ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Волошина Елена Валерьевна

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Что такое БЕНИЛЮКС?» . 3 класс

Цель: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся со странами Бенилюкс. 

Исследовательская работа в начальной школе способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, стимулирует детское познавательное общение, формирует коммуникативные навыки, способствует развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему...

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач...

Задачи:

1. Образовательные:

  • сформировать первоначальное представление учащихся о странах Бенилюкса;
  • познакомить с экономикой этих стран, с некоторыми достопримечательностями этих государств.

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы;
  • нахождение новой информации в учебной литературе, в справочниках, словарях;
  • обучение рациональным приёмам поиска текстовой информации и её анализу.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;
  • умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение познавательного интереса к предмету;
  • расширение представлений о странах Европы и их жителях;
  • совершенствование навыков работы с текстом,
  • совершенствование навыков использования  дополнительной литературы;
  • развитие коммуникативных способностей.

Учебные материалы (оборудование):

  • учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру (авт. А.А. Плешаков);
  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • дополнительная литература (энциклопедии, атласы, принесенные детьми)

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания (работа в парах). Слайд 2.

Дети должны учиться общаться, прежде всего, друг с другом. В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети учатся обращаться за информацией к одноклассникам, выслушивают их ответы, анализируют полученные сведения. Они учатся спрашивать, слушать, слышать и уважать чужое мнение даже в том случае, если сами придерживаются другой точки зрения.

Учитель: У вас на партах карточки с вопросами и ответами к ним. Прочитайте внимательно и скажите, какой вид работы вы будете выполнять. Обоснуйте свой выбор.

Дети: В задании ответы на вопросы расставлены неверно, значит, мы будем исправлять ошибки: подбирать правильные ответы.

Учитель: Молодцы! Эту работу вы будете выполнять в паре с соседом по парте, будьте внимательны друг к другу, умейте слушать и слышать своих напарников по заданию. На выполнение задания дается 5мин. Приступайте.

Карточка

Фамилии, имена:

Вопрос

Ответ

1. Страна – родина Г.-Х. Андерсена.

Королева

2. «Страна тысячи озер».

Стокгольм

3. В какой стране родилась сказка о Малыше и Карлсоне?

Финляндия

4. Глава государства в Финляндии и Исландии.

Швеция

5. Фьорды – достопримечательность этого государства.

Президент

6. Какое государство называют ледяной страной?

Дания

7. Глава государства в Дании.

Исландия

8. Столица Норвегии.

Норвегия

9. Столица Швеции.

Осло

Кол-во ошибок

Совет

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. Для этого поменяйтесь карточками  с ребятами, которые сидят за ближайшей к вам партой. Обратите внимание, что в таблице есть строка, в которую вы проставите количество ошибок и строка, где вам необходимо дать совет своим одноклассникам: какую тему им необходимо повторить, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Помните о том, что ответ должен быть полным.

Дети сверяют ответы одноклассников с образцом на доске (слайд 2), делают свои комментарии (1-2мин).

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы «побываем» в трех замечательных государствах Европы: Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Но прежде, чем мы отправимся в «путешествие», ответьте мне, пожалуйста, что означает слово «Бенилюкс»?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Вижу, что трудный вопрос я вам задала! Как же нам его решить? Что вы делаете, когда сталкиваетесь с незнакомыми словами, или не знаете ответ на тот или иной вопрос?

Дети: Спрашиваем у родителей, ищем ответы в словарях, учебниках, энциклопедиях и т.п.

Учитель: Молодцы! Вы поступаете правильно. Но недостаточно просто найти ответ на свой вопрос, важно понять, проанализировать полученную информацию, запомнить ее и, конечно же, уметь применить в различных жизненных ситуациях.

Вы должны понять, что любое действие с информационными объектами предполагает следующие этапы:  найди информацию — пойми (осознай) — измени — сохрани.

На сегодняшнем уроке мы будем тренировать и совершенствовать ваши информационно-поисковые и аналитические умения. И я надеюсь, что к концу урока мы вместе разгадаем тайну слова «Бенилюкс»! А для этого мы должны побывать в трёх замечательных странах…

III. Изучение нового материала.

1. Г р у п п о в а я   р а б о т а. 

Класс делится на 3 группы. Каждая группа выбирает одно из трех государств (можно провести жеребьевку).

– Используя текст учебника, дополнительную литературу, карты (с. 120), подготовьте сообщение о выбранном государстве по плану (Слайд 3):

1. Название государства. Его столица.

2. Месторасположение. С какими государствами граничит, какие моря омывают.

3. Глава государства.

4. Государственный флаг.

5. Государственный язык.

6. Интересные факты, особенности страны и ее столицы.

