Методическая разработка мероприятия: «Масленица – история праздника и традиции»
методическая разработка (4 класс)

Методическая разработка мероприятия:

 «Масленица – история праздника и традиции»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия:

 «Масленица – история праздника и традиции»


Цель: приобщение учащихся к духовно – нравственным традициям празднования масленицы.
Задачи:
Образовательная задача: познакомить учащихся с обрядами и традициями православного праздника Масленица.
Воспитательная задача: воспитывать и развивать у детей интерес к традициям своего народа.
Развивающая задача: развивать творческие способности учащихся; побуждать детей к участию в прекрасном празднике Масленица.
Методы и методические приёмы: во время мероприятия проводятся беседа, подвижные игры, выступления детей. При работе над классным праздником необходимо соблюдать принцип доступности и учета возрастных особенностей.

Организационная часть.

Классная комната украшена в русском стиле: можно использовать русские платки, деревянные ложки, народные инструменты, самовар. На доске плакаты с пословицами «Блин брюха не портит», «Не все коту масленица, будет и великий пост», «Не житье, а масленица».

Вступительное слово.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «весёлая»? (Масленица). Правильно, об этом празднике говорили «Сударыня Масленица». Сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить об обрядах и традициях православного праздника Масленица. Масленица – один из самых веселых народных праздников. Это исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времён. Семь дней звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пёстрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну. Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. «Пируй, пока масленица, да о посте вспоминай без маслица». Посмотрите на репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Торговые ряды в данном городке ломятся от всевозможных лакомств. Соленья, рыба, икра - ешь до отвала! Но самое главное – это блины! Блин – символ солнца. Такой же круглый и горячий. Все люди нарядные, веселые. Люди катаются на санях, гармонисты играют на гармошках.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/1/37259_fa9fc217c13c4d4142c74fe3929d0b31.jpg.jpg


При просмотре данной картины возникают чувства, что ты являешься непосредственным участником всей этой веселой толкотни: хочется с ветерком прокатиться в санях, посмеяться с людьми, поделиться с ними радостью и поддержать всеобщее ощущение счастья. А где вы сможете прокатиться на расписных санях так, чтоб захватил дух? Спуститься с огромных ледяных гор? (На Масленице).
Закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах – ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. Но это потом, а сейчас….
Ой, Масленица, растянись!
За белую березу зацепись!
Сказали Масленицы семь годков,
А нашей Масленицы семь деньков.

Учитель:

Масленица — древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем.

Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год.

По одной из версий в основе возникновения слова "Масленица" лежит русский обычай выпекания блинов. Эта традиция связана с желанием людей расположить к себе солнышко, уговорить его при помощи блинов согреть замерзшую землю. Именно круглый блин был жертвенным хлебом — даром языческим богам.

С древних времен Масленичная неделя славится сытной и обильной пищей. Главное блюдо праздника — блины, которые на Масленицу, говорят, получаются особенно вкусными.
В преддверии длительного поста люди стараются полакомиться вкусными и разнообразными блюдами, и ни в чем себе не отказывать.

Но блины не единственное угощение на праздники. Как правило, на Масленицу накрывают богатый стол — подают и оладьи, и пирожки с разнообразными начинками (грибной, творожной, капустной и так далее).

Масленица славилась не только богатым угощением — в это время проводят массовые катания с горок, танцы, народные пения, разводят костры. Но основной традицией считается сжигание масленичного чучела на костре. Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну.

До принятия христианства Масленицу праздновали 14 дней, а сегодня она длится неделю.

1 выступающий:

Блины

Блины на Руси появились более тысячи лет назад. За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений. По традиции каждая хозяйка располагала своим собственным рецептом приготовления блинов.

Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме. По сей день блины считаются русским традиционным блюдом.

Кушали блины с маслом, сметаной, медом, икрой, рыбой и овощной начинкой. С чем вкуснее трудно сказать — у каждого свое мнение на этот счет. Кто-то ест блины только со сметаной, другие — признают только сладкие начинки, а третьи — обожают с селедкой или красной рыбой.

Можно приготовить несколько видов рыбы: соленую красную, селедку, скумбрию горячего или холодного копчения, копченую треску или горбушу — выбор велик. Хороши к блинам различные паштеты, хотя по православной традиции мясо на этой неделе не едят. Сладкоежки предпочитают поливать блины медом, сгущенкой, вареньем или сиропом.

На Руси существовал обычай — первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших, или просто клали на окно.

2 выступающий:

Традиции  и обычаи

К празднованию Масленицы готовились заранее. Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу".

В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь?" За ответ: "Не везу", людям доставались приличные тумаки лаптями.

Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости.

Учитель:

Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня.

В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам.

Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами.

        3 выступающий:

Масленичные дни

Понедельник — первый день Масленицы называется "встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. В старину верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лен.

Из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне. Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях.

К этому дню достраивались качели и балаганы. Начинали печь блины. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю.

Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами. Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины.

Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

1 выступающий:

Среда — "лакомка". В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье.

Четверг — "разгуляй". С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь — гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни.

Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники.

В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Проводились в этот день и кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку.

2 выступающий:

Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомку", то есть в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Так что зятья тоже могли приглашаться на блины к теще. Но если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины.

