Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа (4 класс)
Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный математик» предназначена для обучающихся начальной ступени (4классы) обучения общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_matematik.docx | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 имени А.В. ВОЙНАЛОВИЧА»
Принято на заседании педагогического совета протокол № 7 от 31.08.2023 года | Утверждаю Директор школы: ____________А.Р. Нургалеева Приказ от 31.08.2023 года № 766 |
Программа внеурочной деятельности
«Юный математик»
Разработала: Кузнецова Елена Сергеевна, учитель начальных классов | Программа предназначена: для учеников _ 4__класса Количество часов в год - _34_ Срок реализации программы – 1 год |
Нижневартовск, 2023-2024 г.
Программа внеурочной деятельности
«Юный математик» (4 класс)
(программу подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный математик» предназначена для обучающихся начальной ступени (4классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками, проявляющими высокую мотивацию к изучению математики, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде «Юниор», в международном конкурсе – игре «Кенгуру». «Кенгуру» — это международный конкурс-игра для школьников под девизом «Математика для всех». Главная цель конкурса — привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным и даже веселым.
Программа реализуется в рамках внедрения ФГОС и регламентируется нормативно-правовыми актами, а также учитывает основные задачи развития образования в регионе:
В «Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" одной из приоритетных задач является увеличение доли обучающихся, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в общей численности обучающихся), с 40,3% до 46%. Данная программа учитывает основные положения региональных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», реализуемых в рамках Национального проекта «Образование».
Данная программа рассматривается, как система использования математики в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания математических наук в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном математическом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт решения олимпиадных задач, на пропаганду знаний среди учащейся молодёжи и играют большую роль в повышении уровня преподавания математики в средней школе.
В процессе обучения по данному курсу обучающиеся познакомятся с форматами всероссийской олимпиады школьников по математике (4 класс), международного конкурса – игры «Кенгуру», муниципальной интеллектуальной олимпиады «Юниор» по математике и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по математике, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в предметной олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования обучающихся в формате олимпиадного задания.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей, обучающихся в изучении математики, способствует развитию познавательной активности младших школьников. Курс расширяет и углубляет знания по математике, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники обучающиеся 4 - х классов. Тематическое планирование составлено на 34учебных часов.
Основная часть
Математическая олимпиада — это предметная олимпиада между обучающимися школы по решению нестандартных математических задач. При организации олимпиады ставится задача не только выявления сильных учеников, но и создания общей атмосферы праздника математики, развития интереса к решению задач и самостоятельности мышления.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Программа позволяет учитывать особенности обучающихся:
В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.
Актуальность данной работы состоит в исследовании влияния системного подхода в изучении сложных задач и постоянной практики их решения как фактора повышения уровня подготовки потенциальных участников олимпиадного движения и качества олимпиадных работ школьников.
Так, гипотезой в данном случае может послужить следующее условие исследования: если в школьную программу по математике наряду с основной базой заданий включить задачи олимпиадного уровня и научить детей их решать, то есть возможность получения участников и потенциальных победителей математических олимпиад уже на уровне основной школьной программы.
Целью включения таких задач в школьную программу можно полагать следующее: научить школьников не бояться участвовать в олимпиадах различного уровня, применять полученные на уроках дополнительные знания в свою пользу, и посредством решения нестандартных задач на начальном этапе выявлять одаренных детей.
Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по математике, предоставляя возможности создать собственную образовательную траекторию.
Задачи:
- подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
- сориентировать обучающихся в темах предлагаемых заданий;
- научить пользоваться справочной литературой и словарями;
- потренировать в решении наиболее часто встречающихся математических задач.
Задачи нашего исследования можно обозначить следующие:
- Доказать необходимость систематического использования олимпиадных заданий в школьном курсе математики.
- Научиться решать олимпиадные задачи так, чтобы в дальнейшем применять наиболее оптимальный метод достижения цели. С практическим применением не только в олимпиадах, но и в жизни.
- Обосновать применение олимпиадных заданий в школьном курсе как непосредственное участие в развитии учеников, улучшении качества образования и навыков решения школьниками нестандартных задач, а также выявлении на начальном уровне одаренных детей и дальнейшего их развития.
Предмет исследования в данной работе – это сами олимпиадные задания и непосредственно их решение.
Объект – Олимпиадное движение в целом как масштабное явление, истоком которого является решение сложных задач и постоянное развитие школьников.
Методы – в нашем случае – это решения олимпиадных заданий, и возможность опытным путем доказать, что такие задачи заставляют нас думать, а значит двигаться и работать в правильном направлении, возможно, ошибаться, проверять и снова решать, приходя к победе.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Формы: математические логические игры, упражнения, графические задания, задачи- шутки, ребусы, конкурсы, задачи – загадки, головоломки.
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности обучающихся:
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.
- Разработка и представление проектов.
- Решение задач.
- Исследовательская работа
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Л.М. Фридман и Е.Н. Турецкий, авторы книги «Как научиться решать задачи» считали, что «психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у обучающихся общих умений и способностей в решении задач состоят в том, что школьникам не даются необходимые знания о сущности задач и их решений, а поэтому они решают задачи, не осознавая должным образом свою собственную деятельность. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, что многим школьникам не по силу».
Программа актуальна для школы тем, что реализуется в рамках Программы развития школы, программы «Одаренные дети» и разработан с учетом образовательной среды учреждения и направлена на расширение содержательной среды: концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др. Образовательная среда школы: сотрудничество с психологической службой школы; кабинет, оснащенный компьютером, интерактивной доской и документ - камерой; школьная библиотека; компьютерный класс.
Условия реализации Программы.
Для достижения запланированных образовательных результатов программа обеспечивает ряд необходимых условий (психолого-педагогических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных) прежде всего через занятия определенными деятельностями:
- совместной распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
- исследовательской деятельностью в ее разных формах;
- деятельностью управления системными объектами (техническими объектами, группами людьми);
- творческой деятельностью (художественное, техническое и другое творчество), направленной на самореализацию и самопознание;
В целях реализации данной программы и достижения планируемых результатов в школе создаются соответствующие условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-финансовые.
Риски: критерии оценки успешности обучающегося должны учитывать новые требования качества образования:
- обученность детей;
- соответствие стандарту (нормативные требования);
- соответствие социальным запросам и ожиданиям;
- соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
Предусматривает привлечение социальных партнеров, принимающих участие в реализации проекта:
- Центр развития образования.
- Кафедра математики Нижневартовского государственного университета.
- Родители.
- Школьное научное общество младших школьников.
- Образовательные интернет - порталы.
Ведущие технологии, используемые для реализации программы:
- Проектные и исследовательские технологии.
- Информационно - коммуникационные технологии.
- Технологии развивающего обучения.
- Технология сотрудничества.
- Технология Активных Методов Обучения.
- Технология критического мышления.
- Игровые технологии.
- Интерактивные технологии.
Программа позволяет выявлять проблемы/затруднения обучающихся начальных классов через методы наблюдения, беседы, анкетирования и тестовые методики, направленные на исследование сформированности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Также проводилось динамичное наблюдение во время проведения занятий и выполнения олимпиадных заданий, направленное на выявление особенностей деятельности и поведения, эмоционально-волевой сферы, реакции ребенка на трудности, возникающие в процессе обучения, критичность отношения детей к своим ошибкам.
Программа предусматривает использование современных учебных материалов, а именно тренажеров, тестов, источники интернет - ресурсов:
1.Математика для всех: Кенгуру. Ру: https://ipokengu.ru/
2.Международный центр образования и педагогики:
3.ЯНДЕКС учебник. Математическая олимпиада для 1-11 классов:
https://education.yandex.ru/olymp/
4.Дистанционные олимпиады и конкурсы:
https://konkurs-otlichnik.ru/math
5.Конкурсы:https://erudit-online.ru/filter/subject/math.html
6.Умназия: https://umnazia.ru/olymp-math
7.Онлайн-олимпиады по математике: https://konkursita.ru/quizzes/subjects/math
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Царство математики | 1 | 1 | |
2 | Мир задач | 3 | 1 | 2 |
3 | Вопросы на устный счёт | 3 | 1 | 1 |
4 | Логические задачи | 2 | 1 | 1 |
5 | Задания на сопоставление | 2 | 1 | 1 |
6 | Замысловатые задачи со звёздочкой, которые требуют размышлений | 2 | 1 | 1 |
7 | Упражнения на быстрый счет | 2 | 1 | 1 |
8 | Переливания | 3 | 1 | 2 |
9 | Выпуск математической брошюры | 3 | 1 | 3 |
10 | Решение олимпиадных задач | 5 | 1 | 2 |
11 | Подготовка к участию в олимпиадах: «Кенгуру», «Точные науки», «Шаг в науку» | 2 | 1 | 1 |
12 | Математическая олимпиада | 2 | 1 | 1 |
13 | Математическая олимпиада | 2 | 1 | 1 |
14 | Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики | 2 | - | 4 |
Всего | 34 | 13 | 21 |
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы внеурочной деятельности;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1.Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- составление Индивидуального образовательного маршрута одаренного ученика с учетом индивидуальных особенностей;
- организацию исследовательской, кружковой работы;
- привлечение к внеклассным мероприятиям по математике;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
План мероприятий при подготовке обучающихся к предметной олимпиаде по математике
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май учебного года, начало нового учебного года | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | август | учитель | Проект программы |
3 | Диагностика. | сентябрь | учитель | Результаты диагностики |
5 | Формирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по математике | сентябрь | Учитель совместно с учеником и родителями | Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого одаренного ребенка |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | учителя | Участие учащихся в мероприятиях познавательного характера |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | учитель | Участие детей в мероприятии |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах | в течение года | учитель | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы обучающихся посредством сети Интернет | в течение года | учитель -предметник | Исследовательская работа |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления обучающихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель -предметник | Привлечению к чтению интернет-журналов |
Программа предусматривает использование современных оценочных средств:
Внутренняя накопительная оценка достижений обучающихся, портфолио и Индивидуальный образовательный маршрут.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы, учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе, учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком, побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
Программа предусматривает оценку индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям:
1.Для оценки индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям предлагаю применять ресурсы Интернет, официальные сайты олимпиад.
2.Введение Индивидуального образовательного маршрута и портфолио
одаренного ребенка.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.
В результате прохождения данного курса обучающиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
- знать различные виды анализа языковых единиц;
- уметь нестандартно подходить к решению математических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по математике.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы:
В результате изучения данного курса в начальной школе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование» составлена по программе Волковой С.И....