На подготовку дается 7-10 минут

По ходу сообщения демонстрируются фотографии, иллюстрации. После каждого сообщения учитель дополняет рассказ учащегося.

Бельгия (Слайды 4-8). Столица Бельгии – Брюссель. Бельгия – одна из самых маленьких  стран Европы. За 4-5 часов её можно проехать на автомобиле из конца в конец. Бельгия расположена в западной Европе, на побережье Северного моря. На севере граничит с Нидерландами, на востоке – с Германией и Люксембургом, на юге и юге-западе – с Францией. На северо-западе омывается Северным морем.

   Глава государства – король Альберт II.

   Брюссель – столица Бельгии и столица Объединенной Европы. В Брюсселе заседает Европарламент и находится штаб-квартира НАТО.

   В Брюсселе расположен королевский дворец, Кафедральный собор Святого Михаила. Изумительной красоты центральная площадь Брюсселя – Гранд Плас (Большая Площадь). Рядом расположен символ Брюсселя – знаменитая скульптура «Писающий мальчик». Он спас город, затушив начинающийся пожар, залив тлеющий фитиль у вражеской пушки. Также страна славится шоколадом-пралине, изделиями из олова и восхитительными кружевами.

Нидерланды (Слайды 9-12) – в переводе «страна, лежащая ниже уровня моря»; «полая земля, не имеющая опоры». Оба слова отражают особенности природы страны.

Большая часть территории находится ниже уровня моря, и только к востоку, на границах с Бельгией и Германией ее поверхность повышается.

Рыхлые породы легко размываются водой, людям приходится отвоевывать каждый кусочек суши. Чтобы сохранить эти участки суши от затопления, вдоль всего берега Нидерландов создали пояс дюн. Их высота от 20 до 56 м.

Чтобы защититься от наводнений, еще в XI веке начали строить плотины, дамбы. Нидерланды – самое густонаселенное государство в Европе. Амстердам – столица Нидерландов – возник как рыбацкий поселок. Фасады домов выходят на набережные каналов. В городе 50 каналов и 500 мостов.

В Нидерландах очень любят цветы. Летом и в городах, и в деревнях устраивают праздники цветов.

В морозные зимы, когда все озера и каналы замерзают, вся страна превращается в огромный каток. Коньки становятся не только развлечением, но и средством передвижения, особенно в деревнях.

Люксембург (Слайды 13-18) Столица Люксембурга – Люксембург. Люксембург непохож ни на один европейский город, так как в самом центре сочетается старое и новое. В городе, окруженном старинными крепостными стенами и башнями, в центре раскинулся прекрасный парк, который является историческим центром города, любимым местом отдыха и проведения досуга местных жителей и приезжих.

     Государственный язык – французский и немецкий.

     Во главе государства стоит герцог, наследник королевской фамилии Нассау. В Люксембурге самый высокий уровень жизни в Европе, здесь никто не торопится и все счастливы. Достопримечательность Люксембурга являются мосты, их там огромное количество и старинных и современных.

При использовании данного задания реализуется методическая цель работы: научить детей сосредотачивать свое внимание на конкретной области поиска, не суетясь и не «перескакивая» с одной характеристики на другую. Таким образом, вырабатывается стратегия рационального поиска информации о предмете (в данном случае о стране). В результате дети могут дать достаточно полное описание страны, используя пункты плана для составления рассказа.

Когда речь идет о текстовой информации учебника, детям:

  • важно уметь найти в книге нужную страницу, текст, абзац:
  • нужно уметь проанализировать (понять) текст с точки зрения конкретной учебной задачи, т.е. провести необходимые логические операции (выделить ключевые слова, ответить на вопрос к тексту, решить задачу и пр.);
  • следует уметь перекодировать (изменить) информацию, придав ей удобную форму (передать содержание своими словами, сделать краткую запись, оформить решение и т.п.);
  • следует найти способ сохранить полученные знания (использовать удобные мнемонические приемы или кодированные записи для длительного или кратковременного хранения информации).

Учитель: Вы очень хорошо справились с заданием, узнали много нового и интересного! Давайте отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем –

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись –

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять,

Теперь спинки держим ровно –

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки,

Вспомним всё, что изучали,

Без моей подсказки.

Учитель: Молодцы! Но давайте вернемся к нашему главному вопросу урока: что же такое Бенилюкс? Я вам немного помогу. (Слайд 19)

В 1944 году в Люксембурге было подписано соглашение о создании экономического союза между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Этот союз и получил название БЕНИЛЮКС. Кто сможет догадаться: почему?

Дети высказывают свои предположения, обязательно аргументируя свой ответ. Если кто-то из детей дает правильный ответ («слово БЕНИЛЮКС образовалось из первых слогов названий государств, заключивших экономический союз»), то учитель закрепляет только что полученную информацию наглядно с помощью презентации.

