Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР
рабочая программа
Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_detey_s_zpr_detskiy_sad.docx | 73.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова»
Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7 e-mail: 2055scool@mail.ru
Фактические адреса:
123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7, тел. 8 (499) 256-81-29, 8 (499) 256-44-23;
123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2; факс 8 (499) 256-81-29
Принято Педагогическим советом №___от ____2022г. | «Утверждено» И.о. директора ГБОУ Школа №2055 А.И. Гаршин |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
в соответствии с АООП ООО для детей
дошкольного возраста с ЗПР
Уровень образования: дошкольный
Уровень обучения: дошкольный
Место предмета в учебном плане:
Дети с ЗПР дошкольного возраста | |||
Средний | Старший | Подготовительный | |
Количество часов в неделю | 2 | 2 | 2 |
Количество индивидуальных занятий в неделю | 2 | 2 | 2 |
Количество форм промежуточной аттестации в год | 3 | 3 | 3 |
Москва, 2022г.
Содержание
| |
| |
| |
2.1. Возможные результаты детей к 5 годам | |
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие | |
2.1.2. Познавательное развитие | |
2.1.3. Речевое развитие | |
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие | |
2.2.5. Физическое развитие | |
2.2. Возможные результаты детей к 7 годам | |
2.2.1. Социально-коммуникативное развитие | |
2.2.2. Познавательное развитие | |
2.2.3. Речевое развитие | |
2.2.4. Художественно-эстетическое развитие | |
2.2.5. Физическое развитие | |
II. Содержание программы | |
| |
| |
| |
|
- Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учителя-дефектолога (далее Программа) предназначена для работы в группах комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития среднего возраста.
Программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБОУ Школа № 2055 ДО
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
1. Цели и задачи реализации программы
Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы генетического характера.
В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:
1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;
2) нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.
Существует классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР. В соответствии с этой классификацией понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.
Выделены следующие типы ЗПР:
- по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
- соматического происхождения (с явлениями соматической астении и инфантилизма);
- психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфатилизация);
- церебрально – органического генеза.
Задержка психического развития – это психолого – педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур.
Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций сохранным. В одних случаях страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация познавательной деятельности и т.д.
Таким образом ЗПР - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.
У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых может быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости, ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса).
Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания.
Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедленном темпе психического развития. При поступлении в школу дети обнаруживают ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточную целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быструю утомляемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.
При задержке психического развития конституционального происхождения в структуре нарушений выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны эффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции.
Цель коррекционной работы.
Цель коррекционной работы предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или специальной (коррекционной) школе, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформированы в Конвенции дошкольного воспитания.
Цель коррекционной работы состоит в том, чтобы проектируемая модель коррекционно–развивающей психолого–педагогической работы максимально обеспечивала бы гармонизацию, сближение культурного и биологического развития детей с ЗПР.
Коррекционно – развивающая работа проводится в процессе игровых занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных игр, коллективного труда. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижении темпа обучения, структурной простоте содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории.
Цель реализации Программы ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с задержкой психического развития, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи Программы
1. Способствовать общему развитию дошкольников с задержкой психического развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе.
2. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.
4. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Данная программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего дошкольных возрастов, имеющих задержку психического развития.
Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает коррекционную работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Планируемые результаты.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми с ЗПР планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
∙ не подлежат непосредственной оценке;
∙ не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с ЗПР;
∙ не позволяют формально сравнивать реальные достижения детей с ЗПР и детей без нарушений в развитии;
∙ не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степени реального освоения ребенком обозначенных целевых ориентиров к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития. Дети с ЗПР исходно могут демонстрировать качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития. Поэтому целевые ориентиры должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его развития, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности.
1.2.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты), как результат возможных достижений освоения воспитанниками образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к 5 годам)
Социально-коммуникативное развитие.
Возможные достижения ребенка:
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- пытается соблюдать в игре элементарные правила;
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
- может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;
- обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.
Познавательное развитие
Возможные достижения ребенка:
- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
- создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой»(«самый маленький»);
- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
- обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
- использует в игре предметы-заместители по подражанию;
- усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.
