Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.
Она направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в жизни человека, роли животных в жизни человека, ее систематизацию, определение связи между живой и неживой природой.
Учащиеся на уроке исследуют проблему нарушения природного равновесия и определяют пути ее решения.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
Сохранение здоровья людей, животных и растений находится в прямой зависимости от связей между ними и от состояния окружающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чёрная Е. А.,
учитель начальной школы,
ГОУ СОШ № 605
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе
В настоящее время при переходе на Федеральные образовательные стандарты 2-го поколения совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению. Эффективным средством обучения и развития является организация учебно-исследовательской деятельности, цель которой состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать приобретаемые знания.
Факторами, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
- личностно ориентированный подход к обучению;
- ориентация на продуктивное достижение результата;
- проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
- оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
- креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
- создание ситуации совместной поисковой деятельности;
- детализация учебного процесса;
- создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование результатов решения, способов и процессов деятельности.
К основным признакам учебного исследования относят:
- постановку познавательной проблемы и цели исследования;
- самостоятельное выполнение учащимися поисковой работы;
- направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
- направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Успех исследовательской деятельности младших школьников обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.
Учитель должен быть умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.
При организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников важно:
- выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;
- сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке;
- формировать проблемные ситуации в зависимости от цели и места учебного исследования на уроке.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы; создаются условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.
Она направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в жизни человека, роли животных в жизни человека, ее систематизацию, определение связи между живой и неживой природой.
Учащиеся на уроке исследуют проблему нарушения природного равновесия и определяют пути ее решения.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
Сохранение здоровья людей, животных и растений находится в прямой зависимости от связей между ними и от состояния окружающей среды.
Описание урока
Тема урока: «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие)
Цель урока: воспитание нового экологического сознания на основе знаний о взаимосвязях между живой и неживой природой.
Задачи урока:
- сформировать представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи;
- подвести учащихся к выводу о том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Серьезные проблемы сегодня
Будем мы решать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое равновесие – это важно или нет?»
Сегодня на уроке мы узнаем, в чем проявляется экологическое равновесие. К концу урока вы будете:
- Знать, что лежит в основе экологического равновесия, и какое влияние оказывает человек на окружающую природу.
- Уметь находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
- Актуализация знаний учащихся.
На этом этапе урока учащимся предлагается выполнить задания, которые ориентированы на развитие познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Задание 1.
Выполняется в группах. Учащиеся должны привести примеры, которые доказывают взаимосвязи в живой природе. 1 группа анализирует взаимосвязь растений и животных. 2 группа роль растений в жизни человека; 3 группа роль животных в жизни человека.
Группы получают карточки, примеры которых приведены ниже.
животные ? растения
растения ? человек
животные ? человек
Задание 2. Существует ли связь между живой и неживой природой? Докажите примерами.
Растения
Неживая
природа
Человек
Животные
Задание 3. Учащиеся решают кроссворд «Растения и животные Приокско - Террасного заповедника» с опорой на иллюстрацию.
З у б р
к а б а н
л и п а
с о с н а
т е т е р е в
е л ь
д у б
о л е н ь
л и с и ц а
б а р с у к
III Усвоение новых знаний учащимися
Учитель:
Все в природе взаимосвязано животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая природа и неживая. Ничто не существует обособленно, отдельно, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».
Что же такое «равновесие»? Найдите толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.
Равновесие – устойчивое соотношение между чем-либо.
Давайте рассмотрим это на конкретном примере.
В какой природной зоне мы с вами живем? В зоне лесов.
А как вы думаете, существует ли природное равновесие между растениями леса и лесными животными? Докажите.
Так как растения и животные между собой тесно взаимосвязаны, например, растения служат пищей некоторым животным, то можно сказать, что между растениями леса и лесными животными существует равновесие.
Схема цепи питания
Дуб мышь сова
Дуб кабан волк
Злаковые хомяк хищная птица микроорганизмы
Растения насекомые насекомоядная хищная микро
птица птица организмы
Мы доказали, что в природе лесов существует равновесие. Но почему же в настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого? Сейчас мы с вами попробуем в этом разобраться. Работа со схемами цепей питания.
К чему может привести уничтожение браконьерами хищных птиц?
Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения.
Истребление хищников, из числа птиц, приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.
Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.
Вывод: человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.
IV Закрепление учебного материала
Учитель: Есть у русского народа пословица «Как аукнется, так и откликнется». Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. Сейчас людям известно много примеров нарушения экологического равновесия. Это случается в разных странах.
На островах Малайзии ведется борьба с малярийными комарами, переносчиками различных опасных болезней. Окрестности одной из деревень были обработаны специальным порошком против комаров. Комары были уничтожены, но в этой местности водились тараканы, которые не погибли как комары. А ядовитый порошок стал накапливаться в их организмах. Тараканы шли в пищу ящерицам, которые стали теперь тоже напичканы ядом. Ящерицы слабели и стали легкой добычей для кошек. В итоге перевелись и кошки, и ящерицы. Но в результате в округе развелось огромное количество крыс. Необходимо было восстановить экологическое равновесие. Для этой цели на остров были привезены кошки.
О других случаях нарушения экологического равновесия узнаете, прочитав статью учебника на странице 99.
Учащиеся делают вывод: Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
Для закрепления всего сказанного мы попытаемся найти пути восстановления экологического равновесия.
Задание. Определите причины нарушения экологического равновесия. Определите, каковы последствия деятельности человека и какие меры необходимо предпринять для восстановления экологического равновесия.
Каждая из групп делает свой выбор самостоятельно (раздаются карточки-помощники)
Причины нарушения природного равновесия:
- Вырубка лесов.
- Распашка земель.
- Загрязнение воздуха и воды.
- Браконьерство.
Результативность работы групп.
Деятельность человека | Последствия | Меры по восстановлению природного равновесия. |
Беречь нужно не только редкие и исчезающие виды растений и животных, но и те, которые встречаются в наших лесах. Помни: в природе все взаимосвязано.
Рассказ учителя о красоте русских лесов и заповедниках (Беловежская Пуща, зубровник в Ленинградской области). Фотографии растений и животных, находящихся в этих заповедниках. Сообщения интересных сведений, подготовленные учащимися.
Экологическая задача.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить кислородом город в 900 тыс. человек?
- Этап самоконтроля.
Задание. Оцените свои силы и выберите тот вариант самостоятельной работы, с которым вы можете справиться на данном этапе наилучшем образом.
1 уровень.
Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищные птицы?
2 уровень
Пример пищевой цепи:
Слива тля божья насекомоядная хищная микроорганизмы
коровка птица птица
Что произойдет при уничтожении хищных птиц?
3 уровень
Лягушки нередко погибают от рук человека. Подчеркни, к каким последствиям могло бы привести полное исчезновение лягушек?
а. Станет больше комаров и мошек.
б. станет меньше комаров и мошек.
в. Станет больше цапель и аистов.
г. Станет меньше цапель и аистов.
- Итог урока.
Вопросы учащимся:
- Что лежит в основе природного равновесия?
- О чем необходимо помнить людям, чтобы невзначай не нарушалось природное равновесие?
Учитель: Мне хочется закончить урок словами ученого, путешественника Тура Хейердала: «Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя» (Т.Хейердал).
Литература
- Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.
- Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.
- Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2007. www.omsk.edu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...
Формирования информационной культуры и организации самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о значении и способах формирования информационной культуры младшего школьника...
Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира
автор делится своими мыслями о методе проектов в началной школе...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...
Организация контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Им...
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе
Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Она напр...
Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных резул...