Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
для 4 класса
(1-ый год обучения)
на 2017-2018 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
- Тематическое планирование.
- Приложение. Календарно-тематическое планирование.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Шахматы» для 1 - 4 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании».
- Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
- Авторской программы Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «RUSSIAN CHЕSS HOUSE/Русский шахматный Дом», 2015.
Учебно-методический комплект, на основе которого реализуется образовательная программа:
- Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. «Шахматы в школе» 1-ый год обучения: М., «Просвещение», 2017 (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01.2016 г. в ФП № 33-0163-02)
- Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. «Шахматы в школе». Рабочая тетрадь. 1-ый год обучения: М., «Просвещение», 2017 (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01.2016 г. в ФП № 33-0167-01)
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа.
Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения:
1 класс – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)
2 - 4 классы – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
- объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;
- овладеть способом «взятия на проходе»;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» с указанием форм организации и видов деятельности
Настоящая программа включает два основных раздела:
- Теоретические основы и правила шахматной игры
- Практико-соревновательная деятельность
Теоретические основы и правила шахматной игры (30 часов)
История шахмат (1 ч)
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры (29 ч)
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (4 часа)
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы»
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры. | ||
1 | Сведения из истории шахмат. | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры. | 29 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность. | ||
3 | Конкурсы решения позиций | - |
4 | Соревнования | 3 |
5 | Шахматные праздники | 1 |
Итого: | 34 |
- Приложение к программе.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы» для 4 класса (1-ый год обучения) на 2017 -2018 учебный год.
№ урока п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
План | Факт | |||||
Сведения из истории шахмат (1 час) | ||||||
1. | Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 | ||||
Базовые понятия шахматной игры (29 часов) | ||||||
2 (1) | Шахматная доска. | 1 | ||||
3 (2) | Горизонталь. | 1 | ||||
4 (3) | Вертикаль. | 1 | ||||
5 (4) | Диагональ. | 1 | ||||
6 (5) | Шахматная нотация. | 1 | ||||
7 (6) | Шахматные фигуры и начальная позиция | 1 | ||||
8 (7) | Ладья. | 1 | ||||
9 (8) | Слон. | 1 | ||||
10 (9) | Ферзь | 1 | ||||
11 (10) | Конь. | 1 | ||||
12 (11) | Пешка. | 1 | ||||
13 (12) | Превращение пешки | 1 | ||||
14 (13) | Король. | 1 | ||||
15 (14) | Ценность фигур. | 1 | ||||
16 (15) | Нападение | 1 | ||||
17 (16) | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | ||||
18 (17) | Шах и защита от шаха. | 1 | ||||
19 (18) | Мат. | 1 | ||||
20 (19) | Пат - ничья. | 1 | ||||
21 (20) | Рокировка. | 1 | ||||
22 (21) | Основные принципы игры в начале партии | 1 | ||||
23 (22) | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | ||||
24 (23) | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. | 1 | ||||
25 (24) | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1 | ||||
26 (25) | Материальное преимущество | 1 | ||||
27 (26) | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | 1 | ||||
28 (27) | Партии – миниатюры. | 1 | ||||
29 (28) | Запись шахматной партии. | 1 | ||||
30 (29) | Шахматный этикет. | 1 | ||||
Соревнования (3 часа) | ||||||
31 (1) | Шахматный турнир. | 1 | ||||
32 (2) | Шахматный турнир. | 1 | ||||
33 (3) | Шахматный турнир. | 1 | ||||
Шахматные праздники (1 час) | ||||||
34 (1) | Спортивно - шахматный праздник. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...