Теоретический материал "Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (предметная область «Обществознание»)"
методическая разработка
Актуальность выбранной темы исследования подчёркивается тем, что в современных условиях одной из главных задач школы является обеспечение личностного развития обучающихся, в том числе духовно-нравственного и социокультурного аспекта личности. Развитие личности способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.Формирование исследовательских умений и навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Овладение исследовательским методом дает возможность обучающемуся приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи, которые позволят ему свободно адаптироваться к быстро меняющейся среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 859.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический материал
Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (предметная область «Обществознание»)
Понятие «исследовательские умения» и их виды
Понятие «исследовательские умения» разными авторами трактуется по-разному. Многие исследователи сразу прибегают к классификации исследовательских умений, не определяя самого понятия. Анализ различных определений и классификаций позволил выделить несколько подходов к определению «исследовательские умения». Рассмотрим наиболее важные подходы для нашего исследования.
Под общими исследовательскими умениями А.И. Савенков понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. [4,с.2]
По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».[9]
И.А. Зимняя описывает исследовательские умения «как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач».[4,с.2]
Так же отмечается, что исследовательские умения – это сознательное владение совокупностью операций, являющихся способом осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений.[3]
Можно выделить следующие подходы к определению понятия «исследовательские умения»:
- способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;
- владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного труда;
- умение применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания;
- система интеллектуальных и практических умений учебного труда, необходимая для самостоятельного выполнения исследования или его части.
Согласно О.А. Коваленко, исследовательские умения – это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.[8]
Таким образом, приняв за основу разные авторские подходы, изложенные выше, исследовательские умения можно рассматривать как сложную систему умственных операций и прикладных действий, которые осуществляются учениками с помощью учителя. Эта сложная система позволяет мотивированно совершать учебно-исследовательскую работу, а также все отдельные этапы исследования. С помощью этих умственных операций и прикладных действий формируются предметные компетенции.
В процессе изучения, педагогической и методической литературы по формированию исследовательских умений выяснила, что авторами по разному группируются исследовательские умения. Я придерживаюсь мнения А.П. Гладковой.[10,с.91-94]
В комплексе исследовательских умений младшего школьника А.П. Гладкова выделяет следующие умения:
- организационно-практические
- поисковые
- информационные
- рефлексивные
Характеристика и специфика исследовательских умений младших школьников
ФГОС НОО третьего поколения определяет следующие виды исследовательских умений младших школьников по Окружающему миру:
5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числена материале о природе и культуре родного края);
6) умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
8) приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов[1]
Рассмотрим так же группу исследовательских умений по А.П. Гладковой.[8]
В организационно-практическую группу входят умения:
1 умение планировать работу;
2 задавать вопросы и отвечать на них;
3умение выдвигать предположения;
4умения, связанные с применением общелогических приемов;
5 умение использовать различные формы представления результатов исследования.
В поисковую группу входят:
1 умения увидеть проблему,
2 выбрать тему и поставить цель исследования;
3 умения выбирать и применять доступные методы исследования;
4 умение устанавливать причинно-следственные связи;
5 умение поиска обработки информации.
В информационную группу:
1 умения находить источники информации;
2 пользоваться ими;
3 умение внимательно слушать выступающего;
4 умение работать с определениями, понятиями, терминами;
5 умения понять и интерпретировать устный и письменный текст;
6 умение фиксировать информацию в виде символов, условных знаков;
7 умение формулировать выводы.
И в последнюю группу выделили следующие рефлексивные умения:
1 умение оценить работу;
2 определить в ней положительное и отрицательное;
3 умение аргументировать свою оценку;
4 умение составлять рекомендации.
Исследовательская деятельностьобладает отличительными чертами и не существует, как единственный вид занятия, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главная цель этой деятельности неполучение новых знаний, а получение исследовательских умений универсального способа познания действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
К моменту поступления в первый класс у ребенка формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Доминирующее наглядно-образное мышление дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности.
Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, первоклассники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.
Так же не менее важным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков.
А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.[6]
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
- умение видеть проблему;
Умение видеть проблему – свойство, которое характеризует мышление человека. Развивается оно в самых разных видах деятельности, и все же подбираю такие упражнения и методики, которые помогут в решении этой задачи.
