Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_dlya_lyuboznatelnyh_4_klass.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО спецкурсу «Математика для любознательных»
4 КЛАСС
Рабочая программа спецкурса разработана на основе авторской программы « Математика для любознательных»
учителей МАОУ СОШ№72 Марининой В.И., Нестеровой Л.Г., Бирюлиной Г.В.
На изучение спецкурса отводится 32часа в год (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях.-
М.; Издательство РОСТ, 2014.
2. О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Курс РПС (развитие познавательных способностей),
Методическое пособие для 4 класса.- М., Издательство РОСТ, 2014.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики для любознательных призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
- использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Математика для любознательных» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Умение осознавать и определять свои эмоции.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
- Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
- Делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика для любознательных» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- Работать по плану, сверяя свои действия с целью; корректировать свою деятельность.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Математика для любознательных» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 1000; разрядный состав чисел ;
- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания, деления и умножения.
- использовать знание таблицы сложения , умножения и деления;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- находить значения выражений;
- решать задачи:
- раскрывающие смысл действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на … в», «уменьшить на …в»;
- задачи на разностное сравнение;
- распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания, умножения и деления;
- использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, умножения и деления, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения, умножения;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов;
- использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, со скобками;
- сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
- решать уравнения;
- решать задачи;
- узнавать и называть плоские и объемные геометрические фигуры;
- определять длину данного отрезка, находить длину неизвестного;
- читать информацию, записанную в таблицу, диаграмму;
- находить периметр и площадь геометрических фигур;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки.
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
№ | Разделы программы | Темы | Коли-чество часов | Цели | Задачи | Форма проведения | Вид деятельности | Место проведения | Планируемые результаты | Примечание | |
Тетрадь №1. | Межпредметные. | Внеурочные | |||||||||
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года. | 1 | Выявить уровень раз-витияпозна-вательных процессов. | Умение подмечать малозаметные детали при восприятии. | Тест. | Русский язык, математика. | Внеурочное занятие | Класс | Высказывать свое предположение. Умение работать самостоятельно. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Повторение понятий: предложение фразеоло-гизм, омони-мы. | Развитие умения выполнять логически – поисковые задания. | Игра «Внимание» | Русский язык, математика. | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать нестандартные задачи. | ||
3 | Тренировка внимания. | 1 | Знакомство с понятием зрительная иллюзия. | Развитие умения решать нестандартные задачи. | Презентация. Конкурс эрудитов №1. | Математика. | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать нестандартные задачи. | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Повторение признаков квадрата. | Развитие умения отвечать на вопросы. | Учебный фильм. | Русский язык, математика. | Внеурочное занятие | Класс | Развитие речи. | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Повторение признаков предложения | Развитие умения составлять предложения из словосочетаний. | Игра «Внимание» | Русский язык, математика | Внеурочное занятие | Класс | Развитие речи. | ||
6 | Поиск закономерностей. | 1 | Повторение буквенных выражений. | Развитие умения расшифровывать слова, вспоминая порядковый номер буквы в алфавите. | Учебный фильм | Русский язык, математика | Внеурочное занятие | Класс | Поиск закономерностей. | ||
7 | Совершенствование воображения. | 1 | Знакомство с понятиями: общеупотребительные.устаревшие слова. | Развитие умения составлять ребусы. | Практическое занятие | Лит.чтение, русский язык математика | Внеурочное занятие | Класс | Умение работать с изографами. | ||
8 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 | Знакомство с устаревшими словами свита, дрема. | Развитие умения переставлять буквы по образцу. | Круглый стол Игра «Так же, как…» | Русский язык, математика | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать нестандартные задачи. | ||
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Повторение геометрических фигур. | Развитие умения решать нестан-дартные задачи. | Практическое занятие. | Лит.чтение, русский язык математика | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать нестандартные задачи. | ||
10 | Тренировка внимания. | 1 | Повторение признаков магических квадратов. | Умение решать логически-поисковые задания. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Умение выполнять логически- поисковые задания. | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Повторение понятия рифма. | Умение записы-вать по памяти данные из прочитанных стихотворений | Практическое занятие. Конкурс эрудитов №2. | Лит.чтение, русский язык математика. | Внеурочное занятие | Класс | Развитие слуховой памяти. | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Повторение признаков прилагатель-ных, словосо сочетаний. | Умение отвечать на вопросы об увиденном. | Практическое занятие. Игра «Внимание». | Русский язык, окр. мир, мате-матика. | Внеурочное занятие | Класс | Развитие зрительной памяти. | ||
