урок
занимательные факты (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 52-53)
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Синонимы».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о синонимах и их нахождении в различных текстах и в собственной речи.
Задачи:
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о синонимах и их употреблении в речи, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, наглядно-образной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: подбирать синонимы к словам, находить синонимы в тексте, применять их в речи, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПин, гигиенические условия в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создать положительный эмоциональный микроклимат.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата.
Метапредметные:
Формирование универсальных учебных познавательных действий:
1) Базовые логические действия: сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения, устанавливают аналогии; определяют существенный признак для классификации, классифицируют предложенные объекты; устанавливают причинно-следственные связи в различных ситуациях, делают выводы.
2) Базовые исследовательские действия: с помощью педагога формулируют цель, планируют изменения объекта, ситуации; формулируют выводы и подкрепляют доказательствами на основе проведённого сравнения, проведённой классификации.
3) Работа с информацией: выбирают источник получения информации; распознают достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способом её проверки; анализируют и создают текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий:
1) Самоорганизация: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.
2) Самоконтроль: устанавливают причины успеха/неудачи учебной деятельности; корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:
1) Общение: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существованию различных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают своё мнение; строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
2) Совместная деятельность: проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполняют свою часть работы.
Предметные: решают грамматические задачи: подбирают синонимы к словам, находят синонимы в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1, В.П. Канакина.
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Анушавановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: Посмотрите на доску. Пока я собиралась к вам на урок, слова в пословице перемешались. Подумайте, как же правильно должна звучать пословица?
Умные приятно речи слушать и
О: Умные речи приятно и слушать.
У: Проверяем. Как вы понимаете эту пословицу?
О: Начитанные люди могут давать больше знаний. Речи таких людей слушать очень интересно.
У.: Ребята, что может помочь развить нашу речь?
О.: Чтение книг.
У: Правильно, книги помогают узнать все, что было до нас, ведь знания передаются из поколения в поколение.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений?
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
О: Три предложения.
У: Назовите их.
О: Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.
(Обучающиеся по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
У: Молодцы. ____, подчеркни в первом предложении грамматическую основу предложения.
У: Какое слово употреблено здесь в переносном значении?
О: Пришла.
У: Верно, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?
О: Наступила, настала, началась.
У: Что общего у этих слов?
О: Это слова с близким значением.
У: Кто знает, как называются эти слова?
О: Близкие по смыслу, одинаковые и т.д.
У: Ребята, почему все называют разные ответы?
О: Потому что мы не знаем, как называются эти слова.
У: Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
О: Со словами с близким значением.
У: Верно. Мы должны хорошо работать на уроке, чтобы найти все интересующие нас ответы.
- Проверка домашнего задания
У: Ребята, вспомните, что вам было задано на дом?
О: Страница 51 упражнение 65 письменно. Нужно было определить многозначные слова в прямом или переносном значении и списать любое предложение.
У: Сдаём тетради на первую парту, я проверю, как вы выполнили задание.
- Индивидуальная работа (Выполнение разноуровневых заданий: работа по индивидуальным карточкам)
У: Сейчас мы проверим, как вы усвоили прошлую тему. Я раздам вам карточки, вы будете работать по вариантам. Задание написано на карточках.
У: Если задание вам не понятно, поднимите руку.
У: Пока вы выполняете задание на карточках, ______ будет работать у интерактивной доски. Тебе нужно распределить словосочетания в 2 колонки: слева – словосочетания в прямом значении, справа – в переносном. Но для начала вспомним правила работы с интерактивной доской.
О: Работаем на расстоянии вытянутой руки, касаемся экрана чистыми и сухими руками.
У: Можешь приступать. Остальные следят за осанкой: ноги вместе, спина прямая.
У: Ты верно выполнил задание, присаживайся и поставь себе 5 баллов в оценочный лист.
У: Остальные заканчивают и проверяют с доски по образцу, верно ли вы выполнили задание. Подсчитайте количество баллов и внесите в оценочный лист. Критерии на доске.
- Отложите карточки на край парты.
1 вариант Задание: подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении. Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь. |
2 вариант Задание: подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении. 1. В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. 2. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. 3. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток. |
3. Минутка чистописания
У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
Н У К М О Л О К О М У П Е Н А Л Ш Й М Ц З А Я Ц М Х О Р А Б О Т А М В М Я З Ы К О З М Н
У: Какая буква встречается чаще всего?