- умение формулировать и задавать вопросы;
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.[2]
Представь, что ты говоришь с человеком прошлого, например с крестьянином, или с Петром Великим. Что бы ты спросил у крестьянина после Отмены крепостного права? Или что ты спросил бы у Петра Великого?
- умение выдвигать гипотезы;
Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.
Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.[2]
- умение делать выводы и умозаключения;
После усвоения нового знания следует уметь делать выводы, и о новом знании, и о проделанной работе в целом. Так же вывод может выйти вследствие подтверждения или опровержения гипотезы.
- умение давать определение понятиям;
Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.[3]
- умение классифицировать;
Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков.
- умение экспериментировать.
Младшим школьникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакое другое умение, соответствует этим возрастным особенностям.
Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами. Это могут быть разнообразные опыты, которые мы проводим на уроках, во время внеклассных занятий по предмету. Дети сами в состоянии провести небольшие опыты, сделать вывод. Например, учитель с классом или ребенок самостоятельно может сделать капсулу времени. [3]
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- самостоятельность.
- полнота и логичность ответа.
- правильность выводов и формулировок.
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию исследовательской деятельности.
Таким образом, многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что исследовательские умение необходимо формировать в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот возраст является наиболее сенситивным.
Результаты выполненных исследований должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Рассмотрим рабочие тетради по предмету окружающий мир в начальных классах на наличие заданий направленных на развитие исследовательских умений. Для сравнения возьмем тетради:Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь 2 часть - Плешаков А.А., Крючкова Е.А." Школа России" и Окружающий мир. 4 класс 2 часть Н.Ф. Виноградова Г.С. Калинова. "Начальная школа 21 века". (Приложение 1)
Рассмотрим УМК " Школа России" и в них задания на исследовательские умения, такие как:
- Задания на изучение фотографий.
- Задания направленные на анализ объектов.
- Представлены схемы строений, как внешней так и внутренней части, задания по ним.
- Здесь даётся возможность ученику самому догадаться по иллюстрациям, какая буде тема урока.
- Задания на классификацию.
ВУМК"Начальная школа 21 века" также много исследовательских заданий:
- На классификацию
- Выделение лишнего объекта из перечисленных
- Разные исследовательские задания на наблюдение
- На выявление ошибки
- Загадки и другие
Как и тетрадь УМК " Школа России"содержит большое количество, разнообразных заданий на развитие исследовательских умений. Тетради на печатной основе 2 часть - Плешаков А.А., Крючкова Е.А." Школа России" и 4 класс 2 часть. В итоге можно отметить, что в УМК " Школа России" больше заданий на исследовательские умения, чем УМК "Начальная школа 21 века". В печатной тетради Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова больше уделено внимание работе с картой.
Педагогические основы организации развития исследовательских умений младших школьников
Важной задачей начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Основной результат образования рассматривается, как достижение учащимися новых уровней развития в процессе овладения ими универсальными способами действий и способами деятельности, является специфическими для изучаемых предметов. Реализация исследовательского подхода в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
В исследованиях многих педагогов и психологов отмечается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, а также творческие навыки школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, особенно в той, которая имеет исследовательскую направленность. Этот факт является актуальным для учащихся начальной школы, ведь в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей младшего школьника.
От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей.
К педагогическим условиям организации развития исследовательских умений младших школьников относятся:
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Важно помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда.
Так же учителю нужно способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок.
Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога.
Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой,рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Исследовательские умения можно определять, как систему интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.
Цель учителя начальных классов – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей.[5]
У ребёнка в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Это, несомненно, важнейшие качества для каких-то собственных открытий, практических и исследовательских работ, с которыми он встретится в школе. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Отсюда видно, что возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Поэтому важнейшей задачей учителя является сделать исследовательскую деятельность учеников как можно более интересной и привлекательной, так как это принесёт больше пользы. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов).
Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся.
Технология формирования исследовательских умений:
Развитие учебно-логических умений детей;
Включение заданий проблемного характера;
Проведение уроков-исследований.