13 | Поиск закономерностей. | 1 | Знакомство с понятием анаграмма. | Умение находить числовые закономерности. | Практическое занятие. Игра «Прочитай анаграмму». | Русский язык, математика | Внеурочное занятие | Класс | Умение находить закономерности. | ||
14 | Совершенствование воображения. | 1 | Повторение понятия изографы. | Умение работать с уникурсальными фигурами, с изографами. | Презентация. | Математика. | Внеурочное занятие | Класс | Умение анализи-ровать заданный образец. | ||
15 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 | Повторение знаний о геометрических фигурах. | Умение выполнять логически- поисковые задания. | Практическое занятие. Игра «Зашифро-ванные слова». | Русский язык, математика | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать нестандартные задачи. | ||
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Повторение знаний о пословицах. | Умение решать нестандартные задачи. | Практическое занятие. Игра «Не верь глазам своим». | Русский язык, окр. мир, мате-матика. | Внеурочное занятие | Класс | Развитие внимания. | ||
17 | Тренировка внимания | 1 | Повторение знаний о склонении имен сущест вительных. | Умение выполнять логически- поисковые задания. | Практическое занятие. Игра «Внимание». | Русский язык, мате-матика, лит. чтение. | Внеурочное занятие | Класс | Развитие внимания. | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Знакомство с понятием шарада. | Умение на слух определять определять общий звук в словах запоминать текст находить изменения в тексте. | Тест. | Русский язык, мате-матика, лит. чтение. | Внеурочное занятие | Класс | Развитие внимания. | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Повторение знаний о жи-вой природе, фразеологизмах, место-имениях. | Умение заменять фразеологизмы близким по значе нию словом, отве чать на вопросы. | Практическое занятие. Конкурс эрудитов №3. | Русский язык, окр. мир, мате-матика | Внеурочное занятие | Класс | Развитие зрительной памяти. | ||
20 | Поиск закономерностей. | 1 | Повторение формул нахождения скорости, времени, расстояния. | Умение находить числовые и бук-венные законно-мерности. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать задачи «на движение». | ||
ТЕТРАДЬ №2. | |||||||||||
21. | Совершенствование воображения. | 1 | Знакомство с понятием метаграммы. | Умение писать шифрованные послания, заме-няя буквы цифрами. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Умение работать с уникурсальными фигурами, с изографами. | ||
22 | Развитие быстроты реакции, мышления | 1 | Повторение знаний о нахождении площади квадрата. | Умение читать от буквы к букве, по прямым и ломаным линиям в любых направлениях. | Практическое занятие. | Математика, русский язык окр. мир. | Внеурочное занятие | Класс | Умение решать нестандартные задачи. | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. | 1 | Повторение знаний о мире живой природы, о фразеологиз-мах. | Умение решать нестандартные задачи. | Круглый стол. | Математика, русский язык окр. мир. | Внеурочное занятие. | Класс | Развитие внимания. | ||
24 | Тренировка внимания. | 1 | Знакомство с историей появления часов, с ви-дами часов. | Умение показывать время на модели часов, решать задачи на определение времени. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Развитие внимания | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Знакомство с понятием палиндром или перевер-тыш. | Умение читать палиндромы. | Практическое занятие. Конкурс эрудитов №4. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Развитие слуховой памяти. | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Повторение понятия метаграмма. | Умение находить цепочки мета-граммы, соеди-няющей два слова. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Развитие зрительной памяти. | ||
27 | Поиск закономерностей. | 1 | Повторение знаний о мире живой природы. | Умение решать нестандартные задачи. | Практическое занятие. | Математика, русский язык окр. мир. | Внеурочное занятие | Класс | Умение находить числовые и бук-венные законно-мерности | ||
28 | Совершенствование воображения. | 1 | Повторение понятий: изографы, ребусы. | Умение работать с уникурсаль-ными фигурами. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Навыки самостоятельной и групповой работы. | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления | 1 | Повторение числовых и буквенных закономерностей. | Умение выполнять логически- поисковые задания. | Практическое занятие. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Умение строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем, работая в группе. | ||
30 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Повторение изученного. | Умение отвечать на вопросы. | Практическое занятие. | Математика, русский язык окр. мир. | Внеурочное занятие | Класс | Умение преобразовывать информацию | ||
31 | Тренировка внимания. | 1 | Повторение знаний о мире живой природы. | Решать задачи на развитие аналитических способностей. | Практическое занятие. Конкурс эрудитов №5. | Математика, русский язык | Внеурочное занятие | Класс | Умение выполнять задания по алгоритму. | ||
32 | Выявление уровня развития познавательных процессов | 1 | Повторение изученного. | Умение сравнивать, устанавливать связи, анализировать, рассуждать. | Тест. | Математика, русский язык окр. мир,лит. чтение. | Внеурочное занятие | Класс | Ясно формулировать ответы на вопросы. Осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа кружок "Смекалка для любознательных" 2 класс.
Кружок "Смекалка для любознательных" развивает логическое мышление, учит доказывать, делать выводы,,учит рассуждать....
Рабочая программа кружок "Смекалка для любознательных" 2 класс.
Кружок "Смекалка для любознательных" развивает логическое мышление, учит доказывать, делать выводы,,учит рассуждать....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных 1-4 класс"
Пояснительная записка, календарное планирование "Математика для любознательных 1-4 класс"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" 1-4 классы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....