РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительные шахматы»
рабочая программа (2 класс)

Шолом Елена Николаевна

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

        Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "до матового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_shahmaty.docx150.98 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ивановская средняя школа»

C:\Users\Пк\Downloads\

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Удивительные шахматы»

ДЛЯ__2, 4__КЛАССОВ

Количество часов: 2 часа в неделю

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:__1 год_

Составитель: Шолом Елена Николаевна

.

д.Иваново

2023г

Программа составлена на основе следующих документов:

#1060;едеральный закон от 29декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

#1060;едеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г № 373 )

#1054;сновная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ

«Ивановская средняя школа» на 2019 – 2023 г

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет (2 и 4 классы).

Занятия проводятся 2 раза в неделю - 68 часов в год.

#1056;езультаты освоения курса внеурочной

деятельности

Личностные результаты освоения программы курса

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

соотнесение целей с возможностями

определение временных рамок

определение шагов решения задачи

видение итогового результата

распределение функций между участниками группы

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение задавать вопросы

умение получать помощь

умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

способность работать в команде;

выслушивание собеседника и ведение диалога.

#1057;одержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов деятельности

(теоретический раздел)

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

(практический раздел)

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
  • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
  • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  • "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
  • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

  • "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Основные формы и средства обучения:

  • практическая игра
  • решение шахматных задач и комбинаций
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения
  • теоретические занятия, шахматные игры
  • участие в турнирах и соревнованиях

Виды деятельности:

- игровая деятельность

- познавательная деятельность

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

- проблемно – ценностное общение

3. Тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

часов

часов

план

факт

часов

Шахматная доска (3 ч.)

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

1

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали

1

Диагональ. Большие и короткие диагонали. Опрос

1

Шахматные фигуры (20 ч.)

Белые и черные фигуры

1

Виды шахматных фигур

1

Начальное положение.

1

Ладья. Место ладьи в начальном положении

1

Ход ладьи

1

Слон. Место слона в начальном положении

1

Ход слона

1

Ладья против слона

1

Ферзь. Место ферзя в начальном положении

1

Ход ферзя

1

Ферзь против ладьи и слона

1

Конь. Место коня в начальном положении

1

Ход коня

1

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

Пешка. Место пешки в начальном положении

1

Ход пешки

1

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня

1

Король. Место короля в начальном положении

1

Ход короля

1

Король против других фигур

1

Шах (2 ч.)

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха

1

Открытый шах. Двойной шах Опрос

1

Мат (5 ч.)

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

1

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Опрос

1

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

1

Рокировка. Длинная и короткая рокировка

1

Шахматная партия (4 ч.)

Игра всеми фигурами из начального положения

1

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

1

Демонстрация коротких партий.

1

Повторение программного материала. Соревнование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)...

Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы

       Рабочая программа кружка «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» 1 - 4 классы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы",1-4 классы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Шахматы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы...