута.
Вывод о необходимости диагностики сформированности креативного мышления младших школьников в образовательном процессе.
Введение: указывается актуальность рассматриваемого опыта, практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта, установка на восприятие содержания материала, формирование у слушателя целенаправленного интереса.
Креативность, по мнению американского психолога А.Маслоу, есть творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [1] Проявляя креативность, человек, отказывается от шаблонных способов мышления, стремится к оригинальности в высказываниях, рассуждениях, мыслях, поступках. В настоящее время существует множество разных точек зрения на понятие «креативность». И, в связи с этим, множество определений данного понятия. Все это связано с еще недостаточной изученностью данной проблемы. Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. [15]
Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству. [7]
Выделяют качества креативного мышления. Так исследователь Гилфорд определил 4 таких качества.
1.Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество)
2. Гибкость - способность изменять идеи.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Очень сходно определение понятия «креативное мышление» с понятием «изобретательское мышление», которое используется в ТРИЗ педагогики. ТРИз- это теория решения изобретательских задач, автором которой является российский ученый Генрих Альтшуллер. [ 1].
Креативное мышление является необходимым условием качества образования. Это компонент функциональной грамотности- способности человека успешно решать нестандартные жизненные ситуации.[5] Креативное мышление является необходимым условием качества образования. Это компонент функциональной грамотности- способности человека успешно решать нестандартные жизненные ситуации. В международных исследованиях PISA осуществляется проверка и оценка сформированности креативного мышления школьников. И хотя это международное исследование проводится среди 15 –летних детей, формирование этого важного качества личности необходимо начинать с начальной школы. Младший школьный возраст сензитивен для формирования воображения, смекалки, нестандартных решений, следовательно, тех характеристик, которые присущи и креативности человека. Но процесс формирования креативного мышления необходимо начинать с выявления того, на каком уровне находится креативность младшего школьника. Это позволит сравнивать резхультаты, опредлелять индивидуальные траектории, совершенствовапть методы развития креативности.
Основная часть.
Тема мастер-класса «Диагностика сформированности креативного мышления младших школьников
Цели и задачи
Цель: помочь педагогам сформировать компетенцию в проведении диагностических методик для выявления сформированности креативного мышления младших школьников.
В ходе мастер-класса будет представлен обзор методик, дана их краткая характеристика, обснована необходимость применения. Организона самодиагностика педагогами сформированности креативного мышления на основе апробации приемов трех диагностических методик. После апробации учителям будет предложено проведение самооценки уровня сформированности креативного мышления на основе критериев оценивания. В ходе мастер-класса педагоги будут ознакомлены с рекомендациями авторов диагностических методик по анализу результатов диагностик. В рамках мастер-класса будут определены условия проведения диагностики сформированности креативного мышления младших школьников в образовательном процессе.
Методики, предлагаемые для использования:
1. Методика «Облако».
2. Преобразование структуры объекта».
3. Методика «Предложи оригинальное решени»
Данные методики разработаны авторами ТРИЗ –педагогики и опубликованы в различных изданиях. [4; 6]. Необходимость проведения диагностики связана с тем, что я в течение учебного года использую приемы и методы технологии ТРИЗ, и для оценки результатов эффективности данной технологии необходимы исходные и итоговые данные, чтобы на следующий год можно было сравнить результаты.
Методика «Нарисуй облако» предполагала следующее задание:
В каждой сказке есть персонаж, на который мы редко обращаем
внимание –это облако. В сказке живет сказочное облако. Оно может быть:
маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя
снежная пустыня; черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья;
мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка;
шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек;
теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.
Нарисуйте сказочное облако так, чтобы на ваших рисунках оно было и
маленьким, и большим; и черным и белым; и мягким, и твердым; и шумным, и тихим;
и теплым, и холодным».
Результаты анализируются по уровням. (Характеристика уровненй будет представлена участникам мастер-класса в раздаточных материалах).
Низкий уровень характеризуется как неумение выделять элементы системы, взаимосвязи между элементами, трудность в представлении образа оригинального объекта, стереотипность решения. (Облако как облако)
Средний уровень предполагает умение выстраивать элементы системы в цепочки, видеть взаимосвязи, использовать аналогии, предлагать несколько решений. (Например, цепочка разных облаков, использование поясняющих надписей, сочетание несочетающихся явлений).
Высокий уровень предполагает умение выделить элементы со сходными функциями, вводить новые взаимосвязи, предлагать оригинальные сочетания элементов. (Например, облако как человек, облако с разными глазами, хвостами и т.д.). Уровни выделены на основе теоретического иссдедования Н.В. Рубиной, г. Санкт-Петербург.[4;6]
Вторая методика «Преобразование структуры объекта» предполагает ответы на проблемные ситуации. Их три.
Первая: «вы пришли на урок и обнаружили, что потеряли все учебники. Что будете делать?».
Вторая ситуация: «В машине, в которой вы едете, оказалист проколотыми два колеса, а запасное только одно. Ваши действия?».
Третья ситуация: « Вы оказались в городе. Где говорят на незнакомом языке. Ка вы будете изъясняться?».
В данной методике выделяют два уровня. Тривиальный и оригинальный.
Третья методика направлена на выявление креативности при продумывании способов использования обычных вещей.
Предлагается написать как можно больше способов использования учебника, ученической линейки и велосипедного колеса.
Результаты позволяют выявить три уровня сформированности креативного мышления.
Низкий предполагает использование обычных, стандартных способов использования предметов.
Средний уровень предполагает использование предметов в разных ситуациях, но этих ситуаций не более двух, и они описаны неконкретно.
Высокий уровень предполагает продумывание нескольких способов использования предметов, один или два из которых являются оригинальными , нестандартными.
По итогам проведения отдельных приемов диагностики, можно охарактеризовать сформированность креативного мышления. Учителя будут мотвированы на завершение исследования, так как апробация отдельных приемов создаст ситуацию незавершенности, интереса к процессу диагностики.
В завершении будут определены условия проведения диагностики в образовательном процессе, намечены стратегические пути развития креативного мышления младших школьников.[2;3]
Анализ проведённого мероприятия:
Организуется выставка выполненных работ, педагог даёт подробный анализ выполненным работам, указывая на ошибки, если они есть. Подводится итог, отмечается достижение цели мастер-класса.
Список литературы.
1.. Альтшуллер.Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио.1979.-Кибернетика.
2. Габибова С.Н. Изучение и формирование креативного мышления младших школьников на основе ТРИЗ –технологии// Сбориник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Иваново. 2022 «Современное начальное общее образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития».
3. Гин А. Приемы педагогической техники. Указать издательство и год издания.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей (Москва: Издательство «Наука», 1994) [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.iro.yar.ru/images/2/21/Dryginin_VN_fragment_knigi.pdf
5.Рубина Н.В. Диагностика изобретательского мышления на основе методов ТРИЗ. Диссертационная работа на звание Мастер ТРИЗ / [Электронный ресурс. Режим доступа.
http://triz-summit.ru/ru/203864/205748/205749/ (дата обращения: 27.01.2016
6. Рубина Н.В., Радовская О.В. Организация исследовательской деятельности в начальной
школе // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. No 1-2 (21) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2922
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...