РП и КТП кружка " Кубановедение"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Барсукова Елена Александровна

     В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_kubanovedeniyu.docx94.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Староминский район, п.Рассвет

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 имени А.И.Ма

МО Староминский район

   

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «30» августа  2023 года

Председатель педсовета

___________Е.А.Косивченко

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                                По___кубановедению___________________________________

Уровень образования (класс):    начальное общее образование    1- 4 классы

Количество часов:   135  часов 

                                 

Учитель   Барсукова   Елена  Александровна

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №5, утвержденной решением педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2015  г.,   авторской программы «Кубановедение» для 1-4 классов

общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы –

составители: Ерѐменко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В.

ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар 2016 год.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

     В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:

- о природных, климатических условиях Краснодарского края;

- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое применение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своѐм населѐнном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребѐнка;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путѐм наращивания изучаемой информации, за счѐт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

1 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Обучающийся научится:

• называть своѐ полное имя, имена своих родных, домашний адрес

• определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

• соблюдать традиции своей школы

• ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома

• определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

• приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.)

• приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)

• различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

Обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

различать герб родного города (села, станицы и др.)

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений

Обучающийся научится:

различать особенности времен года своей местности

• определять характерные особенности рельефа своей местности *

• приводить примеры названий морей, рек, крупных населѐнных пунктов своей местности и Краснодарского края

• приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности

• знать кубанские песни, пословицы и поговорки

• соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,

в общественных местах, на дорогах, у водоѐмов, в школе

• называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

Обучающийся получит возможность научиться:

• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населѐнный пункт

• рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;

• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

• бережно относиться к растительному и животному мир Кубани

использовать приобретѐнные знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для

• соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

. соблюдать правила поведения у водоѐмов, в лесу, в горах

• искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремѐслах, распространѐнных на Кубани, и т. д.

3 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

- определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

- различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае

• различать формы земной поверхности Краснодарского края

• приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространѐнных в Краснодарском крае растений и животных

• называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)

• различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

• называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

• узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

• различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

• ориентироваться по карте Краснодарского края

• давать описание истории возникновения своего населѐнного пункта, его достопримечательностей

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

- выполнять правила сбора грибов в своей местности

- выполнять правила поведения у водоѐма в разное время года

- бережно относиться к растениям и животным

4 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной

письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

- различать природные зоны Краснодарского края

- рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании  человеком

- отличать символику Краснодарского края

- называть органы местного самоуправления

- называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,  хутора и т.д.

- различать особенности культуры и быта народов, населяющих  территорию Краснодарского края

- знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

- называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

- рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края

- называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

- определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

- узнавать наиболее распространѐнные лекарственные растения своей местности

- определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

- правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

- исполнять гимн Краснодарского края

 Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

- выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

- исполнения знакомых народных песен

- самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.

 

2.Содержание программы

     В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1 час).

Раздел 1. Я и моя семья (7часов).

 Многонациональный состав жителей Кубани.

Будем Знакомы! Наш класс-многонациональная семья

Будем Знакомы! Любимые занятия.

Моя семья.

Семейные традиции.

Праздники, которые мы отмечаем вместе.

Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населѐнного пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растѐт, кто где живѐт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

2 класс (34 часа)

Введение. Символика района (города), в котором я живу (2 час).

Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоѐмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоѐмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Раздел 2. Населѐнные пункты (6 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Населѐнные пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населѐнного пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моѐм городе (районе). Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (10 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Земляки - жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремѐсла, распространѐнные в районе. Знаменитые люди. Доска почѐта в населѐнном пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков. Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».

Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя".

3 класс (34 часа)

Введение. (1 час).

Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололѐд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. ВодоѐмыКраснодарского края (моря, реки, озѐра, плавни, лиманы). Солѐные и пресные водоѐмы Краснодарского края. Типы почв, распространѐнные на территории Краснодарского края. Чернозѐмы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный

мир прибрежной зоны и водоѐмов. Культурные растения. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоѐ имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства.