Речевое развитие
Возможные достижения ребенка:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
- понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
- понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, которые могут добавляться жестами);
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Художественно-эстетическое развитие
Возможные достижения ребенка:
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
- проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- владеет некоторыми операционально-техническими сторонамирисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы;
- прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
Физическое развитие
Возможные достижения ребенка:
- осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования;
- практически ориентируется и перемещается в пространстве;
- выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией педагога;
- принимает активное участие в подвижных играх с правилами;
- осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
1.2.2. Целевые возможные личностные ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (2-3 этап обучения) 5 – 7 лет.
Социально-коммуникативное развитие
Возможные достижения ребенка:
- владеет основными продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении и др.;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие
Возможные достижения ребенка:
- обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов;
- решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;
- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).
Речевое развитие
Возможные достижения ребенка:
- обладает мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать однокоренные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого);
Художественно-эстетическое развитие
Возможные достижения ребенка:
- знает основные цвета и их оттенки;
- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам);
- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
- сопереживает персонажам художественных произведений.
Физическое развитие:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;
∙ подвижен, владеет основными движениями, их техникой;
∙ может контролировать свои движения и управлять ими;
∙ достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;
∙ обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость идр.);
∙ развита способность к пространственной организации движений;
∙ слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма.
Календарно-тематическое планирование
Средняя группа
п/п | Лексические темы | Темы ФЭМП |
1 | «Деревья» | Цвет предметов: желтый, красный |
2 | «Овощи» | Форма предметов. Круг |
3 | «Фрукты» | Один — много |
4 | «Ягоды, грибы» | Цвет предметов: красный, зеленый |
5 | «Продукты» | Цифра и число 1 |
6 | «Посуда» | Лево — право |
7 | «Поздняя осень» | Одинаковые по размеру, разные |
8 | «Неделя игры и игрушки» | Число и цифра 1 |
9 | «Домашние птицы» | Цвет предметов (обобщающее занятие) |
10 | «Домашние животные» | Число и цифра 2 |
11 | «Дикие животные» | Большой — маленький, одинаковые по размеру |
12 | «Зима» | Число и цифра 2 |
13 | «Зимующие птицы» | Сравнение количества, размера предметов |
14 | «Транспорт» | Форма предметов. Треугольник |
15 | «Зимние забавы» * | Число и цифра 3 |
16 | «Части тела» | Выше, ниже, высокий, низкий |
17 | «Одежда» | Число и цифра 3 |
18 | «Обувь» | Повторение |
19 | «Семья» | Широкий — узкий |
20 | «День Армии» | Форма предметов. Квадрат |
21 | «8 марта» | Число и цифра 4 |
22 | «Весна» | Спереди, сзади |
23 | «Перелетные птицы» | Длинный - короткий, длиннее — короче |
24 | «В гости к сказке» | Повторение |
25 | «Профессии» | Число и цифра 4 |
26 | «День космонавтики» | Форма предметов. Прямоугольник |
27 | «Мебель» | Число и цифра 5 |
28 | «Дом» | Сколько, столько же, равно |
29 | «ПДД» | Число и цифра 5 |
30 | «9 мая» | Форма предметов. Овал. |
31 | «Цветы» | Геометрические фигуры. |
Перспективный тематический план занятий
по окружающему миру и развитию речи
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Деревья | 1 | I. Организационный этап. Упражнение «Повтори не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
2 | Овощи | 1 | I. Организационный этап. Дети отгадывают овощи по описанию. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
3 | Фрукты | 1 | I. Организационный этап. Игра «Отгадай загадку». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
4 | Фрукты, овощи | 1 | I. Организационный этап. Упражнение «Повтори». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
.5 | Продукты | 1 | I. Организационный этап. Упражнение «Повтори не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
6 | Посуда | 1 | I. Организационный этап. Игра «Чего не хватает?». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
7 | Поздняя осень | 1 | I. Организационный этап. Работа над многозначностью слов «лист», «листочек». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
8 | Неделя игры и игрушки | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
9 | Домашние птицы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Угадай по звукоподражанию». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
10 | Домашние животные | 1 | I. Организационный этап. Игра «Угадай по звукоподражанию». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
11 | Дикие животные | 1 | I. Организационный этап. Игра «Угадай по описанию». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.. |
12 | Зима | 1 | I. Организационный этап. Задание детям: «Запомните и повторите предложения». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
13 | Зимую-щие птицы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
14 | Транспорт | 1 | I. Организационный этап. Педагог предлагает детям ответить, на чем можно добраться до детского сада; просит ребят слушать друг друга внимательно: ответы не должны повторяться. II. Коррекционно-развивающий этап.