Если же ответ не найден, то с помощью презентации учитель помогает детям      прийти к правильному решению.

IV. Закрепление материала. Мини-тест:

 I.Сопоставь названия государств и их столицы.

     1.Бельгия                                А) Люксембург

     2.Нидерланды                         Б) Брюссель

     3.Люксембург                         В) Амстердам

II. О какой стране идёт речь

1)Одна из достопримечательностей – красивые   каналы. Везде проложены велосипедные   дорожки, ещё её называют страной тюльпанов. Путешествуя по стране, непременно увидишь мельницы.

2)Страна в миниатюре. Гуляя по улицам можно  пробовать вафли и наслаждаться шоколадом.

3) Одна из самых маленьких стран мира. Есть крупные заводы, где выплавляют сталь. Название государства совпадает с названием столицы.

III. Объясни, что такое Бенилюкс –__________________________________

    После выполнения теста ребята сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске. (Слайды 22-24) 

Тесты позволяют быстро и эффективно проверить знания учащихся. Младшим школьникам нравится такой вид контроля знаний, он повышает интерес и мотивацию к изучению предмета. Результаты проверки обычно подтверждают достаточно высокий уровень усвоения учебного материала.

V. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: вернёмся к целям нашего урока.

  • Что мы должны были узнать и чему научиться?
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Ответьте на вопросы для самопроверки (такой раздел есть в учебнике).
  • Как вы думаете, какие умения помогли  вам справиться с заданием?
  • Способствовало ли это занятие формированию умения быстро, рационально находить нужную информацию для решения учебных и самостоятельных познавательных задач?
  • Оцените нашу общую работу: выберите 1-2 предложения и продолжите их

Оценочный лист:

Я работал с ... настроением, ...

Я ...доволен собой, ....

Я чувствовал себя ...

Я испытывал затруднения, когда ....

Я бы хотел стать более ....

Можно провести в конце урока и рефлексию работы в группе. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

VI. Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради;  подготовить вопросы к викторине; приготовить сообщение о той стране, которую хотели бы посетить (по желанию).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое Бенилюкс? Предмет: «Окружающий мир», 3 класс по учебнику А.А.Плешакова ч.2. Автор презентации: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1392 г.Москвы Волошина Е.В.

Слайд 2

Королева Стокгольм Финляндия Швеция Президент Дания Исландия Норвегия Осло Страна – родина Г.-Х. Андерсена. «Страна тысячи озер». В какой стране родилась сказка о Малыше и Карлсоне ? Глава государства в Финляндии и Исландии. Фьорды – достопримечательность этого государства. Какое государство называют ледяной страной? Глава государства в Дании. Столица Норвегии. Столица Швеции. Дания Финляндия Швеция Президент Норвегия Исландия Королева Осло Стокгольм Задание: ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ

Слайд 3

К о ролева Стокгольм Финляндия Швеция Президент Дания Исландия Норвегия Осло Страна – родина Г.-Х. Андерсена. «Страна тысячи озер». В какой стране родилась сказка о Малыше и Карлсоне ? Глава государства в Финляндии и Исландии. Фьорды – достопримечательность этого государства. Какое государство называют ледяной страной? Глава государства в Дании. Столица Норвегии. Столица Швеции. Дания Финляндия Швеция Президент Норвегия Исландия Королева Осло Стокгольм Задание: ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ

Слайд 4

План сообщения: 1. Название государства. Его столица. 2.Месторасположение. С какими государствами граничит, какие моря омывают. 3. Глава государства. 4. Государственный флаг. 5. Государственный язык. 6.Интересные факты, особенности страны и ее столицы.

Слайд 5

Бе ль гия Столица : Брюссель . Находится на северо-западе Европы, граничит с Францией, с Нидерландами, с Люксембургом, с Германией. Располагается на берегу Северного моря.

Слайд 6

Бе ль гия Глава государства: Альберт II — шестой король Бельгии с 1993 . Государственный флаг:

Слайд 7

Бе ль гия Интересные факты, особенности страны и ее столицы. Бельгия представляет собой центр, сердце всей Европы. Эта страна знаменита по всему миру тем, что в ней производится большое количество разнообразных видов шоколада, вафель самых разных вкусов и оттенков. Известно, что каждый год в Бельгии производится 220 тысяч тонн шоколада.

Слайд 8

Бе ль гия В Брюсселе расположен королевский дворец, Кафедральный собор Святого Михаила. Изумительной красоты центральная площадь Брюсселя – Гранд Плас (Большая Площадь). Рядом расположен символ Брюсселя – знаменитая скульптура «Писающий мальчик». Он спас город, затушив начинающийся пожар, залив тлеющий фитиль у вражеской пушки. Также страна славится изделиями из олова и восхитительными кружевами.