4 класс (34 часа)

Введение. Краснодарский край на карте России (1 час).

Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов).

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоѐмы. Использование и охрана водоѐмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремѐсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр Краснодарского края. Губернатор.

Проектная работа «Земля отцов - моя земля».

Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».

Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры.

 3. Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Разделы

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение. Мой родной край

1 час

Мой родной край. Вводный урок

1

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.

Я и моя семья

7 часов

Многонациональный состав жителей Кубани.

1

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

Будем Знакомы! Наш класс-многонациональная семья.

1

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Будем Знакомы!

1

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.

Любимые занятия.

1

Моя семья.

1

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

Семейные традиции.

1

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией.

Праздники, которые мы отмечаем вместе.

1

 Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Формирование уважительного отношения к иной  истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

Я и моя школа

6

Наша школа. Правила поведения в школе.

1

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы их бережного сохранения. Анализировать поведение своё и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

1

Участвовать в экскурсии по школе вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

Школьные поручения и обязанности.

1

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение.

Мой режим дня.

1

Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.

1

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Я и мои родные места

8

Главный город

Краснодарского

края.

1

После прослушивания рассказа о Краснодаре рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

Достопримечательности.

1

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

Мой адрес. Улица, на которой я живу.

1

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.

Правила поведения в общественных местах.

1

Анализировать правила поведения в общественных местах. Сопоставлять своё поведение с нормами.

Правила поведения на улице. Знаки дорожного движения при переходе через дорогу.

1

Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. . Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида движущегося транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно.

Правила поведения в транспорте

1

Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.

1

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенностях их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему уважительного отношения к чужому труду.

Исследовательский  проект «Какой я житель».

1

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как нужно вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью.

Я и природа вокруг меня

7

Растения и животные вокруг меня.

1

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами.

Экскурсия « Природа вокруг меня».

1

Развивать эстетические чувства, прививать любовь к природе, к окружающему миру. Правило поведения во время экскурсии.

Что где растёт,  кто  где живёт?

1

Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

Забота о комнатных растениях и домашних животных.

1

Анализировать проявление заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ о помощи животным).

Красота природы моей местности.

1

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с другими.

Писатели, художники о красоте родного края.

1

Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

1

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

Духовные истоки Кубани

4

Семья. Родители. Родительская любовь и благословление.

1

Формирование любви к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях. Рассмотрение значения слова «благословление».

Традиции казачьей семьи.

1

Знакомство с понятием «традиция». Знакомство с православными традициями в казачьих семьях. Казак отец. Глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.

Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

1

Рассмотрение понятия «воскресная школа». Сравнение традиций воскресной и светской школы.

Достоприм ечательности. Духовные святыни моей малой родины.

1

Рассмотрение понятия «духовные святыни». Знакомство со святыми местами Кубани.

2 класс (34 часа)

Разделы

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Земля отцов моя земля

2

Моя малая родина Гимн, герб,флаг Краснодарского края

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Рисовать, делать аппликацию или иным способом изображать флаг и герб своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.

Флаг, герб одного года ( региона)

1

Природа родного края

12

Лето на Кубани

1

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.

Дары лета

1

Формы поверхности земли Экскурсия

2

Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятие «физическая карта Краснодарского края», знать условные обозначения на карте, показывать на ней горную и равнинную части Краснодарского края.

Водоёмы моей местности и их обитатели.  Экскурсия

2

Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.

Растения   моей местности

1

Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.

Лекарственные     растения. Правила сбора и использование  лекарственных  растений.

1

Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.

Растения вокруг нас

1

Формировать любовь и бережное отношение к природе,

 характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы, моделировать ситуации по сохранению природы и её защите, оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Ядовитые растения.    Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

1

Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.

Животный мир моей местности

.1

Назвать животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.

Правила  защитников  природы.

Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы.

Населённые пункты

6

Годовой исследовательский проект   сезонных   изменений.   Часть   2:   «Зимушка-зима, зима снежная была».

1

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме.

Улицы моего населённого пункта.