У – удивление
У – удовольствие
У – удовлетворение
У – успешность
I этап – Педагог даёт готовый аппарат исследовательской работы;
- Направляет действия учащихся;
- Показывает образец проведения исследования, привлекая учащихся.
II этап – Предусматривает большую самостоятельность учащихся;
- Педагог выступает в роли консультанта: помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование ребята осуществляют самостоятельно.
III этап – Урок – собственно-исследование, требует полной самостоятельности учащихся.
Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.[5]
Приемы развития исследовательских умений младших школьников на уроках Окружающего мира
На уроках окружающего мира младший школьник решает творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
- Постановку проблемы.
- Изучение теории, посвященной данной проблематике.
- Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
- Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
- Научный комментарий, собственные выводы.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире – в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Существуют следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине.
Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, с использованием и введением в ход занятия сказочных героев;
- -связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
- связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня; измерение удава в попугаях и мартышках;
- игр – исследований, фантастических исследований;
- ролевых игр, дающих возможность провести исследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером);
- игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны, по путям Великих географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты.
Примеры разнообразных заданий, что могут быть использованы на уроках окружающего мира :
Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новом историческом событии или исторической личности?»
В каком году произошло это событие? В каком году родилась эта личность?
Какой был характер и внешность у личности? Какое положение в обществе она занимала? К чему привело это событие? Какой след в истории оставил этот человек?
Задание «Найди загаданное слово»
Можно предложить в качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило -в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах ошапке Мономаха звучит не «Что это за головной убор?», а «Что это за предмет?».
Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «В каком году было крещение Руси?» Ребенок отвечает «Крещение Руси было в 988году ». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Упражнение на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: письменный стол; прялка; кольчуга; папирус; ухват; гусиное перо; секира; монеты; гусли. Подумай и скажи, какими предметами с похожей функцией мы пользуемся в современности.
Упражнение, предполагающее обратное действие.
Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы. Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Приведем еще несколько вопросов для подобных упражнений:Как вы думаете, как развлекались дети в середине 19 века, во что любили играть? Почему Египет называют «дар Нила»?
Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.
Звонят колокола; Трава во дворе пожелтела; Друзья поссорились.
Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий.
Задание «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен, Англия).[7]
Задание «Предположи, как бы изменилось бы наше настоящее при отсутствии какого-то исторического события»
Например: Что было б если отмены крепостного права никогда не было?; Что было б если Египтяне не построили пирамиды? Что было б если Пётр Iне построил сильный флот и армию?
Задание «Четвертый лишний».
Какое из перечисленных имён лишнее? Подчеркни цветным карандашом.
Александр Невский, Хан батый, Дмитрий Донской, Иван Калита
Задания на развитие умений классифицировать
Рассмотри иллюстрации и распредели их по колонкам – « предметы древнего мира» и «предметы новейшего времени».
Задание «Продолжи ряды». Например: одежда солдат при Петре I – это камзол,кафтан из зелёного сукна, штаны и др.
Задание «Найти ошибки и их прокомментировать».
Древний Египет
Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую пирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент постройки на восточном берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство. Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что строительство пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.
Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию. Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта – город Каир – “городом крови”.
Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь повелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.
Ошибки:
Во времена Тутмоса III пирамиды не строились.
Величайшая пирамида была выстроена по приказу Хеопса.
Правители Египта – фараоны, а не цари.
Все пирамиды были построены на левом берегу Нила в соответствии с религиозными представлениями египтян о том, что “царство мертвых” расположено на западе.
Хеопс был фараоном.
На строительстве пирамид были задействованы в основном крестьяне.
Нубия расположена южнее Египта.
Каир не был столицей древнего Египта.
“Городом крови” называли столицу ассирийского царства - Ниневию.
Тутмос III правил позже.
Задания на проведение эксперементов.
1.Данные эксперименты предложил английский психолог, специалист в области обучения одаренных детей Джоан Фримен:
- Что можно сделать из куска бумаги? - Что будет, если все станут выше ростом? - Что нужно сделать для того, чтобы накормить все человечество?
- Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?- Что надо сделать, что бы было меньше мусора? - Что будет, если люди научатся читать мысли других людей?
Предложите детям провести мысленный эксперимент с подброшенными вверх листом бумаги и камешком. Что быстрее упадет на землю?
