Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа
Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина и направлена на развивающие функции обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" 2 класс | 507.99 КБ |
Программа курса внеурочной деятельности "шахматы" 1 класс | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
(общеинтеллектуальное)
2 В класс
на 2019–2020 учебный год
Составитель:
Голященкова Гульнара Равхатовна
высшая квалификационная категория
Нижневартовск 2019
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 2В класса МБОУ «СШ №21».
Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина и направлена на развивающие функции обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Цель курса внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время посредством обучения игре в шахматы;
- развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях: от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра;
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Воспитательные результаты:
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.
Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел | Форма организации | Основные виды деятельности |
Теоретические основы и правила шахматной игры. | Беседа, презентация, чтение литературы. | Сведения из истории шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. |
Практико-соревновательная деятельность. | Беседа, презентации, решение ситуативных задач, парные игры. Практикумы, проигрывание ситуаций. Обсуждение. Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматные праздники. | Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения; защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «мат по последней горизонтали». Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Участие в школьном шахматном празднике. |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | Факти-чески | |||
1. | 02.09 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам, выдающиеся шахматисты мира | 1 | |
2. | 09.09 | Шахматные фигуры (повторение) | 1 | |
3. | 16.09 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | 1 | |
4. | 23.09 | Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королем и ладьей | 1 | |
5. | 30.09 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 1 | |
6. | 07.10 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | 1 | |
7. | 14.10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
8 | 21.10 | Тактический прием «двойной удар» | 1 | |
9. | 28.10 | Тактический прием «двойной удар» | 1 | |
10. | 11.11 | Тактический прием «связка» | 1 | |
11. | 18.11 | Тактический прием «связка» | 1 | |
12. | 25.11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
13. | 02.12 | Тактический прием «ловля фигуры» | 1 | |
14. | 09.12 | Тактический прием «ловля фигуры» | 1 | |
15. | 16.12 | Тактический прием «сквозной удар» | 1 | |
16. | 23.12 | Тактический прием «сквозной удар» | 1 | |
17. | 13.01 | Мат на последней горизонтали | 1 | |
18. | 20.01 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
19. | 27.01 | Тактический прием «открытый шах» | 1 | |
20. | 03.02 | Тактический прием «открытый шах» | 1 | |
21. | 10.02 | Тактический прием «двойной шах» | 1 | |
22. | 17.02 | Тактический прием «двойной шах» | 1 | |
23. | 24.02 | Шахматный турнир | 1 | |
24. | 02.03 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | |
25. | 16.03 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | |
26. | 23.03 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | |
27. | 30.03 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | |
28. | 06.04 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | |
29. | 13.04 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | |
30. | 20.04 | Основы анализа шахматной партии | 1 | |
31. | 27.04 | Основы анализа шахматной партии | 1 | |
32. | 11.05 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
33. | 18.05 | Шахматный турнир | 1 | |
34. | 25.05 | Шахматный праздник | 1 | |
Всего | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
(общеинтеллектуальное)
1В класс
на 2018–2019 учебный год
Составитель:
Голященкова Гульнара Равхатовна,
учитель высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для обучающихся 1В класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №21» на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
Цель программы курса внеурочной деятельности «Шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи курса внеурочной деятельности «Шахматы»:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- научить уважать соперника;
Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
На изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы»: планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоении курса внеурочной деятельности «Шахматы»: формируются следующие:
Личностные результаты:
∙ Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
∙ Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
∙ Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
∙ Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
∙ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
∙ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
∙ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
∙ Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
∙ Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
∙ Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
∙ Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
∙ Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны
знать:
- шахматную доску и ее структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
- ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
- три стадии шахматной партии. Развитие и др.
уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Шахматная доска и фигуры 4ч. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. |
Ходы и взятия фигур 12ч. | Практическая игра. | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. |
Цель и результат шахматной партии 9ч. | Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. | Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. |
Запись шахматных ходов 3ч. | Дидактические игры и задания, игровые упражнения. | Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. |
Ценность шахматных фигур 2ч. | Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. |
Общие принципы разыгрывания дебюта 3ч. | Участие в турнирах и соревнования | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Количество учебных часов | |
По плану | Факти чески | |||
1 четверть (9 часов) | ||||
Шахматная доска и фигура 4 часа | ||||
01.09 | Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | 1 | ||
08.09 | Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | ||
15.09 | Шахматные фигуры. | 1 | ||
22.09 | Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | ||
Ходы и взятия фигур 12 часов | ||||
29.09 | Ходы и взятия ладьи | 1 | ||
06.10 | Ходы и взятия слона. | 1 | ||
13.10 | Ходы и взятия короля. | 1 | ||
20.10 | Ходы и взятия пешки | 1 | ||
27.10 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | ||
2 четверть (8 часов) | ||||
03.11 | Угроза, нападение, защита. | 1 | ||
17.11 | Превращение и взятие на проходе пешкой | 1 | ||
24.11 | Значение короля. | 1 | ||
01.12 | Шах. | 1 | ||
08.12 | Короткая и длинная рокировка. | 1 | ||
15.12 | Начальная позиция. Запись шахматных позиций. | 1 | ||
22.12 | Практическая игра. | 1 | ||
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат 9 часов | ||||
29.12 | Способы защиты от шаха. | 1 | ||
3 четверть (9 часов) | ||||
19.01 | Открытый, двойной шах. | 1 | ||
26.01 | Мат. | 1 | ||
02.02 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | ||
09.02 | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | ||
16.02 | Пат. | 1 | ||
02.03 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | ||
09.03 | Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | 1 | ||
16.03 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | ||
Запись шахматных ходов 3 часа | ||||
23.03 | Принцип записи перемещения фигуры. | 1 | ||
4 четверть (7 часов) | ||||
06.04 | Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | ||
13.04 | Шахматный диктант. | 1 | ||
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен 2 часа | ||||
20.04 | Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | ||
27.04 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | ||
Общие принципы разыгрывания дебюта 3 часа | ||||
04.05 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | ||
11.05 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | ||
18.05 | Классификация дебютов. | 1 | ||
Итого: | 33ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...