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
15 | Зимние забавы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
16 | Части тела | 1 | I. Организационный этап. Игра «Скажи наоборот». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
17 | Одежда | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови предмет». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
18 | Обувь | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови предмет». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
19 | Семья | 1 | I. Организационный этап. Дети называют родственников, с которыми живут дома. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
20 | День Армии | 1 | I. Организационный этап. Педагог начинает занятие с чтения стихотворения С. Маршака «Февраль». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
21 | 8 марта | 1 | I. Организационный этап. Педагог начинает занятие с чтения стихотворения «Мамин день» Г. Виеру. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
22 | Весна | 1 | I. Организационный этап. Чтение стихотворения о весне. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
23 | Перелет-ные птицы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
24 | В гости у сказке | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
25 | Профес-сии | 1 | I. Организационный этап. Игра «Кто это?». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
26 | День космонав-тики | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
27 | Мебель | 1 | I. Организационный этап. Педагог предлагает детям отгадать загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
5. Игра «Чего не стало?». 6. Составление рассказа-описания по плану. III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
28 | Дом | 1 | I. Организационный этап. Игра «Четвертый лишний». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
29 | ПДД | 1 | I. Организационный этап. Игра «Красный — желтый — зеленый». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
30 | 9 мая | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
31 | Цветы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
Перспективный тематический план занятий по ФЭМП
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Знакомство с тетрадью в клетку | I. Организационный этап. Показ и рассматривание тетради в клетку. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. | |
2 | Цвет предметов: желтый, красный | 1 | I. Организационный этап. Задание: ребенок должен выбрать из разложенных на столе педагога листьев по одному листу желтого и красного цвета и сесть на место, взяв оба листа с собой. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
3 | Форма предметов. Круг | 1 | I. Организационный этап. Игра «Найди и покажи круг». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
4 | Один — много | 1 | I. Организационный этап. Задание: «Кого (чего) в группе: один (одно, одна)?» II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
5 | Цвет предметов: красный, зеленый | 1 | I. Организационный этап. Задание: «Найди в групповой комнате и назови предмет желтого или красного цвета». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
6 | Цифра и число 1 | 1 | I. Организационный этап. Задание: назови картинку. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
7 | Лево — право | 1 | I. Организационный этап. Задание: «Назови предмет посуды красного, желтого, зеленого цвета». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
8 | Одинаковые по размеру, разные | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови цвет и форму геометрической фигуры». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
9 | Число и цифра 1 | 1 | I. Организационный этап. Загадка. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
10 | Цвет предметов (обобщающее занятие) | 1 | I. Организационный этап. Задание: «Назови предмет желтого, красного или зеленого цвета в групповой комнате (или в одежде детей)». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
11 | Число и цифра 2 | 1 | I. Организационный этап. Игра «Выбери картинку». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
12 | Большой — маленький, одинаковые по размеру | 1 | I. Организационный этап. Игра «Большой — маленький». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
13 | Число и цифра 2 | 1 | I. Организационный этап. Загадка. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
14 | Сравнение количества, размера предметов | 1 | I. Организационный этап. Игра «Сосчитай и назови». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей |
15 | Форма предметов. Треугольник | I. Организационный этап. Игра «Найди такую фигуру». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. | |
16 | Число и цифра 3 | I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. | |
17 | Выше, ниже, высокий, низкий | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
18 | Сравнение количеств: способ приложения | 1 | I. Организационный этап. Игра «Игра «Сосчитай и назови» II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
19 | Число и цифра 3 | 1 | I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
20 | Широкий — узкий | 1 | I. Организационный этап. Задание: «Покажите красную (зеленую) полоски». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
21 | Форма предметов. Квадрат | 1 | I. Организационный этап. Игра «Покажи такую же фигуру». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
22 | Число и цифра 4 | 1 | I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
23 | Спереди, сзади | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови имя». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
24 | Длинный - короткий, длиннее — короче | 1 | I. Организационный этап. Задание: «Покажите красную (зеленую) полоски». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
25 | Число и цифра 4 | 1 | I. Организационный этап. Игра «Возьми картинку, на которой изображено столько предметов, сколько я назвала». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
26 | Форма предметов. Прямоугольник. | I. Организационный этап. Игра «Найди такую же фигуру и назови ее». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. | |