2.Можно предложить детям более сложный эксперимент. Учитель читает детям рассказ. Например, жизни крестьян и даёт ситуацию из истории 1861 год отмена крепостного права.
-Представьте, что вы крестьянин, какое бы чувство у вас вызвало это событие?
Итогом исследовательской работы младших школьников может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Например, книга или научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру.[8]
С практической точки зрения могу привести в пример урок окружающего мира в 4 классе «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного». (Приложение 3)
В уроке «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного» было использованы задания на развитие исследовательских умений младших школьников, которые способствует развитию общеучебных навыков. Например: задание «Блиц-опрос».
Я буду задавать вопросы, быстро на них отвечать.
Как стали именовать Ивана Третьего?
Из кого состояла боярская дума?
В каком году было освобождение от орды?
Как изменился Кремль при Иване 3?
Задание «Ребус» (Приложение 2)
Далее были представлены задания такие как: « Опиши иллюстрацию», «Выдвини гипотезу», « Подумай и объясни, для чего Иван третий проводил военную реформу» и т. д.
Урок получился информативным, цель и задачи урока были достигнуты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, что способствовало достижению цели: определить педагогические условия организации уроков окружающего мира, способствующие развитию элементов исследовательской деятельности младших школьников.
В ходе написания работы подтвердилась выдвинутая гипотеза. Действительно, при соблюдении педагогических условий организации уроков окружающего мира, исследовательская деятельность младших школьников будет успешной.От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей.
Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.Формирование исследовательских умений и навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Овладение исследовательским методом дает возможность обучающемуся приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи, которые позволят ему свободно адаптироваться к быстро меняющейся среде.
Список использованных источников и литературы
1. fgos-noo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--286.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
3. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (infourok.ru)
7. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения (cyberleninka.ru)
8. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. – С. 91-94.
9. Комарова И.В./ Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе.//
10. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 «Б».
Тема урока:«Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические:
| Предметные
|
Развивающие (формировать умения): 1. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности. 2. Строить логические рассуждения; анализировать. 3. Владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других. | 1.Метапредметные (учащиеся научатся): Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять самооценку деятельности. Познавательные: - строить логические рассуждения; - анализировать. Коммуникативные: - владеть диалогической речью, - слушать и понимать речь других. |
Воспитательные: Формировать интерес к изучению периода России в правление царя Ивана Васильевича Грозного, а также понимание значение в развитии культуры книгопечатание. | Личностные: -У учащихся будет сформирован интерес к изучению периода России в правление царя Ивана Васильевича Грозного. -У учащихся может быть сформировано понимание значение в развитии культуры книгопечатание. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята. Меня зовут Елизавета Романовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Прежде чем начать урок, проверьте, все ли лежит на ваших партах: учебник, тетрадь, пенал. Чтобы наш урок прошёл успешно. Давайте определим, какие умения нам понадобятся на урок? Для этого посмотрите на слайд пред вами разнообразные качества, выберите, какие из них нам пригодятся. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Слышать Слушать Работать с учебником Делать выводы. | К: слушать и понимать речь других. | ||||
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | В прошлый раз вы проходили тему Иван 3. Давайте сыграем в игру «Блиц-опрос». Я буду задавать вопросы, быстро на них отвечать. Как стали именовать Ивана Третьего? Из кого состояла боярская дума? В каком году было освобождение от орды? Как изменился Кремль при Иване 3? | Учащиеся слушают внимательно вопросы и отвечают на них. Государь всея Руси. Из знатных людей 1480 Стал краснокаменным | К: владеть диалогической речью. | ||||
3. Выявление места и причины затруднения | Отлично! Сегодня мы на уроке поговорим о правлении первого царя в истории России, а какого предлагаю разгадать с помощью ребуса Что бы проверить свой ответ откройте страницу 54 учебника и прочитайте тему. Итак, какая тема нашего урока? Молодцы! А теперь давайте определим цель нашего урока. Для этого прочитайте текст под темой до красной линии. | Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного Узнаем, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Постараемся осознать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||
