Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС
методическая разработка на тему

Чуракова Екатерина Викторовна

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное  развитие ребенка. Целью образования становится « общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного формирования «формирования  универсальных учебных действий, обеспечивающие школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается  в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razrabotka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс профессионального мастерства

педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования

«Методическая разработка-2012»

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС

Автор: Чуракова Екатерина Викторовна,    

учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 29»

Миасский городской округ

2012 г.

                                                    Содержание

Введение………………………………………………………….………….....3

 Глава 1. Развитие исследовательских умений в образовательной

 программе начальной школы……………………………………..…….……5

 1.1. Значение развития исследовательского отношения к окружающему

        миру в формировании умения  учиться…………………………...........5

     1.2. Цель, задачи и этапы исследовательской деятельности…………….….6

 

     1.3.  Методики развития общих исследовательских умений и навыков

         школьников…………………………………..……………………...............8

     Глава 2. Как построить урок исследование?..................................................12

    Заключение………………………………………………………………….....14

    Список литературы……………………………………………………………15

    Приложение (Пример построения урока окружающего мира в 3 классе, отвечающий требованиям стандартов второго поколения)

        

Введение

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»  (Ян Амос Каменский, основоположник дидактики, 17 век.)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Высказывания известных людей убедительно показывают: цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное  развитие ребенка. Целью образования становится « общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного формирования «формирования  универсальных учебных действий, обеспечивающие школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается  в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.

Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, мы сталкиваемся с вопросами:

- Как симулировать природную потребность ребёнка к новизне?

- Как развивать способность искать новое?

- Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезу, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям, классифицировать?

- Как научить правильно излагать и защищать свои интересы?

Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательская деятельность. В  процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Глава 1. Развитие исследовательских умений в образовательной программе начальной школы.

1.1. Значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании в образовательной программе начальной школы.

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений,  знаний, новых способов мышления и поведения- то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становление у него исследовательской позиции.

Большое значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся. Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы,  чтобы у него были такие познавательные интересы, которые «Держали бы его в плену».

Применение проблемно- исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя. Познающего окружающий мир с его закономерностями.

Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «с правильными» знаниями, которые он должен передать детям в «готовом виде».

 Исследовательский метод предлагает не только индивидуальный, но и  групповой, совместный поиск неизвестного учащимися индивидуальное творчество ребенка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения.

1.2. Цель, задачи и этапы исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачи исследовательской деятельности:

  • Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  • Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  • Обучить основам оформления работ.
  • Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Этапы исследовательской деятельности:

  • Сформулировать проблему исследования;
  • Выбор темы;
  • Актуальность;
  • Постановка цели и задач;
  • Гипотеза исследования;
  • Организация исследования;
  • Подготовка к защите и защита работы.

Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся.

Технология формирования исследовательских  умений:

  • Развитие учебно-логических умений детей;
  • Включение заданий проблемного характера;
  • Проведение уроков-исследований.

У – удивление

У – удовольствие

У – удовлетворение

У - успешность

                I этап – Педагог даёт готовый аппарат исследовательской работы;

                 - Направляет действия учащихся;

                 - Показывает образец проведения исследования, привлекая учащихся.

II этап – Предусматривает большую самостоятельность учащихся;

             - Педагог выступает в роли консультанта: помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование ребята осуществляют самостоятельно.

III этап – Урок – собственно-исследование, требует полной самостоятельности учащихся.

Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность;
  • Мотивированность;
  • Творческая среда;
  • Психологический комфорт;
  • Личность педагога;
  • Учет возрастных особенностей.

Группы исследовательских умений младших школьников

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
  • ПОИСКОВЫЕ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ
  • ОЦЕНОЧНЫЕ

 Виды исследований в начальной школе:

  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • По месту проведения: урочные и внеурочные;
  • По времени: кратковременные и долговременные;
  • По теме:  образовательные и социальные.

1.3. Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников

Развитие умений видеть проблемы

Рассуждения о том, что появление и ясное формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Потому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но даже взрослый исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге

Задания для развития умения видеть проблемы

Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий.

Задание «Посмотрите на мир чужими глазами».

Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» являются упражнения на составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание «Сколько значений у предмета».

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Назовите как можно больше признаков предмета».

Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Наблюдение как способ выявления проблем.

Задание «Наблюдение очевидного».

Ребенку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту.

Задание «Тема одна - сюжетов много».

Развитие умений выдвигать гипотезы

Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы ее решения - изобретать гипотезы. Поэтому и в научном поиске вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, то есть развертывается следующая фаза мыслительного процесса - фаза решения проблемы. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

Задание «Давайте вместе подумаем»:

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течет вода? Почему дует ветер?