О: «Эм».
У: Какие звуки обозначает эта буква?
О: [м], [м`]
У: Охарактеризуйте звук [м]
О: Согласный, твёрдый, по твёрдости-мягкости парный, пара [м`], звонкий, по звонкости-глухости – непарный, сонорный.
У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «эм», соединения этой буквы с другими буквами в тетради.
О: пишут.
У: ____, ты неправильно написал букву «эм», исправь. (проходит и смотрит, как выполняют задание другие обучающиеся)
У: Ребята, на доске критерии. Подсчитайте количество баллов и впишите в оценочный лист.
У: Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.
О: Молоко, пенал, заяц, работа, язык.
У: Что вы можете сказать об этих словах?
О: Они словарные.
У: Кто согласен, поднимите руку.
У: Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
У: Что у вас получилось?
О: Молоко́, пена́л, за́яц, рабо́та, язы́к.
У: Поднимите руку, у кого получилось также.
У: На доске образец выполнения задания. Подсчитайте количество баллов и впишите в оценочный лист. Критерии на доске.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, какое сейчас время года?
О: Осень.
У: Как можно назвать красивую ярко-желтую осень?
О: Осень называют золотой.
У: Молодцы.
У: Сегодня утром я получило письмо от Незнайки, он в нем написал, какая у них в волшебной стране осень. Послушайте его.
Я люблю осень. Осенью я люблю гулять, шуршать листьями, смотреть, как листья опадают с деревьев. Погода часто пасмурная. Часто идет дождь. Часто дует холодный ветер. На холодном ветру мерзнут деревья, мерзнут звери, мерзнут руки. Иногда бывает хорошая погода. Поэтому я все равно люблю осень!
У: Что вы заметили в этом письме?
О: Повторяющиеся слова.
У: Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов?
О: Нужно написать другие слова.
У: Нужно написать любые слова или нет?
О: Нет, только близкие по смыслу.
У: Чтобы узнать, как называются эти слова, вам нужно разгадать ребус.
О: Синонимы.
У: Проверяем. Верно. Кто догадался, какова тема урока?
О: Тема урока «Синонимы».
У: Проверяем. Вы правильно определили тему урока. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Синонимы.
- Попробуйте определить учебные задачи урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде.
О: Узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность.
Будем учиться подбирать к словам – синонимы.
У: Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, зачем синонимы нужны в речи.
(На доске напечатан план путешествия распечатан полосками.)
IV. Открытие новых умений, знаний
Восприятие (узнавание):
У: На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.
У: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, а большого по размеру - большой, громадный, огромный и др. Все эти слова - синонимы.
У: ____, прочитай отрывок из стихотворения советской и российской писательницы Ирины Токмако́вой «Осинка».
О: Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
У: Мы будем работать по алгоритму, который вы видите на слайде. Вам необходимо:
- Прочитать вслух близкие по смыслу слова.
- Выписать слова, близкие по смыслу.
- Объяснить смысл этих слов (устно).
У: ____, выходи к доске. Читаешь 1 пункт – отвечаешь.
О: Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.
У: Записываем в столбик с маленькой буквы. ___ у доски, а вы в своих тетрадях.
О: записывают.
У: Что означают эти слова?
О: Зябнет - замерзает, дрожит – дрожит от холода, стынет –становится холодным, остывает, мёрзнет – ощущает холод или превращается в лёд.
У: Проверяем. Молодец, присаживайся. Подсчитайте количество баллов и впишите в оценочный лист. Критерии на доске.
- Что вы можете сказать о значении этих слов?
О: Эти слова близкие по значению.
У: Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному?
О: Эти слова пишутся и произносятся по-разному.
У: Сделайте вывод, какие слова называются синонимами.
О: Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами.
У: Откройте учебники на стр. 52. Сравним с правилом в учебнике ваше определение. ___, прочитай.
У: Правильный вывод мы с вами сделали?
О: Да!
У: На первой станции мы нашли ответ на вопрос, что такое синонимы?
У: Отправляемся к следующей станции.
Осмысление (понимание):
У: На 2-ой станции мы узнаем, в чём особенность синонимов.