4.Построение проекта выхода из затруднения | Отлично, а какие задачи у нас будут на урок? Скажите, когда появляется новый правитель, что происходит со страной? (В ней меняются законы, устанавливаются новые порядки). Предположите что мы ещё узнаем? Верно, молодцы.(слайд) |
| Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||
5.Реализация построенного проекта | У великого князя Василия 3 и его жены Елены Глинской, долго не было детей, и ему некому было передать престол (слайд) Учитель включает аудиозапись духовной музыки «Ростовские звоны». ∙ В ночь с 24 на 25 августа 1530 года в Москве бушевала буря. Повсеместно от молний вспыхивали пожары. Колокола звонили сами собой. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. Утром народ узнал, что этой страшной ночью родился наследник русского престола. Представьте, какое предчувствие, по вашему мнению, могло поселиться в душах суеверных людей? Действительно, в Москве заговорили о будущих больших несчастиях на Руси, связанных с правлением родившегося наследника престола. В три года у маленького Ивана не стало отца. В 1533 году был провозглашен царем. Мог ли 3 летний мальчик править государством Верно, не может ребенок в 3 года править государством. Поэтому существовали регенты. Прочитайте определение на слайде и скажите кто такие регенты? Как думаете, чем он занимался? Вено таким регентом для Ивана Грозного стала его мать Елена Глинская. После смерти матери он стал править сам, хотя и был ребенком. Как вы думаете каким было детство будущего царя? В 17 лет 1547 (4:50) Иван четвёртый стал первым в истории России царём. Прочитайте на слайде, как называлось это важное событие? Верно, венчался на царство он в Успенском соборе. Эту процедуру разработал митрополит Макарий. Таким образом Иван Грозный является первым русским царем. Давайте порассуждаем, в чём разница между князем и царем. Учитель на слайд вывел таблицу. Прочитайте внимательно и назовите различия между ними. С годами царь становился все более суровым и жестоким по отношению к подданным. Позднее он получил прозвище Грозный. Становление Ивана грозным царем служила ненависть к боярам. С детства он их не любил, потому что обвинял их в смерти своих родителей, считал что они их отравили. Каждый боярин стремился на своей территории к единоличной власти. Иван Грозный боялся повторения феодальной раздробленности. Скажите, что такое феодальная раздробленность. Посмотрите, какую территорию занимала Россия в то время (слайд) Большая, а может ли один человек править такой страной? Верно, и таким органом власти стал Земский собор. Это совещательный орган при царе, в котором обсуждались важнейшие вопросы. Давайте посмотрим, кто входил в земский собор (слайд). Помимо земского собора были созданы приказы. Это органы власти ведавшие отдельными вопросами. Давайте посмотрим за что отвечали приказы. Как думаете за что отвечал Разбойный приказ? Обеспечивает контроль и борьбу с преступностью. Как думаете за что отвечал Посольский приказ? На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём иностранных посольств, переписка с ними, ведение переговоров Как думаете за что отвечал Ямской приказ? Слово ям — почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей. Отсюда же слово ямщик. — живущий на такой станции Приказ ведавший регулярными почтовыми и транзитными перевозками. Как думаете за что отвечал Холопий приказ? Приказ этот ведал дворовых людей, данных и записных — всякое освобождение их, переход от одного владельца к другому, поступление в холопство и услужение. Так же Иван Грозный проводил активную внешнюю политику и при нём присоединили Астрахань и Казань. Карту показать, как изменилась после этого Поскольку территория стала больше на ней тоже нужно было наводить порядок. Поэтому Иван Грозный вводит опричнину. Прочитайте на слайде, что такое опричнина. Как думаете почему именно для борьбы именно с боярами? Верно, таким образом он начал с ними бороться. Посмотрите внешний опричников, скажите что необычного в их виде? Как думаете, что означают метёлки и собачья голова? Опричнина способствовала укреплению личной власти царя и ослаблению влияния боярства. Посмотрите что было опубликовано в 1550 году? Что там могло быть написано? Судебник- это основной свод законов государства того времени. Он опирался на нормативно-правовые нормы того времени. Значение Судебника 1550 года: Стал основным источником права на целое столетие. Является важным историческим памятником эпохи, поскольку содержит большое количество бесценных сведений о разных сторонах жизни общества XVI-XVII века. При Иване Грозном была проведена военная реформа. Как думаете зачем нужна была военная реформа? Да. Появились стрельцы, посмотрите на слайд скажите, как они выглядят? Они были