Суббота — "золовкины посиделки". В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала своих подруг-девиц, если золовки были замужем, то звала замужних подруг или родственниц. Невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом собраться и посудачить.

В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодые, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться "миру" — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: "давай, давай!"

Смысл этого обрядового действия — в стремлении возвеличить новобрачных, а так же выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.

3 выступающий:

Воскресение — "прощеное воскресенье", а также "проводы, целовник". В этот день принято просить прощение у всех близких, обиженных за причиненное зло, за какие-то свои проступки. И простить про себя с чистым сердцем их же за такие же действия, которые случайно или умышленно были причинены. Это очень светлый и красивый день перед началом Великого поста.

После этого можно приниматься за песни и пляски, таким образом провожая пышную Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело — главную героиню праздника Масленица, олицетворяющее уходящую зиму.

Чучело устанавливают в центре огромного костра и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Затем молодежь прыгает через костер и этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Учитель:

Настало время поиграть. Разделитесь по командам. (Жюри ведет подсчет баллов)

Назовите название своих групп (Учащиеся заранее придумали название своих групп)

Игра первая 1. Закончить фразу

  1. Суббота масленичной недели – золовкины … (посиделки)
  2. Среда масленичной недели - . (локомка)
  3.  Четверг масленичной недели - … (широкий)
  4. Как по-другому называют масленичную седмицу (неделю)? (сырная)
  5. Что традиционно сжигают на проводах масленицы? (чучело)
  6. С какого дня недели начинается Широкая Масленица? (четверга)
  7. Кулачные … (бои)
  8. Воскресенье масленичной недели - … (прощальное воскресенье)
  9. Тёщины … (вечерки)
  10. Традиционное масленичное, оно же и поминальное блюдо? (блины)
  11. В дохристианские времена празднования масленицы было приурочено к дню весеннего … (равноденствия)
  12. Праздник масленицы не православный, а … (языческий)

Игра вторая 2. Загадки

  1. Стоит девица в избе, а коса – во дворе. (печь)
  2. Новая посуда, а вся в дырках. (решето)
  3. Черный конь скачет в огонь. (ухват, кочерга)
  4. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
  5. Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль)
  6. Бел – как снег, в чести у всех. (сахар)
  7. Что на стол нельзя поставить? (яйцо)
  8. Белая беляна в поле гуляла. Домой пришла, по рукам пошла. (мука)
  9. Что всегда поверх воды? (масло)
  10. Что на сковороду наливают, вчетверо сгибают? (блин)
  11. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (стол)

Игра третья. 3. Составьте слово

1. линыб  -    ____________________

2. ёащт  -  ______________________

3. опрдыво  -  ___________________

4. делсиопик  -  __________________

5. ниещеопр  -  __________________

6. ывбаза  -  _____________________

7. икрпаздн  -  ___________________

1. линыб  -    ____________________

2. ёащт  -  ______________________

3. опрдыво  -  ___________________

4. делсиопик  -  __________________

5. ниещеопр  -  __________________

6. ывбаза  -  _____________________

7. икрпаздн  -  ___________________

Жюри подводит итоги игр и называет группу победителей.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Учитель: 

Вот и перелистали мы с вами все семь листков короткого масленичного календаря. Ребята, понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали сегодня? Прошла неделя. Отгуляла честная Масленица. А в понедельник – первый день поста. «Не всё коту масленица, будет и Великий пост». Прощай, Масленица! Прощай, красная! Масленица прощай, а на следующий год опять навещай!
Весь класс:
Прощай Масленица, прощай!
Снова через год нас всех навещай.
Учитель:

С Масленицей поздравляю! Счастья и добра желаю!

Жюри

………... – учитель русского языка и литературы

……….. – учитель биологии и химии

Список групп (распределение детей по их желанию)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

Победители

Улыбка

Динамит

Семейка Адамсов

Дружные ребята

Лучшие

Победители

1 место

 2 место

3 место

Улыбка (2 группа)

Дружные ребята (5 группа)

 Семейка Адамсов (4 группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Широкая Масленица"

Цель: Приобщение детей к народным традициям.Задачи: Знакомство с произведениями русского фольклора;Развитие творческих способностей в инсценировках , в исполнении народных песен;Воспитание гражд...

Внеклассное мероприятие на тему: «Праздник Пасхи: традиции и символы»

Занятие с одной стороны, призвано подготовить учащихся к восприятию праздника с учетом культурных особенностей празднования Пасхи в России и Британии, а с другой стороны, решить учебные задачи повторе...

Методическая разработка мероприятия "Масленица"

Детский праздник совместно с коллективом родителей был проведён в группе продлённого дня....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...

Методическая разработка по теме: "Человек в религиозных традициях мира»

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы мировых религиозных культур». Тема: "Человек в религиозных традициях мира»...

Методическая разработка "Широкая Масленица"

Празднование "Широкая Масленица" расчитана для обучающихся 1-4 классов....

Методическая разработка : Празднование масленицы в Англии. Особенности и традиции. «Pancake day in England: Features and traditions.»

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой страны изучаемого языка на основе праздника «Pancake day». Совершенствуют навыки поискового чтения и коммуникативные навыки. Занятие с...