У: Сейчас вы будете работать в парах. Перед каждой парой по 2 конверта: в каждом из них лежат перемешанные слова. Ваша задача – разделить эти слова на 2 группы и найти к ним синонимы. Следим за осанкой.
У: Что у вас получилось?
О: 1 группа: веселый – радостный – резвый;
2 группа: чаща – лес – заросли.
У: На какие 2 группы вы разделили слова?
О: Имена прилагательные и существительные.
У: Поднимите руку, если у вас получилось также. К какой части речи относятся синонимы в каждой из групп?
О: Имя прилагательное и имя существительное.
У: Какой можно сделать вывод?
О: Синонимы – это слова одной и той же части речи.
У: Верно. На доске образец выполнения задания. Посчитайте количество баллов и внесите в оценочный лист. Критерии на доске.
У: Отложите на край парты. Дополняем опорную схему на слайде: «Синонимы – это слова одной и той же части речи».
Воспроизведение (запоминание):
У: 3 станция. Какую роль играют синонимы в речи?
У: Вспомните письмо Незнайки. Вы сказали, что в тексте надо заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.
У: Давайте попробуем заменить их. Работаем устно. Я говорю слово из письма, а вы подбираете к нему синонимы. (по очереди каждое слово)
люблю - , часто - , холодный - , мёрзнут -
О: люблю – обожаю - нравится - предпочитаю
часто - постоянно – нередко - зачастую
холодный – ледяной – промозглый – прохладный - морозный
мёрзнут – стынут – зябнут - холодеют.
У: Такой текст вам больше нравится? Мне тоже!
У: Зачем нужны синонимы в речи?
О: Синонимы делают речь правильной и выразительной.
У: На опорную схему прикрепляю табличку «делают речь правильной и выразительной».
Применение на практике:
У: Поиграем в игру «Кто больше?» Вам нужно цепочкой назвать синонимы к слову «красивый».
О: Великолепный, красивый, прекрасный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, блестящий, красивый, отличный, роскошный.
У: Вы хорошо поработали, время отдохнуть.
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа со словарём
У: Сейчас мы поиграем в игру «Объясни словечко». Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение следующих слов: мокрый, луна, лгать, зелёный. Работаем устно.
О: Мокрый – сырой, луна – месяц, лгать – обманывать, к слову «зелёный» не получается подобрать синоним.
У: Что надо делать, если вы не знаете синоним?
О: Обратиться к словарю.
У: Найдите словарь синонимов на стр. 139. Найдите синоним к слову «зелёный».
О: Изумрудный.
У: Правильно. С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер, дивный, а третье слово выберите сами. Что у вас получилось?
О: Ветер – буря – ураган, дивный – чудный, 3 слово – ласковый – нежный.
У: Поднимите руку, кто согласен с ___.
У: На доске образец выполнения задания. Посчитайте количество баллов и внесите в оценочный лист. Критерии на доске.
VII. Итог урока. Рефлексия
У: Вернёмся к плану нашего путешествия. Читаем с доски и отвечаем.
О: Что такое синонимы? Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами.
О: В чем особенность синонимов? Синонимы – это слова одной и той же части речи.
О: Какую роль играют синонимы в речи? Делают речь правильной и выразительной.
У: Молодцы. Вернёмся к словам-помощникам. ___, прочитай.
О: Узнали, что такое синонимы, в чём их особенность.
Учились подбирать к словам – синонимы.
У: Подсчитайте ваши баллы за все задания. Критерии на доске. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.
У.: Ребята, перед вами лежат карточки разного цвета: зелёного, красного и жёлтого.
Вам необходимо поднять карточку того цвета, которая характеризует вашу деятельность на уроке. Сначала я читаю, вы слушаете.
- Поднимите зелёную карточку, если на уроке вам всё было понятно и вы справились с заданиями.
- Поднимите жёлтую карточку, если у вас остались какие-то вопросы.
- Поднимите красную карточку, если вы не усвоили тему урока.
У: Теперь поднимаем карточки. Вижу, что почти все подняли зелёные карточки.
- Отложите карточки на край парты.
У: Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Незнайка многому у вас научился.
У: Урок окончен, мне было приятно работать с вами.
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
У: Открываем дневники и записываем домашнее задание. Вам необходимо выполнить упражнение 71 на странице 53 письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...