базой полевого войска, исполняли функции полицейских, а также охраняли царя. Так же был установлен принцип обязательной военной, службы, определил строгое положение военных начальников и самое главное создал боеспособную армию, пригодную как для защиты страны от нападения и от внутренних беспорядков. Название следующей реформы предлагаю разгадать вам самим, для этого посмотрите на страницу в учебнике 55 . Что написано красным шрифтом? Как думаете о чем будет идти речь? Верно. Посмотрите видео и ответьте на вопросы: Кто возглавлял первую типографию? Кто был его помощником? Сколько печатали первую книгу на Руси? Как она называлась? Какой она была? Учитель показывает видео работы печатного станка. | Учащиеся выдвигают свои версии. Регент- это временный правитель государства. Он заменял правителя, выполнял все его функции. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Венчание на царство. Учащиеся рассматривают иллюстрации на слайде. Царь предполагается это глава государства в монархической системе управления. Власть царя передается по наследству и он имеет более широкие полномочия. Князь это правитель отдельным княжеством в стран. Это когда страна распалась на множество. Нет , ему нужны помощники Царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), а иногда – государственных крестьян. Учащиеся говорят свои предположения Учащиеся говорят свои предположения Учащиеся говорят свои предположения Учащиеся говорят свои предположения Отдельный вид войска для борьбы с боярами и с неугодными. Он их не любил. У командира привязана собачья голова, а у остальных есть небольшие метёлки. Собачья голова- верность и преданность царю. Метёлки- готовы бороться и выметать неугодных. Судебник, законы. Для укрепления страны, ведь территория стала больше и нужно было обеспечить её безопасностью. Страшно, носят с собой оружие. Мастера печатных дел О книгопечатании. Смотрят видео ролик Иван Фёдоров Его ученик Пётр Мстиславович. В течении года Апостол По буквам и рисункам напоминала рукописную, была большой, имела толстый тяжелый переплёт. | Учащиеся научатся давать определения понятиям «регент», «стрелецкие войска», «приказы», «опричнина», «судебник». Учащиеся научатся описывать периодкогда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Учащиеся представление о том какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. | К: владеть диалогической речью. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению периода России в правление царя Ивана Васильевича Грозного. -У учащихся может быть сформировано понимание значение в развитии культуры книгопечатание. | ||
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный (беседа) | На что похож печатный станок? Это был более эффективный способ распространения книг в то время? Почему? Как думаете, что было бы, если люди не изобрели бы печатный станок? | Отвечают на вопрос учителя Да, потому что раньше книги писались в ручную. У нас бы не было книг, доступной информации. | П: анализировать. | -У учащихся может быть сформировано понимание значение в развитии культуры книгопечатание. | ||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Теперь давайте выполним задание на листах контроля. Ваша задача ответить на них и затем обменяться с соседом по парте для проверки. На выполнение задания у вас 3 минуты. | Выполняют и проверяют друг у друга карточки с заданиями. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | ||||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) | Что мы сегодня узнали? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? | Узналиоправлении царя Ивана Васильевича Грозного. Узнать, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Постараемся осознать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. Да/нет | К: владеть диалогической речью. | |||
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Сегодня все хорошо поработали и узнали что-то новое для себя. Теперь оцените свою работу. Для этого, напишите как вы сегодня поработали на листах контроля. Солнышко- всё понял, со всеми заданиями справился. Звезда- новый материал понял, но в заданиях допустил ошибки. Тучка- плохо понял тему, в заданиях допустил много ошибок. Молодцы, теперь запишите домашнее задание:Прочитайте тему на странице 54 до слов: «Здравствуй Сибирь!» на странице 56. Спасибо за урок! До свидания! | Оценивают свою работу на уроке; записывают домашнее задание. | Р: осуществлять самооценку деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе
Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Он...
Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс? Предмет: окружающий мир 3 класс...
Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС
Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является позн...
Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира
Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
«Все наше достоинство заключено в мысли…Будем же учиться мыслить»Б. Паскаль...
Статья:Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качес...