Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Ролдугина Юлия Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_konstruirovanie.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя  школа №24»

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______/Илюхина Л.Н./

«___»_________2015г.

«Принято»

на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «___»________2015г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №24

_______/Давыдов Н.В./

Приказ №_____

«___»_________2015г.

Программа внеурочной деятельности

по математике и конструированию

Возраст обучающихся 9 – 11 лет

Срок реализации  программы 1 год

Автор-составитель Ролдугина

Юлия Александровна

Пояснительная записка.

Программа  внеурочной деятельности «Математика и конструирование» является программой общеинтеллектуальной  направленности, составлена  на основе авторской программы  курса «Математика и конструирование», авторами которой являются С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина.

Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе.

Цель  курса:

Сформировать  элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.

Задачи курса:

- развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;

 - интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

- развитие  пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.

Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения. Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

В программе уделяется внимание ознакомлению с компьютером, работе по формированию у детей началу компьютерной грамотности, работе на персональных компьютерах с учетом возрастных особенностей.

Ведущей линией в методике обучения  курсу «Математика и конструирование» является организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе изучаемого геометрического материала.

Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.

Один из разделов курса посвящён Оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда.

В процессе изучения курса «Математика и конструирование дети учатся:

·        работать с чертежом, технологической картой и составлять их;

·        работать с чертёжными инструментами;

·        определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество

своей работы с учётом технологических и эстетических требований.

Программа предназначена для детей 9-11 лет. Продолжительность  реализации программы 1 год. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.

Формы  работы:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективная.

В результате обучения по данной  программе  дети:

Должны знать:

- таблицы единиц измерения величин;

- геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник и др.;

- технологическая карта, чертеж, развертка и др.

Должны уметь:

- конструировать модели плоских геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);

- делить фигуры на части и составлять фигуры из частей;

- конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу;

- чертить фигуру, симметрическую заданной, относительно заданной оси симметрии;

- рационально расходовать используемые материалы;

- работать с чертежными и трудовыми инструментами;

- контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции по чертежам;

- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к моделям изделий различных видов;

- вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (параллелограмм, равнобочная трапеция);

- соотносить детали чертежа и детали модели объекта;

- поддерживать порядок на рабочем месте.

Должны иметь представление:

- о таких многогранниках, как прямоугольный параллелепипед, куб;

- развертках этих фигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар;

- об осевой симметрии.

Учебно-тематический план.

№ раздела,

тем

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

1

1

-

2.

Геометрическая составляющая.

27

10

17

3.

Конструирование.

6

-

6

Итого:

34ч.

Содержание изучаемого курса.

Введение (1ч.)

Введение учащихся в материал курса.

Геометрическая составляющая (27ч.)

        Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

        Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.

        Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелепипеда и равнобочной трапеции.

        Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

        Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.

        Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.        

        Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.

        Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.

Конструирование (6ч.)

        Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок.

        Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).

        Изготовление моделей цилиндра, шара.

        Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток).

        Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии.

Список используемой литературы.

1.Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение, 2014.

2.С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2014.

3.С.И.Волкова. Рабочая тетрадь к курсу «математика и конструирование» / С.И.Волкова. М.: Просвещение, 2014.

4.Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование».

Приложение к программе внеурочной деятельности

Утвержденной на Педагогическом совете от                         Протокол №         _

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

________/Илюхина Л.Н./

«___»____________2014г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по математике и конструированию

Учитель: Ролдугина Юлия Александровна

Количество часов: всего34 часа; в неделю 1 час

п/п

Раздел

Тема занятия

Коли

чество

часов

Дата

1.

Введение.

Введение учащихся в материал курса. ИОТ – 016 - 2012

1

2.

Геометри

ческая составляя

ющая.

Прямоугольный параллелепипед.

1

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины.

1

Развертка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.

1

Закрепление пройденного. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.

1

Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Развертка куба.

1

Закрепление пройденного. Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины.

1

Закрепление пройденного. Куб. Развертка куба.

1

Площадь прямоугольника (квадрата). Единицы площади.  

1

Расширение представлений о способах вычислений площади.

1

Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трех проекциях.

1

Закрепление пройденного. Прямоугольный параллелепипед и куб.

1

Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда.

1

Чертеж куба в трех проекциях.

1

Закрепление пройденного. Чертеж куба в трех проекциях.

1

Закрепление пройденного. Чертеж куба в трех проекциях.

1

Осевая симметрия.

1

Осевая симметрия.

1

Закрепление пройденного. Осевая симметрия.

1

Закрепление пройденного. Осевая симметрия.

1

Закрепление пройденного. Осевая симметрия.

1

Закрепление пройденного. Осевая симметрия.

1

Закрепление пройденного. Осевая симметрия.

1

Представление о цилиндре.

1

Знакомство с шаром и сферой.

1

Закрепление пройденного. Знакомство с шаром и сферой.

1

Закрепление пройденного. Знакомство с шаром и сферой.

1

Закрепление пройденного. Знакомство с шаром и сферой.

1

3.

Конструиро

вание

Практическая работа №1 «Изготовление модели куба сплетением из трех полосок»

1

Закрепление пройденного. Изготовление модели куба.

1

Практическая работа №2 «Изготовление модели платяного шкафа»

1

Практическая работа №3 «Изготовление модели гаража»

1

Практическая работа №4 «Изготовление карандашницы»

1

Практическая работа №5 «Изготовление модели асфальтового катка»

1

Итого:

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...