1

Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Определять месторасположение различных учреждений (образовательных, спортивных, культурных). Выстраивать вместе с учителем маршруты по улицам своего населённого пункта.

История образования города (района).    

1

Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать связанные с этим даты. Называть главу района, описывать его деятельность.

Города Краснодарского края.

1

Характеризовать типы населённых пунктов: район, город, станица, село, хутор, аул. Классифицировать населённые пункты своего района. Находить населённые пункты различных типов на карте своего района, называть их.

Сельские пункты Краснодарского края.

1

Находить населенные пункты на карте. Знать инфраструктуру  сельского окружения с атрибутами сельской жизни, самостоятельно ориентироваться в этой обстановке, объяснять роль различных профессий в нашей жизни, иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства;

Исследовательский   проект «Где я могу проводить свободное время».

1

Участвовать в групповом проекте, знать, как называется учреждение - место проведения досуга (клуб, стадион, Дом культуры и пр.), режим его работы, направленность.

Труд и быт моих земляков

10

Казачья станица.

1

Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат.

Религиозные традиции моих земляков.

1

Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.

Особенности         казачьего быта.

1

Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.

Уклад кубанской семьи.

1

Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.

Ремёсла на Кубани.

1

Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами.

Труженики родной земли.

1

Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять имена знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».

Годовой исследовательский проект   сезонных   изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

1

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны.

1

Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Составлять план беседы с родными и близкими.

Семья и семейные традиции.

1

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Находить стихотворения кубанских поэтов о семье.

Творческий   проект   «Труд в моей семье».

1

Выполнять индивидуальный проект. Планировать, корректировать, анализировать свои действия и оценивать свои достижения.

Духовные истоки Кубани

4

Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

1

Анализ понятий «Родина», «Малая Родина». Рассмотрение понятия «поклонный крест». Традиции установления поклонных крестов на Кубани.

Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.

1

Знакомство с источниками духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и другое.

Красный угол. Икона.

1

Рассмотрение понятия «красный угол». Знакомство с иконами, составляющими красный угол. Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. Знакомство с историей написания семейных икон.

«Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя»

1

Формирование патриотического чувства: защита родины – священный долг. Раскрытие смысла высказывания «Подвиг во имя жизни других людей». Святые заступники Кубани.

3 класс (34 часа)

Разделы

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение.

1

Введение

1

Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины.

Нет в мире краше Родины нашей

10

Рельеф Краснодарского края

1

Характеризовать рельеф Краснодарского края (возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

Природные явления (дождь,, ветер, смерч, наводнение)

1

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.

Водоёмы Краснодарского края.(естественные)

1

Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем

1

Описывать растительный и животный мир водоемов с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир водоемов и наземных частей Краснодарского края

Растительный мир Кубани. Экскурсия в парк

1

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.

Животный мир Кубани

1

Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.

1

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, средства массовой информации (в том числе Интернет).

Красота окружающего мира:талантливые люди о нашем крае.

1

Анализировать произведения писателей, художников, в творчестве которых нашли отражение природа и история родного края. Характеризовать понятие «талант».

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

2

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Без прошлого нет настоящего

9

Лента времени

Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».

.

Древние города.

Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» даты их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань.

Показывать на исторической карте маршруты переселения казаков с опорой на текст учебника. Рассказывать о переселении казаков. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.

Основание городов и станиц

Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных

С верою в сердце

сооружений. Рассказывать о святом (или религиозном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник).

Символика Краснодарского края: история и современность.

Характеризовать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.

Добрые соседи. Майкоп -столица Республики Адыгея.

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его основания. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.

 Проект «Без прошлого нет настоящего»

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект. Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Казачьему роду нет переводу

10

Твоя родословная.

Истооия твоей семьи

.1

Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».

Ты и твоё имя, имена в твоей семье

.1

Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён.

Из истории кубанских фамилий.

1

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Семейные ценности. Мама

.1

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.

Твои земляки - труженики.

1

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку.

Кубанские умельцы.

1

Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделий народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.

Народные обычаи и традиции.