27 | Число и цифра 5 | 1 | I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек» (с цифрами). II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
28 | Сколько, столько же, равно | 1 | I. Организационный этап. Игра «Возьми картинку, на которой изображено столько предметов, сколько я назвала». II. Коррекционно-развивающий этап:
4. Игра: «В какой руке сколько?». 5. Игра «Подбери к количеству цифру». III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
29 | Число и цифра 5 | 1 | Организационный этап. Игра «1-2-3-4-5». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
30 | Форма предметов. Овал. | 1 | I. Организационный этап. Игра «Найди такую же фигуру и назови ее». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
31 | Геометричес-кие фигуры. | 1 | I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
Перспективный тематический план занятий
по окружающему миру и развитию речи
Старшая группа
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Деревья | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
2 | Овощи | 1 | I. Организационный этап. Загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
3 | Фрукты | 1 | I. Организационный этап. загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
4 | Ягоды | 1 | I. Организационный этап. Загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
5 | Продукты | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
6 | Посуда | 1 | I. Организационный этап. Игра «Что это?». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
7 | Поздняя осень | 1 | I. Организационный этап. Игра "Какое время года?». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей |
8 | Неделя игры и игрушки | 1 | I. Организационный этап. Загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
9 | Домашние птицы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Кто как голос подает?». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
10 | Домашние животные | 1 | I. Организационный этап. Игра «Узнай по описанию». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
11 | Дикие животные | 1 | I. Организационный этап. Загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
12 | Зима | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
13 | Зимующие птицы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
14 | Транспорт | 1 | I. Организационный этап. Игра «Что это?". II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
15 | Зимние забавы | 1 | I. Организационный этап. Загадки. II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
16 | Части тела | 1 | I. Организационный этап. Игра «Скажи наоборот». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
17 | Одежда | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови, в чем ты сегодня одет(а)». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
18 | Обувь | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови, в чем ты сегодня одет(а) и обут(а)». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
19 | Семья | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови членов своей семьи». II. Коррекционно-развивающий этап:
|
20 | День Армии | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
21 | 8 марта | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
22 | Весна | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
23 | Перелет-ные птицы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
24 | В гости к сказке | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
25 | Профессии | 1 | I. Организационный этап. Игра «Кто это?» II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
26 | День космо-навтики | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
27 | Мебель | 1 | I. Организационный этап. Игра «Что это?». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
28 | Дом | 1 | I. Организационный этап. Игра «Назови свой домашний адрес». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
29 | ПДД | 1 | I. Организационный этап. Игра «Красный — желтый — зеленый» II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей |
30 | 9 мая | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
31 | Цветы | 1 | I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись». II. Коррекционно-развивающий этап:
III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. |
4. Список литературы
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» /Москва «Просвещение» 2005
- Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром.» Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
- Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром.» Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
- Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
- Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Развитие Элементарных математических представлений». Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
- Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Развитие Элементарных математических представлений». Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика – синтез», 2011 г
- Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Развитие Элементарных математических представлений». Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4лет, 4-5 лет, 5-6 лет. - СПб.: Паритет, 2008.
- Ремезова Л.А. Учимся конструировать. – М.: Школьная Пресса, 2004
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. – М.: ТАНДЕМ,2000.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.- М.: ВЛАДОС, 2001.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗПР. – СПб. 2004.
- Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. – СПб.2011.
- Капустина Г.М. Готовимся к школе: Подготовка к обучению матема-тике. Рабочая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. – М.: ГНОМ, 2002.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М.: АРКТИ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА
Программа расчитана для младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...
Рабочие программы учителя-дефектолога
Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС
Эта программа будет полезна учителя-дефектологам при работе с детьми дошкольного возраста с РАС...