Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Брагина-Танькова Татьяна Евгеньевна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы",1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vd_1-4_kl._shahmaty.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к Основной образовательной программе

начального общего образования Муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения «Основная общеобразовательная школа №15»

(новая редакция)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Шахматы»

                                         

  Срок реализации программы: 4 год обучения

                               Общее количество часов: 135

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО  ОБЩЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные  результаты  освоения  программного учебного курса внеурочной деятельности  «Шахматы»  распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов -  приобретение  школьниками  знаний, первичного понимания основных шахматных понятий, стратегических и тактических приемов, нахождение и  решение  шахматных комбинаций. Этот уровень достигается  в результате  взаимодействия  детей с учителем как значимым  носителем  социального опыта.

Второй   уровень  результатов -  получение школьником опыта  взаимодействия   между собой,  уверенно соперничать на уровне класса,  школы, иметь представление   - о шахматной игре как своеобразном диалоге, где каждый из игроков, посредством умственных усилий, доказывает свою правоту.

Третий уровень результатов -   получение школьником опыта  самостоятельного  общественного действия  в открытом социуме, за пределами  дружественной среды школы, в среде незнакомых людей. Уверено соперничать в  товарищеских, городских  и других соревновательных играх;  принимать ответственность за собственные решения, концентрироваться и собраться в критических ситуациях;  бороться до конца и не падать духом, чтобы не случилось.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Шахматная доска.    Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.  Легенда о возникновении шахмат.  Занимательные вопросы из жизни шахмат.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра,  игровая программа.

Шахматные фигуры.   Начальная расстановка фигур.     Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.   Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 

Виды деятельности обучающихся:  эвристическая, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, обсуждение, занятие-игра, игровая программа

Ходы и взятие фигур.   (основная тема учебного курса)    Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, сюжетно-ролевая игра.

Цель шахматной партии.   Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, обсуждение, занятие-игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

 Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Шахматные соревнования.  15-20 минут на каждом занятии практика.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, сюжетно-ролевая игра,

2 класс

Повторение.  Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

Краткая история шахмат.   Шахматная нотация.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

Ценность  шахматных фигур.   Техника  матования одинокого короля.  Достижение мата без жертвы материала.   

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

 Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

Шахматная комбинация.   Повторение.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практическая игра.  Контроль над  соблюдением шахматных правил и качеством записи. Шахматный турнир.  Анализ ошибок. . 15-20 минут на каждом занятии практика.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

3 класс

 Повторение.  Основы дебюта.   

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки -хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

  15-20 минут на каждом занятии практика.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

 Практическая игра. 15-20 минут на каждом занятии практика. На занятиях проводятся разные виды деятельности: чтение и инсценирование  дидактических сказок, дидактические задания и игры, викторины, игровая практика 

Участие в школьных и городских соревнованиях

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

4 класс

Повторение. Основы Миттельшпиля.  Основы Эндшпиля.  

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

Практическая игра.  

15-20 минут на каждом занятии практика. На занятиях проводятся разные виды деятельности: чтение и инсценирование  дидактических сказок, дидактические задания и игры, викторины, игровая практика 

Участие в школьных и городских соревнованиях

Виды деятельности обучающихся: информационно-репродуктивная, поисково-исследовательская, импровизационно-творческая.

Форма проведения занятий:  беседа, викторина, выставка, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа

Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

                            Название раздела    

Кол-во часов

Шахматная доска   2ч.

1.

Знакомство  с шахматной доской.

1ч.

2.

Шахматная доска                                              

1ч.

Шахматные фигуры   Начальная расстановка фигур     3ч.

3.

Знакомство  с шахматными  фигурами

1ч.

4.

Знакомство  с шахматными  фигурами

1ч.

5.

Начальное положение.

1ч.

Ходы и взятие фигур 16ч.

6

Знакомство с шахматной фигурой Ладья.

1ч.

7

Ладья в игре.

1ч.

8

Знакомство с шахматной фигурой Слон.

1ч.

9

Слон в игре.

1ч.

10

Ладья против слона.

1ч.

11

Знакомство с шахматной фигурой  Ферзь.

1ч.

12

Ферзь в игре

1ч.

13

Ферзь   против ладьи и слона.

1ч.

14

Знакомство с шахматной фигурой  Конь.

1ч.

15

Конь в игре.

1ч.

16

Конь  против  ферзя, ладьи и слона.

1ч.

17

Знакомство с пешкой.

1ч.

18

Пешка в игре.

1ч.

19

Пешка против  ферзя, ладьи, коня, слона.

1ч.

20

Знакомство с шахматной фигурой  Король.

1 ч.

21

Король против других фигур.

1ч.

Цель шахматной партии       9ч.

22 - 23

Шах

2ч.

24-25

Мат

2ч.

26-27

Ставим мат.

2ч.

28

Ничья,  пат.

1ч.

29-30

Рокировка.

2ч.

Игра всеми фигурами из начального положения 3ч.

31 - 32

Шахматная партия.

2ч.

33

Повторение пройденного материала.

1ч.

Итого

33 ч.

                       

2 класс

Повторение  2ч.