1

Характеризовать народные обычаи и традиции, в том числе пришедшие из глубины веков и оставшиеся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Казачий фольклор.

1

Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

2

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект. Анализировать произведение изобразительного искусства, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Духовные истоки Кубани

4

 Святые источники Кубани..

1

Раскрыть духовный смысл православных праздников. Знакомство со значением православного праздника: Крещение Господне. Знакомство с крещенскими традициями. Уметь работать с картой святых источников края.

Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.

1

Знакомство с устройством храма и его значением. Умение видеть особенности архитектуры, иконостас. Раскрытие храмовых традиций (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты).

Именины

.1

Знакомство с понятием «именины». Умение различать день небесного покровителя. Знакомство со святыми, традициями имянаречения. Определять мерные иконы.

Подвиг материнства

1

Исследование понятия «любовь матери». Воспитание уважительного отношения к материнскому труду. Знакомство с жизнью и материнским подвигом Пресвятой Богородицы. Раскрытие смысла понятия «многодетная семья».

4 класс (34 часа)

Разделы

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение. Мой крайна карте России.

1

Краснодарский край на карте России.

1

Определять положение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Называть регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Береги землю родимую, как мать любимую

11 часов

Природные зоны Краснодарского края.

2

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, пояс вечных снегов и ледников). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

1

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать об охраняемых территориях и их значении для жизни животных. Анализировать действия жителей Кубани по сохранению лесных богатств края.

Естественные и искусственные водоемы Краснодарского края Использование и охрана водоёмов.

2

Называть и показывать водоёмы на карте Краснодарского края. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Определять и анализировать степень своего участия в очистке водоёмов.

Типы почв. Защита и охрана почв.

1

Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почв Краснодарского края для региона и всей страны. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополосы). Составлять письменный рассказ-заметку в газету об охране и защите почв.

Полезные ископаемые Краснодарского края

 2

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк).

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

1

Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать значение богатств природы для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к ним.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

2

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Земля отцов - моя земля

13

 Вещественные источники. История Кубани в архитектуре

.1

Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Древние жилища. Современный облик края.

1

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Вещи рассказывают о прошлом Предметы быта разных эпох..

1

Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

1

Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

1

Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Письменные источники.

1

Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Собирать и хранить письменные источники в семейном архиве.

Устная история родного края.

2

Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. Исследовать и характеризовать устные исторические источники.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.

1

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

 Современная административная карта Краснодарского

1

Перечислять города и районы Краснодарского края, выделять среди них соседние районы. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Анализировать символику различных районов.

Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр края.

1

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.

Проектная работа «Земля отцов - моя земля».

2

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё" мнение и аргументировать его.

Жизнь дана на добрые дела

5

Просветители земли кубанской.

1

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.

Защитники Отечества.

1

Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от захватчиков.

Труженики полей

.1

Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селекционеров, позволившие им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.

Радетели земли кубанской Наши земляки -гордость страны.

1

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской».

Ты  наследник земли отцов

.1

Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с общественными. Осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.

Духовные истоки Кубани

4

Библия. Библиотеки.

1

Знакомство с главной книгой казаков – евангелие. Рассказывать о возникновении библиотек при храмах и монастырях.

Культурное наследие Кубани.

1

Определять православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведениях известных, талантливых земляков.

Музеи – хранители материальной и духовной культуры.

1

Раскрытие духовных сокровищ краеведческих, художественных музеев. Знакомство с литературным музеем г. Краснодара – сокровищницей старинных и исторических книг.

Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.

1

Подведение итогов исследовательских проектов. Осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.

Согласовано                                                                                                                                                                  Согласовано

протокол заседания ШМО                                                                                                                                           зам. директора по ВР

учителей начальных классов                                                                                                                                        __________  Е.В.Говорова

от «29» августа 2023г № 1                                                                                                                                           «30» августа 2023г.

Руководитель ШМО _________А.В.Губа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс

Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...

# Кубановедение. Методические разработки по кубановедению.

Данные разработки помогут учителям начальных классов в проведении уроков и классных часов по кубановедению....