Слайд 9

Бельгийцы славятся своей любовью к животным. В каждом бельгийском доме живет как минимум одна кошка или собака. В Бельгии официально признаны сразу 3 языка. Северная часть страны говорит на нидерландском, южная — на французском, а небольшая восточная часть — на немецком. В столице Бельгии – Брюсселе жители в основном говорят на нидерландском, французском и английском. Поэтому многие бельгийцы владеют сразу двумя-тремя языками.

Слайд 10

Нидерланды Столица - Амстердам. Находится на северо-западе Европы, на берегу Северного моря. Граничит с Бельгией, Германией.

Слайд 11

Нидерланды Глава государства : королева Беатрикс ( 30.04.1980 г. — 30.04 2013 г.) ; король Виллем-Александр с 30 апреля 2013 г Государственный флаг: Государственный язык: нидерландский (голландский)

Слайд 12

Нидерланды Интересные факты, особенности страны и ее столицы : Голландцы изобрели сыроварение и первые стали экспериментировать с сортами В Голландии самая высокая в мире плотность музеев на квадратный километр Страна имеет самое большое количество велосипедов на душу населения

Слайд 13

Нидерланды В стране более 100 ботанических садов, много парков и скверов. Цветы вывозят для продажи во многие страны мира.

Слайд 14

ЛЮКСЕМБУРГ Столица - город Люксембург. Расположен а на северо-западе Европы. Граничит с Францией, с Германией, с Бельгией.

Слайд 15

ЛЮКСЕМБУРГ Глава государства: Великий герцог Анри (Генрих) Государственный флаг: Государственные языки: французский, немецкий и люксембургский

Слайд 16

ЛЮКСЕМБУРГ Интересные факты, особенности страны и ее столицы : Люксембург является одной из самых маленьких стран не только Европы, а и всего мира. Самые переполненные в мире дороги — в Люксембурге: там на каждую тысячу человек приходится 570 автомобиля. В герцогстве практически отсутствует преступность

Слайд 17

Главной достопримечательностью Люксембурга является Большой герцогский дворец Во время Второй Мировой войны дворец был превращён в таверну, что привело к повреждению старинной мебели и ценных произведений искусства. Сегодня во дворце проходят важнейшие официальные церемонии и политические конференции при непосредственном участии главы государства.

Слайд 18

Символом столицы и всего государства является Золотая Леди — памятник жертвам Первой Мировой войны Другим символом Люксембурга является мост Адольфа, названный в честь герцога, правившего Люксембургом в первые годы XX столетия

Слайд 19

В южной части столицы находится знаменитый Собор Люксембургской Богоматери XVII столетия. На главной площади столицы находится вход в казематы Петрус , скрывавшие во время Второй Мировой войны более 35 тысяч человек от нацистов. До нашего времени сохранилась практически вся система подземных ходов .

Слайд 20

Что же такое Бенилюкс? В 1944 году в Люксембурге было подписано соглашение о создании экономического союза между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Этот союз и получил название БЕНИЛЮКС льгия Ни Люкс Бе дерланды ембург

Слайд 22

I .Сопоставь названия государств и их столицы. Люксембург Брюссель Амстердам Бельгия Нидерланды Люксембург

Слайд 23

1)Одна из достопримечательностей – красивые каналы. Везде проложены велосипедные дорожки, ещё её называют страной тюльпанов. Путешествуя по стране, непременно увидишь мельницы. 2)Страна в миниатюре. Гуляя по улицам можно пробовать вафли и наслаждаться шоколадом. 3) Одна из самых маленьких стран мира. Есть крупные заводы, где выплавляют сталь. Название государства совпадает с названием столицы. II . О какой стране идёт речь Бельгия Нидерланды Люксембург

Слайд 24

III . Объясни, что такое: Бенилюкс – экономический союз трёх стран: Бе льгии, Ни дерландов, Люкс ембурга.

Слайд 25

http://www.fantasy-travel.ru/evropa/5800-znakomstvo-s-belgiey.html http://lifestripes.ru/life/interesnye-fakty-o-belgii.html http://images.yandex.ru/ http://ru.wikipedia.org Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова / авт.-сост. Л.И. Рудченко .- Волгоград: Учитель, 2006. – 143 с. http://immigration.yurist.nl/netherlands/interesting-facts.htm http://lifeglobe.net/entry/4529 Список использованных ресурсов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является позн...

Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников                    ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...

Статья:Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качес...

Теоретический материал "Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (предметная область «Обществознание»)"

Актуальность выбранной  темы исследования подчёркивается тем, что в современных условиях  одной из главных задач школы является обеспечение личностного развития обучающихся, в том числе духо...