Почему металлические самолеты летают?

Почему бывают день и ночь? и др.

Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

Может быть... Предположим... Допустим... Возможно... Что если...

Упражнение на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов : письменный стол; игрушечный кораблик; апельсин; мобильный телефон; проект постройки дома; чайник; реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака.

Упражнение, предполагающее обратное действие.

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы. Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведем еще несколько вопросов для подобных упражнений:

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? Почему весной тает снег?

Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.

Звонят колокола; Трава во дворе пожелтела; Друзья поссорились.

Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий.

Задание «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен, Англия).

Развитие умений задавать вопросы

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?».

Задание «Найди загаданное слово» можно предложить в качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило -в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

Игра «Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Задание «Вопросы незнакомца».

Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?

Развитие умений давать определения понятиям

Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

Развитие умений классифицировать

Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков.

Задание «Четвертый лишний».

Задания на развитие умений классифицировать

Задание «Продолжи ряды». Например: полезные ископаемые - это уголь, нефть, руда, алмазы и др.

Задание «Найти ошибки и их прокомментировать».

Развитие умений наблюдать

Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире.

Глава 2. Как построить урок исследование?

Применение  методики проблемного исследования позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Учителю недостаточно знать все основные этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок систему. Что это значит? Это значит, что отличительной чертой такого урока-исследования является целостность, т.е. связанность всех этапов и их подчиненность одной функции, открытию или доказательству какого то нового знания, идее урока. Идею урока обеспечивают два важных компонента-мотивация и обобщение. Исходя из этого, можно представить основные шаги при конструировании урока-исследования.

Первый шаг- сформулировать обобщение урока. Учителю необходимо ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Это сформулированное правило и представляет собой планируемое обобщение

-содержательно-смысловой стержень урока.

Второй шаг- определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Понятно, что объем, характер, сложность и форму представления материала для самостоятельного изучения учениками учитель отбирает на основании нескольких критериев,  включающих адекватность обобщению, значимость для прохождения программы. Так , например, организуя исследования в малых группах, учитель имеет возможность, осуществлять действительную дифференциацию обучения, группируя учащихся с учетом их познавательных потребностей, возможностей и уровня подготовки по предмету.

Третий шаг- определить, какого типа учебное исследование более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае.  Эта целесообразность определяется как спецификой планируемого обобщения, так и особенностями материала, необходимого для изучения ученикам, а также задачами, которые ставит учитель.

Четвертый шаг- заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников, т.е. определить динамический стержень урока, мотивацию. Этот этап, как и первый, не просто самым важным, но и самым трудным для учителя. Учителю надо придумать не просто какое-то задание, которое обеспечит возникновение у учеников затруднения и потребности в его решении. Необходимо спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого  в данном случае выступает планируемое обобщение. Фактически выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести к возникновению у ребенка такого вопроса, ответом на который и будет являться планируемое обобщение.

Последний шаг является уже скорее организационным. Учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д. если на уроке предполагается этап применения, то необходимо также продумать содержание этого этапа, который также может быть представлен как проблемная  ситуация для детей, только ее разрешение должно достигаться на основе использования тех знаний, которые были ими найдены в результате проведенного учебного исследования.

             Таким образом, для того чтобы сконструировать урок-исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднения, приводящие к возникновению идеи-обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации. Возможно поэтому планирование и проведение такого урока учителем является не только трудным и требующим много времени, но и по- настоящему захватывающим, личностно значимым событием. Что создает совершенно особую атмосферу и стиль взаимодействия с учениками на уроке.

Заключение

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

 В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения. И исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы.

В заключении хочется сказать, что такая  проектно-исследовательская работа содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, позитивному восприятию мира, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи.


                                                                                Дорогу осилит идущий.

                                         Список литературы

  1. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей. Вопросы психологии.-2007. № 4.-С. 45-55.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя , под редакцией А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение, 2008 г.
  3. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под  Редакцией Н.Б.Шумаковой.Москва, «Просвещение», 20011 г.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.
  5. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с.
  6. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99.
  7. Плигин А.А.   Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56.
  8. Савенков А.И.   Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
  9. http://festival.1september.ru/articles/565054/ 
  10. http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс...

Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников                    ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

Учитель начальных классов, работающий по новым образовательным стандартам, призван научить ребёнка учиться, формируя универсальные учебные действия. Проблема в том, как их развивать, как мотивировать ...

Статья:Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качес...

Теоретический материал "Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира (предметная область «Обществознание»)"

Актуальность выбранной  темы исследования подчёркивается тем, что в современных условиях  одной из главных задач школы является обеспечение личностного развития обучающихся, в том числе духо...