1-2

Повторение изученного материала

2ч.

Краткая история шахмат. Шахматная нотация 3ч.

3

Краткая история шахмат.

1ч.

4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1ч.

5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1ч.

Ценность  шахматных фигур  Техника  матования одинокого короля   Достижение мата без жертвы материала   11ч.

6

Ценность фигур.  Сравнительная сила фигур.

1ч.

7

Достижение материального перевеса. Способы защиты

1ч.

8

Городские соревнования по шахматам, посвященные дню учителя

1ч.

9

Ценность  шахматных фигур.  Защита.

1ч.

10

Две ладьи  против короля.

1ч.

11

Ферзь и ладья против короля.

1ч.

12

Городские соревнования по шахматам «Белая ладья»

1ч.

13

Ладья и король против короля.

1ч.

14

Учебные положения  на мат в два хода  в эндшпиле.

1ч.

15

Учебные положения  на мат в два хода  в миттельшпиле.

1ч.

16

Учебные положения  на мат в два хода  в дебюте.

1ч.

Шахматная комбинация.  Повторение.

18ч.

17

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1ч.

18

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1ч.

19

Матовые комбинации. Тема блокировка. Тема разрушения королевского прикрытия.

1ч.

20

Городские соревнования по шахматам «Новогодняя доска»

1ч.

21

Тема освобождения  пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1ч.

22

Другие шахматные комбинации  и сочетание приёмов.

1ч.

23

Комбинации,  ведущие  к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения  защиты. Тема связки.

1ч.

24

Городские соревнования по шахматам посвященные 23 феврля

1ч.

25

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1ч.

26

Тема превращения пешки.

1ч.

27

Сочетание тактических приёмов.

1ч.

28

Комбинации для  достижения ничьей. Патовые комбинации.

1ч.

29

Комбинации на вечный шах.

1ч.

30

Типичные  комбинации в дебюте.

1ч.

31

Типичные  комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1ч.

32

Городские соревнования по шахматам посвященные Дню Победы

1ч.

33-34

Практическая игра.  

2ч.

Итого

34 ч.

3 класс

Повторение. Основы дебюта.  29ч.

1

Повторение изученного материала.

1ч.

2

Игровая практика.

1ч.

3

Повторение изученного материала.

1ч.

4

Практика матования одинокого короля.

1ч.

5

Двух- и трехходовые партии.

1ч.

6

Решение задания “Мат в 1 ход”

1ч.

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1ч.

8

Городские соревнования по шахматам, посвященные дню учителя

1ч.

9

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

10

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1ч.

11

Решение заданий.

1ч.

12

Городские соревнования по шахматам «Белая ладья»

1ч.

13

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

14

Решение заданий.

1ч.

15

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

1ч.

16

Решение заданий.

1ч.

17

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1ч.

18

Решение задания “Выведи фигуру”..

1ч.

19

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Решение заданий.

1ч.

20

Городские соревнования по шахматам «Новогодняя доска»

1ч.

21

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Решение заданий.

1ч.

22

Городские соревнования по шахматам посвященные 23 феврля

1ч.

23

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка

1ч.

24

Решение заданий.

1ч.

25

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1ч.

26

Решение заданий.

1ч.

27

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1ч.

28

Решение заданий.

1ч.

29

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1ч.

Практическая игра 5 ч.

30

Решение заданий.

1ч.

31

Типичные комбинации в дебюте

1ч.

32

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1ч.

33

Городские соревнования по шахматам посвященные Дню Победы

1 ч

34

Практическая игра.

1ч.

Итого

34 ч.

4 класс

Повторение. Основы Миттельшпиля. Основы Эндшпиля 25 ч.

1

Повторение изученного материала

1ч.

2

Игровая практика.

1ч.

3

Повторение изученного материала

1ч.

17ч.

4

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1ч.

5

Игровая практика.

1ч.

6

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1ч.

7

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1ч.

8

Решение задания “Выигрыш материала”.

1ч.

9

Городские соревнования по шахматам, посвященные дню учителя

1ч.

10

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Решение задания.

1ч.

11

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

1ч.

12

Городские соревнования по шахматам «Белая ладья»

1ч.

13

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. Решение задания.

1ч.

14

Решение задания.

1ч.

15

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1ч.

16

Решение задания.

1ч.

17

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах

1ч.

18

Решение заданий. “Сделай ничью”.

1ч.

19

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. Решение заданий.

1ч.

20

Городские соревнования по шахматам «Новогодняя доска»

1ч.

13ч.

21

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1ч.

22

Решение заданий.

1ч.

23

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Решение заданий.

1ч.

24

Городские соревнования по шахматам посвященные 23 феврля

1ч.

25

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1ч.

Практическая игра 9 ч.

26

Решение заданий.

1ч.

27

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

1ч.

28

Решение заданий.

1ч.

29

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1ч.

30

Решение заданий.

1ч.

31

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Решение заданий.

1ч.

32

Городские соревнования по шахматам посвященные Дню Победы

1ч.

33

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

1ч.

34

Практическая игра.

1ч.

Итого

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...