РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительные шахматы»
рабочая программа (2 класс)
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_shahmaty.docx | 150.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ивановская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Удивительные шахматы»
ДЛЯ__2, 4__КЛАССОВ
Количество часов: 2 часа в неделю
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:__1 год_
Составитель: Шолом Елена Николаевна
.
д.Иваново
2023г
Программа составлена на основе следующих документов:
#1060;едеральный закон от 29декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
#1060;едеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г № 373 )
#1054;сновная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ
«Ивановская средняя школа» на 2019 – 2023 г
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет (2 и 4 классы).
Занятия проводятся 2 раза в неделю - 68 часов в год.
#1056;езультаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения программы курса
∙ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
∙ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
∙ бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
∙ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
∙ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
∙ освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
∙ формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
∙ оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
∙ соотнесение целей с возможностями
∙ определение временных рамок
∙ определение шагов решения задачи
∙ видение итогового результата
∙ распределение функций между участниками группы
∙ планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
∙ поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
∙ умение задавать вопросы
∙ умение получать помощь
∙ умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
∙ умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
∙ построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
∙ умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
∙ способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
∙ способность работать в команде;
∙ выслушивание собеседника и ведение диалога.
#1057;одержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов деятельности
(теоретический раздел)
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
(практический раздел)
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
- "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
- "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
- "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
- "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
- "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
- "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
- "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
- "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
- "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
- "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
- "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
- "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
- "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
- "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Основные формы и средства обучения:
- практическая игра
- решение шахматных задач и комбинаций
- дидактические игры и задания, игровые упражнения
- теоретические занятия, шахматные игры
- участие в турнирах и соревнованиях
Виды деятельности:
- игровая деятельность
- познавательная деятельность
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- проблемно – ценностное общение
3. Тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов часов часов | |
план | факт | часов | ||
Шахматная доска (3 ч.) | ||||
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | 1 | |||
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали | 1 | |||
Диагональ. Большие и короткие диагонали. Опрос | 1 | |||
Шахматные фигуры (20 ч.) | ||||
Белые и черные фигуры | 1 | |||
Виды шахматных фигур | 1 | |||
Начальное положение. | 1 | |||
Ладья. Место ладьи в начальном положении | 1 | |||
Ход ладьи | 1 | |||
Слон. Место слона в начальном положении | 1 | |||
Ход слона | 1 | |||
Ладья против слона | 1 | |||
Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 1 | |||
Ход ферзя | 1 | |||
Ферзь против ладьи и слона | 1 | |||
Конь. Место коня в начальном положении | 1 | |||
Ход коня | 1 | |||
Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | |||
Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 | |||
Ход пешки | 1 | |||
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 | |||
Король. Место короля в начальном положении | 1 | |||
Ход короля | 1 | |||
Король против других фигур | 1 | |||
Шах (2 ч.) | ||||
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | 1 | |||
Открытый шах. Двойной шах Опрос | 1 | |||
Мат (5 ч.) | ||||
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | |||
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | 1 | |||
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Опрос | 1 | |||
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 1 | |||
Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 | |||
Шахматная партия (4 ч.) | ||||
Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | |||
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | 1 | |||
Демонстрация коротких партий. | 1 | |||
Повторение программного материала. Соревнование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина и направлена на развивающие функции ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы
Рабочая программа кружка «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» 1 - 4 классы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы",1-4 классы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы...