Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР
рабочая программа

Фукс Анастасия Викторовна

Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_s_zpr_detskiy_sad.docx73.53 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза

Анатолия Живова и Юрия Костикова»

Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я  Черногрязская, д. 7                                              e-mail: 2055scool@mail.ru

Фактические адреса:

123100, г. Москва, ул. 2-я  Черногрязская, д. 7,                                                        тел. 8 (499) 256-81-29,  8 (499) 256-44-23;

123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2;                                                                                                  факс 8 (499) 256-81-29

Принято

Педагогическим советом

 №___от ____2022г.

«Утверждено»

И.о. директора ГБОУ Школа №2055

А.И. Гаршин 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающего курса

в соответствии с АООП ООО для детей

дошкольного возраста с ЗПР

 

Уровень образования: дошкольный

Уровень обучения: дошкольный

Место предмета в учебном плане:

Дети с ЗПР дошкольного возраста

Средний

Старший

Подготовительный  

Количество часов в неделю

2

2

2

Количество индивидуальных занятий в неделю

2

2

2

Количество форм промежуточной аттестации  в год

3

3

3

Москва, 2022г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Цели, задачи программы

  1. Планируемые личностные результаты

2.1. Возможные результаты детей к 5 годам

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие

2.1.2. Познавательное развитие

2.1.3. Речевое развитие

2.1.4. Художественно-эстетическое развитие

2.2.5. Физическое развитие

2.2. Возможные результаты детей к 7 годам

2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

2.2.2. Познавательное развитие

2.2.3. Речевое развитие

2.2.4. Художественно-эстетическое развитие

2.2.5. Физическое развитие

II. Содержание программы

  1. Тематическое планирование

  1. Календарно-тематическое планирование

  1. Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы

  1. Список литературы

 


  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа учителя-дефектолога (далее Программа) предназначена для работы в группах комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития среднего возраста.

Программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

- Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБОУ Школа № 2055 ДО

 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

1. Цели и задачи реализации программы

 Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы генетического характера.

В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;

2) нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.

Существует классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР. В соответствии с этой классификацией понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.

Выделены следующие типы ЗПР:

- по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

- соматического происхождения (с явлениями соматической астении и инфантилизма);

- психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфатилизация);

- церебрально – органического генеза.

Задержка психического развития – это психолого – педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур.

Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций сохранным. В одних случаях страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация познавательной деятельности и т.д.

Таким образом ЗПР - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.

У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых может быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости, ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса).

Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания.

Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедленном темпе психического развития. При поступлении в школу дети обнаруживают ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточную целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быструю утомляемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.

При задержке психического развития конституционального происхождения в структуре нарушений выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны эффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции.

Цель коррекционной работы.

Цель коррекционной работы предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или специальной (коррекционной) школе, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформированы в Конвенции дошкольного воспитания.

Цель коррекционной работы состоит в том, чтобы проектируемая модель коррекционно–развивающей психолого–педагогической работы максимально обеспечивала бы гармонизацию, сближение культурного и биологического развития детей с ЗПР.

Коррекционно – развивающая работа проводится в процессе игровых занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных игр, коллективного труда. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.

Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижении темпа обучения, структурной простоте содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории.

Цель реализации Программы ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с задержкой психического развития, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи Программы

1. Способствовать общему развитию дошкольников с задержкой психического развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе.

2. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.

4. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Данная программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего дошкольных возрастов, имеющих задержку психического развития.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает коррекционную работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

  1. Планируемые результаты.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми с ЗПР планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

 не подлежат непосредственной оценке;

 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с ЗПР;

 не позволяют формально сравнивать реальные достижения детей с ЗПР и детей без нарушений в развитии;

 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Степени реального освоения ребенком обозначенных целевых ориентиров к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития. Дети с ЗПР исходно могут демонстрировать качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития. Поэтому целевые ориентиры должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его развития, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности.

1.2.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты), как результат возможных достижений освоения воспитанниками образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к 5 годам)

Социально-коммуникативное развитие.

Возможные достижения ребенка:

  • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
  • пытается соблюдать в игре элементарные правила;
  • проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
  • ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
  • замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
  • может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;
  • обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
  • выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
  • выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Познавательное развитие

Возможные достижения ребенка:

  • составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
  • создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
  • показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
  • выбирает из трех предметов разной величины «самый большой»(«самый маленький»);
  • выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
  • обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
  •  воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
  • использует в игре предметы-заместители по подражанию;
  • усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
  •  обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
  •  обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
  •  считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
  •  знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
  •  обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Речевое развитие

Возможные достижения ребенка:

  • способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
  • проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
  • понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
  • понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
  • различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
  • называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, которые могут добавляться жестами);
  • воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Художественно-эстетическое развитие

Возможные достижения ребенка:

  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
  • проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • владеет некоторыми операционально-техническими сторонамирисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы;
  • прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

Физическое развитие

Возможные достижения ребенка:

  • осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования;
  • практически ориентируется и перемещается в пространстве;
  • выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией педагога;
  • принимает активное участие в подвижных играх с правилами;
  • осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.

1.2.2. Целевые возможные личностные ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного  возраста с ЗПР (2-3 этап обучения) 5 – 7 лет.

Социально-коммуникативное развитие

Возможные достижения ребенка:

  • владеет основными продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении и др.;
  • выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
  • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
  • передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
  • пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
  • использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;
  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие

Возможные достижения ребенка:

  • обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
  • использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
  • воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
  • моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
  • владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов;
  • решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
  • определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;
  • определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
  • владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
  • создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).

Речевое развитие

Возможные достижения ребенка:

  • обладает мотивацией к школьному обучению;
  • усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  • правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • умеет подбирать однокоренные слова;
  • умеет строить простые распространенные предложения;
  • составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого);

Художественно-эстетическое развитие

Возможные достижения ребенка:

  • знает основные цвета и их оттенки;
  • понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам);
  • эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
  • воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
  • сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;

    подвижен, владеет основными движениями, их техникой;

    может контролировать свои движения и управлять ими;

    достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;

    обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость идр.);

    развита способность к пространственной организации движений;

    слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма.


Календарно-тематическое планирование

Средняя группа

п/п

Лексические темы

Темы ФЭМП

1

«Деревья»

Цвет предметов: желтый, красный

2

«Овощи»

Форма предметов. Круг

3

«Фрукты»

Один — много

4

«Ягоды, грибы»

 Цвет предметов: красный, зеленый

5

«Продукты»

Цифра и число 1

6

«Посуда»

Лево — право

7

«Поздняя осень»

Одинаковые по размеру, разные

8

«Неделя игры и игрушки»

Число и цифра 1  

9

«Домашние птицы»

Цвет предметов (обобщающее занятие)

10

«Домашние животные»

Число и цифра 2

11

«Дикие животные»

Большой — маленький, одинаковые по размеру

12

«Зима»

Число и цифра 2         

13

«Зимующие птицы»

Сравнение количества, размера предметов        

14

«Транспорт»

Форма предметов. Треугольник

15

«Зимние забавы» *

Число и цифра 3

16

«Части тела»

Выше, ниже, высокий, низкий

17

«Одежда»

Число и цифра 3

18

«Обувь»

Повторение

19

«Семья»

Широкий — узкий

20

«День Армии»

Форма предметов. Квадрат

21

«8 марта»

Число и цифра 4

22

«Весна»

Спереди, сзади

23

«Перелетные птицы»

Длинный - короткий, длиннее — короче

24

«В гости к сказке»

Повторение

25

«Профессии»

Число и цифра 4

26

«День космонавтики»

Форма предметов. Прямоугольник

27

 «Мебель»

Число и цифра 5

28

«Дом»

Сколько, столько же, равно

29

«ПДД»

Число и цифра 5

30

«9 мая»

Форма предметов. Овал.

31

«Цветы»

Геометрические фигуры.


Перспективный тематический план занятий

по окружающему миру и развитию речи

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Деревья

1

I. Организационный этап. Упражнение «Повтори не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Игра «Собери дерево».
  2. Игра «С какого дерева лист?».
  3. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Листья».
  4. Составление рассказа-описания дерева.
  5. Игра «Узнай листочек».
  6. Игра «Большой — маленький».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

2

Овощи

1

I. Организационный этап. Дети отгадывают овощи по описанию.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Сложи овощ».
  3. Игра «Чего не стало?».
  4. Физкультминутка «Собираем урожай».
  5. Игра «Отгадай по описанию».
  6. Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

3

Фрукты

1

I. Организационный этап. Игра «Отгадай загадку».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Сложи фрукт».
  3. Игра «Какой сок?».
  4. Физкультминутка «Компот».
  5. Работа с раздаточным материалом.
  6. Составление рассказа-сравнения по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

4

Фрукты, овощи

1

I. Организационный этап. Упражнение «Повтори».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Игра «Чудесный мешочек».
  2. Игра «Назови, не ошибись».
  3. Игра «Четвертый лишний».
  4. Физкультминутка «Компот и борщ».
  5. Игра «Составь картинки и назови их».
  6. Игра «Угадай, что у меня».
  7. Составление сравнительного рассказа по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

.5

Продукты

1

I. Организационный этап. Упражнение «Повтори не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Из чего приготовили?».
  3. Игра «Чего не стало?».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Сложи картинку».
  6. Игра «Отгадай по описанию».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

6

Посуда

1

I. Организационный этап. Игра «Чего не хватает?».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Отгадай по описанию».
  3. Игра «Чудесный мешочек».
  4. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
  5. Игра «Сложи картинку».
  6. Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

7

Поздняя осень

1

I. Организационный этап. Работа над многозначностью слов «лист», «листочек».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с демонстрационными картинами.
  3. Физкультминутка «Дождик».
  4. Повторение признаков осени по опорным картинкам.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

8

Неделя игры и игрушки

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Игра «Узнай по описанию».
  2. Игра «Какой, какая?».
  3. Физкультминутка «Мячик».
  4. Игра «Сложи игрушку».
  5. Игра «Чего не стало?».
  6. Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

9

Домашние птицы

1

I. Организационный этап. Игра «Угадай по звукоподражанию».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Назови ласково».
  3. Игра «Как и чем питаются?».
  4. Физкультминутка «Кто как передвигается?».
  5. Игра «Кто у кого?».
  6. Игра «Один — много».
  7. Составление рассказа-описания.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

10

Домашние животные

1

I. Организационный этап. Игра «Угадай по звукоподражанию».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Игра «Назови ласково».
  2. Игра «Один — много» .
  3. Игра «Кто что любит?».
  4. Физкультминутка «Кто как передвигается?».
  5. Игра «Кто у кого?».
  6. Составление рассказа-описания.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

11

Дикие животные

1

I. Организационный этап. Игра «Угадай по описанию».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Кто где живет?»
  3. Физкультминутка «Кто как передвигается?».
  4. Игра «Кто что любит ?».
  5. Игра «Кто у кого?».        
  6. Составление рассказа-описания.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей..

12

Зима

1

I. Организационный этап. Задание детям: «Запомните и повторите предложения».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа о зиме.
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Физкультминутка «Снежинки».
  4. Повторение признаков зимы по опорным картинкам.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

13

Зимую-щие птицы

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме
  2. Составление предложений: «Я вижу..», «Я люблю...», «У меня...».
  3. Физкультминутка «Воробьи и сороки».
  4. Игра «Что изменилось?».
  5. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

14

Транспорт

1

I. Организационный этап. Педагог предлагает детям ответить, на чем можно добраться до детского сада; просит ребят слушать друг друга внимательно: ответы не должны повторяться.

II. Коррекционно-развивающий этап.

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с наглядным материалом.
  3. Игра «Что для чего?».
  4. Физкультминутка «Летаем, плаваем, ездим».
  5. Игра «Что пропало?».
  6. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

15

Зимние забавы

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Сложи картинку.
  3. Физкультминутка «Снежинки».
  4. Игра «Что изменилось?».
  5. Игра «Добавь словечко».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

16

Части тела

1

I. Организационный этап. Игра «Скажи наоборот».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Назови ласково».
  3. Игра «Один — много».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Что для чего?».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

17

Одежда

1

I. Организационный этап. Игра «Назови предмет».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Сложи картинку.
  3. Игра «Какой, какая, какие?».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Чего не хватает?».
  6. Составление рассказа-описания.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

18

Обувь

1

I. Организационный этап. Игра «Назови предмет».

II. Коррекционно-развивающий этап: 

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Какой, какая, какие?».
  3. Физкультминутка. «Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас…».
  4. Работа с раздаточным материалом.
  5. Игра «Отгадай по описанию».
  6. Игра «Четвертый лишний».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

19

Семья

1

I. Организационный этап. Дети называют родственников, с которыми живут дома.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Назови ласково».
  3. Игра «Кто старше?».
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Игра «Один - много»
  6. Составление предложений по картинкам.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

20

День Армии

1

I. Организационный этап.  Педагог начинает занятие с чтения стихотворения С. Маршака «Февраль».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по стихотворению.
  2. Сложи картинку.
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Что где?».
  5. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

21

8 марта

1

I. Организационный этап.  Педагог начинает занятие с чтения стихотворения «Мамин день» Г. Виеру.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по стихотворению.
  2. Сложи картинку.
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Назови ласково».
  5. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

22

Весна

1

I. Организационный этап. Чтение стихотворения о весне.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Один -  много».
  3. Игра «Назови ласково».
  4. Физкультминутка.
  5. Составление рассказа по стихотворению с опорой на картинки.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

23

Перелет-ные птицы

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Найдите гнездо птицы».
  3. Физкультминутка.
  4. Работа с демонстрационным материалом.
  5. Игра «Назови птенца».
  6. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

24

В гости у сказке

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Угадай сказку»
  3. Сложи картинку.
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Что было сначала, а что потом?»
  6. Пересказ сказки «Репка».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

25

Профес-сии

1

I. Организационный этап. Игра «Кто это?».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Доскажи словечко».
  3. Физкультминутка «Что делаем, не скажем, а что видели — покажем».
  4. Игра «Кто что делает?».
  5. Игра «Кому что нужно для работы».
  6. Составление описательного рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

26

День космонав-тики

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Один - много».
  3. Сложи картинку.
  4. Физкульминутка.
  5. Игра «Найди пару».
  6. Игра «Что изменилось?».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

27

Мебель

1

I. Организационный этап. Педагог предлагает детям отгадать загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Что это, для чего это?».
  3. Игра «Подбери признак».
  4. Физкульминутка «Маша маме помогала…».

5.     Игра «Чего не стало?».

 6.     Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

28

Дом

1

I. Организационный этап.  Игра «Четвертый лишний».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа «Какие бывают дома?».
  2. Беседа на тему «Дом».
  3. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
  4. Игра «Большой — маленький».
  5. Работа с раздаточным материалом.
  6. Составление рассказа «Дом, в котором я живу».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

29

ПДД

1

I. Организационный этап.  Игра «Красный — желтый — зеленый».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Я — светофор».
  3. Физкультминутка «Светофор не работает, светофор работает».
  4. Игра «Раскрась светофор».
  5. Составление рассказа по плану-схеме.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

30

9 мая

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Педагог читает стихотворение, одновременно демонстрируя картинки с изображением орденов и медалей.
  3. Беседа по сюжетной картинке.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение беседы.
  6. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

31

Цветы

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Угадай цветок».
  3. Физкультминутка. «Наши алые цветы распускают лепестки…»
  4. Игра «1 — 3 — 5».
  5. Работа с раздаточным материалом.
  6. Составление рассказа по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

        


Перспективный тематический план занятий по ФЭМП

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Знакомство с тетрадью в клетку

I. Организационный этап. Показ и рассматривание тетради в клетку.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа о внешнем виде тетради с одновременным рассматриванием тетради в клетку.
  2. Беседа о внутренних листах тетради с одновременным рассматриванием их.
  3. Физкультминутка. Ориентировка на собственном теле.
  4. Работа по ориентации в тетради.
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

2

Цвет предметов: желтый, красный

1

I. Организационный этап.  Задание: ребенок должен выбрать из разложенных на столе педагога листьев по одному листу желтого и красного цвета и сесть на место, взяв оба листа с собой.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Группировка по цвету.
  3. Игра «Угадай цвет».
  4. Физкультминутка. Игра «Назови цвет предмета».
  5. Практическая работа.
  6. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

3

Форма предметов. Круг

1

I. Организационный этап.  Игра «Найди и покажи круг».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Физкультминутка. Игра «Веселый обруч».
  3. Игра «Найдите и назовите круглые предметы».
  4. Практическая работа.
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

4

Один — много

1

I. Организационный этап.  Задание: «Кого (чего) в группе: один (одно, одна)?»

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Физкультминутка. Игра «Один — много кругов».
  3. Практическая работа.
  4. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

5

Цвет предметов: красный, зеленый

1

I. Организационный этап. Задание: «Найди в групповой комнате и назови предмет желтого или красного цвета».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме
  2. Группировка по цвету
  3. Физкультминутка. Игра «Красный — зеленый».
  4. Игра «Угадай цвет».
  5. Практическая работа.
  6. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

6

Цифра и число 1

1

I. Организационный этап.  Задание: назови картинку.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Работа над содержанием загадки.
  2. Повторение материала по теме «Один — много».
  3. Выложить цифру 1 из палочек.
  4. Физкультминутка. Игра «Мячик».
  5. Игра «Чудесный мешочек».
  6. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

7

Лево — право

1

I. Организационный этап.  Задание: «Назови предмет посуды красного, желтого, зеленого цвета».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по ориентировке в пространстве
  2. Проверка усвоения схемы тела.
  3. Физкультминутка. Уточнение пространственных взаимоотношений.
  4. Работа с раздаточным материалом.
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

8

Одинаковые по размеру, разные

1

I. Организационный этап. Игра «Назови цвет и форму геометрической фигуры».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Игра «Чем похожи и чем отличаются круги?».
  2. Игра «Четвертый лишний».
  3. Физкультминутка. Упражнение для пальчиков: «Стульчик».
  4. Практическая работа с раздаточным материалом.
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

9

Число и цифра 1

1

I. Организационный этап. Загадка.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с текстом стихотворения.
  3. Физкультминутка. Игра «Кто как передвигается?».
  4. Работа с раздаточным материалом.
  5. Работа в тетради. Задание: обведи цифру 1.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

10

Цвет предметов (обобщающее занятие)

1

I. Организационный этап. Задание: «Назови предмет желтого, красного или зеленого цвета в групповой комнате (или в одежде детей)».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Практическая работа.
  2. Группировка по цвету.
  3. Физкультминутка. Игра «Кто как передвигается?».
  4. Игра «Четвертый лишний».
  5. Работа в тетради. Продолжи ряд.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

11

Число и цифра 2

1

I. Организационный этап. Игра «Выбери картинку».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Образование числа два.
  2. Работа с текстом стихотворения.
  3. Работа по схеме тела.
  4. Физкультминутка. Игра «Кто как передвигается?»
  5. Практическая работа.
  6. Работа в тетради. Задание: обведи цифру 2 и закончи рисунок.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

12

Большой — маленький, одинаковые по размеру

1

I. Организационный этап.  Игра «Большой — маленький».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа по закреплению слов «большой», «маленький».
  3. Игра «Четвертый лишний».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Назови предметы».
  6.    Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

13

Число и цифра 2

1

I. Организационный этап. Загадка.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с текстами загадок.
  3. Физкультминутка.
  4. Работа с раздаточным материалом.
  5. Работа в тетради. Написание цифры 2.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

14

Сравнение количества, размера предметов

1

I. Организационный этап. Игра «Сосчитай и назови».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Практическая работа.
  3. Физкультминутка.
  4. Работа с раздаточным материалом.
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей

15

Форма предметов. Треугольник

I. Организационный этап.  Игра «Найди такую фигуру».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Знакомство с геометрической фигурой — треугольником.
  2. Ориентировка относительно собственного тела.
  3. Физкультминутка
  4. Выложить треугольник из палочек.
  5. Группировка треугольников по цвету и размеру.
  6. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

16

Число и цифра 3

I. Организационный этап.  Игра «Чудесный мешочек».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Образование числа 3.
  2. Игра «Подбери к количеству предметов цифру».
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Подбери цифру к количеству предметов».
  5. Игра «Чудесный мешочек» (с пуговицами).

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

17

Выше, ниже, высокий, низкий

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Игра «Кто выше — кто ниже?».
  2. Игра «Магазин «Обувь — головные уборы».
  3. Игра «Найди одинаковые по высоте».
  4. Физкультминутка. Игра «Высоко! Низко!».
  5. Игра «Подбери пару по высоте».
  6. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

18

Сравнение количеств: способ приложения

1

I. Организационный этап.   Игра «Игра «Сосчитай и назови»

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Больше - меньше».
  3. Физкультминутка.
  4. Закрепление понятия «Одинаковое количество».
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

19

Число и цифра 3

1

I. Организационный этап.  Игра «Чудесный мешочек».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Работа с текстом загадки.
  2. Игра «Подбери к количеству предметов цифру».
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Подбери цифру к количеству предметов».
  5. Игра «Чудесный мешочек» (с пуговицами).
  6. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

20

Широкий — узкий

1

I. Организационный этап. Задание: «Покажите красную (зеленую) полоски».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Широкий — узкий»
  3. Физкультминутка. Игра «Самолеты! Танки!»
  4. Задание: выбрать широкие (узкие) предметы.
  5. Работа в тетради

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

21

Форма предметов. Квадрат

1

I. Организационный этап. Игра «Покажи такую же фигуру».

 II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Группировка квадратов по размеру и цвету.
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Четвертый лишний»
  5. Работа в тетради. Продолжи ряд.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

22

Число и цифра 4

1

I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Образование числа 4.
  2. Игра «Подбери к количеству предметов цифру».
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Чудесные мешочки» (с пуговицами).
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

23

Спереди, сзади

1

I. Организационный этап. Игра «Назови имя».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с текстом сказки «Репка».
  3. Игра «Спереди, сзади, слева, справа».
  4. Физкультминутка.
  5. Практическая работа. Слуховой диктант.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

24

Длинный - короткий, длиннее — короче

1

I. Организационный этап.  Задание: «Покажите красную (зеленую) полоски».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Длинный — короткий».
  3. Физкультминутка. Игра «День — ночь».
  4. Практическая работа. Задание: выбрать длинные (короткие) предметы и положить их справа (слева) от себя.
  5. Работа в тетради. «Лабиринт».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

25

Число и цифра 4

1

I. Организационный этап.  Игра «Возьми картинку, на которой изображено столько предметов, сколько я назвала».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Работа с текстом загадок.
  2. Выложить числовой ряд.
  3. Счет прямой до 4х и обратный.
  4. Игра «Подбери цифру к количеству предметов».
  5. Выложить цифру 4 из палочек.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

26

Форма предметов. Прямоугольник.

I. Организационный этап. Игра «Найди такую же фигуру и назови ее».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1.    Беседа по теме.
  2.    Игра «Четвертый лишний».
  3. Физкультминутка.
  4.     Найдите в группе и назовите предметы прямоугольной формы.
  5. Выложите прямоугольник из палочек.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

27

Число и цифра 5

1

I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек» (с цифрами).

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Образование числа 5.
  2. Игра «Подбери к количеству предметов цифру».
  3. Физкультминутка. Игра «Найди свой дом».
  4. Игра «Чудесные мешочки» (с пуговицами).
  5. Работа в тетради.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

28

Сколько, столько же, равно

1

I. Организационный этап.  Игра «Возьми картинку, на которой изображено столько предметов, сколько я назвала».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2.    Сравнение двух групп предметов.
  3. Физкультминутка. «Слуховой диктант».

 4.     Игра: «В какой руке сколько?».

 5.     Игра «Подбери к количеству цифру».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

29

Число и цифра 5

1

Организационный этап.  Игра «1-2-3-4-5».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Выложить числовой ряд.
  2. Счет прямой от 1 до 5 и обратный.
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Подбери цифру к количеству предметов».
  5. Игра «Чудесный мешочек».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

30

Форма предметов.

Овал.

1

I. Организационный этап. Игра «Найди такую же фигуру и назови ее».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1.    Беседа по теме.
  2.    Игра «Четвертый лишний»
  3. Физкультминутка.
  4.    Найдите в группе и назовите предметы овальной формы.
  5. Игра «Продолжи ряд»

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

31

Геометричес-кие фигуры.

1

I. Организационный этап. Игра «Чудесный мешочек».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Группировка геометрических фигур по цвету.
  2. Группировка геометрических фигур по форме.
  3. Группировка геометрических фигур по размеру.
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Продолжи ряд»
  6. Игра «Четвертый лишний»

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.


Перспективный тематический план занятий

по окружающему миру и развитию речи

Старшая группа

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Деревья

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Отгадай загадку».
  3. Игра «Собери дерево».
  4. Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод».
  5. Игра с мячом «Назови ласково».
  6. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Листья».
  7. Работа с раздаточным материалом.
  8. Игра «С какого дерева лист и плод?».
  9. Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

2

Овощи

1

I. Организационный этап. Загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Скажи ласково».
  3. Игра «Назови сок».
  4. Игра «Вершки и корешки».
  5. Физкультминутка. Игра «Собираем урожаи».
  6. Игра «Что изменилось?».
  7. Игра «Сложи картинку».
  8. Игра «Отгадай по описанию».
  9. Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

3

Фрукты

1

I. Организационный этап. загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Какой сок?».
  3. Игра «Назови ласково».
  4. Игра «Сложи картинку».
  5. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Компот».
  6. Игра «1-3-5».
  7. Игра «Третий лишний».
  8. Составление загадки-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

4

Ягоды

1

I. Организационный этап. Загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Какой, какое?».
  3. Игра «Назови ласково».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Много чего?».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Игра «Сложи картинку и назови, что получилось».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

5

Продукты

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Много чего?».
  3. Игра «Назови ласково».
  4. Игра «Четвертый лишний».
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Сложи картинки и назови, что получилось».
  7. Игра «Угадай, что у меня».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

6

Посуда

1

I. Организационный этап. Игра «Что это?».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра с мячом «Один — много».
  3. Игра «Что для чего?».
  4. Игра «Что забыл нарисовать художник?».
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Какой предмет посуды я задумала?».
  7. Игра «Четвертый лишний».
  8. Игра с мячом «Скажи ласково».
  9. Игра «Сравни предметы».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

7

Поздняя осень

1

I. Организационный этап. Игра "Какое время года?».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Работа с демонстрационным материалом. (Признаки осени)
  2. Физкультминутка «Капля раз. Капля …»
  3. Работа с демонстрационным материалом. (времена года)
  4. Игра «Когда это бывает?»
  5. Составление рассказа о признаках осени по опорным картинкам.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей

8

Неделя игры и игрушки

1

I. Организационный этап. Загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Кто внимательный?».
  3. Игра «Узнай по описанию».
  4. Игра «Какой, какая, какие?».
  5. Физкультминутка. Игра «Мячик».
  6. Игра с мячом «Назови ласково».
  7. Игра «Опиши игрушку».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

9

Домашние птицы

1

I. Организационный этап. Игра «Кто как голос подает?».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Птенец — мама — папа».
  3. Игра «Третий лишний».
  4. Игра «Как и чем питаются?».
  5. Физкультминутка. Игра «Кто как передвигается?».
  6. Игра «Что забыл нарисовать художник?».
  7. Игра «Сложи картинки».
  8. Игра «Чем похожи?».
  9. Игра «В чем различие?».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

10

Домашние животные

1

 I. Организационный этап. Игра «Узнай по описанию».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Кто как голос подает?».
  3. Игра с мячом «Кто у кого?».
  4. Физкультминутка. Игра «Кто как передвигается?» .
  5. Игра «Четвертый лишний».
  6. Игра «Сложи картинку».
  7. Составление рассказа-описания.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

11

Дикие животные

1

I. Организационный этап.  Загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Кто где живет?».
  3. Игра «Кто у кого?».
  4. Игра «Кто что любит?».
  5. Физкультминутка. Игра «Кто как передвигается?» .
  6. Игра «Узнай зверя по описанию».
  7. Игра «Четвертый лишний».
  8. Игра «Найди сходство и различия».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

12

Зима

1

 I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с демонстрационным материалом
  3. Словарная работа. Образование однокоренных слов от слова «снег».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Узнай месяц зимы по описанию».
  6. Игра «Разложи картинки по порядку и составь рассказ».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

13

Зимующие птицы

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Третий лишний».
  3. Игра «Как и чем питаются?».
  4. Игра «Что изменилось?».
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Что забыл нарисовать художник?».
  7. Игра «Сложи картинки».
  8. Игра «1-3-5».
  9. Составление рассказа-описания.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

14

Транспорт

1

I. Организационный этап. Игра «Что это?".

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Назови профессию»
  3. Игра «1 — 3 — 5»
  4. Игра «Какой, какая?»
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Сложи картинки»
  7. Игра «Что без чего?»
  8. Игра «Какой? Что делает?»
  9. Игра «Четвертый лишний»

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

15

Зимние забавы

1

 I. Организационный этап. Загадки.

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с раздаточным материалом.
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Четвертый лишний».
  5. Игра «Составь снеговика и расскажи о нем».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

16

Части тела

1

I. Организационный этап. Игра «Скажи наоборот».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Назови ласково».
  3. Игра «Один — много».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Что для чего?».
  6. Игра «Что было сначала, а что потом?».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

17

Одежда

1

I. Организационный этап. Игра «Назови, в чем ты сегодня одет(а)».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Узнай по описанию»
  3. Игра с мячом «Назови ласково»
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
  6. Игра «Разложи правильно»
  7. Составление рассказа-описания «Одень куклу на зимнюю прогулку».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

18

Обувь

1

 I. Организационный этап. Игра «Назови, в чем ты сегодня одет(а) и обут(а)».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Магазин».
  3. Игра с мячом «Один — много».
  4. Игра «В магазине продают много...».
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Игра «Узнай по описанию».
  8. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

19

Семья

1

I. Организационный этап. Игра «Назови членов своей семьи».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Составление рассказа.
  4. Игра «Кто что может делать».
  5. Игра «Чьи это предметы?».
  6. Игра «Поставь по порядку».
  7. Пересказ рассказа.
  8. Физкультминутка.
  9. III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

20

День Армии

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Один — много».
  3. Физкультминутка. Игра «Мы летчики».
  4. Игра «Кому что нужно».
  5. Игра «1 — 3 — 5».
  6. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

21

8 марта

1

 I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Игра с мячом «Какая?».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «1 — 3 — 5».
  6. Составление рассказа по опорным картинкам.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

22

Весна

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Загадки.
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Что было сначала, а что потом?».
  6. Игра «Разложи картинки по порядку и составь рассказ».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

23

Перелет-ные птицы

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Четвертый лишний».
  3. Игра «Один — много».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «1 — 3 — 5».
  6. Игра «Назови птенца (птенцов)».
  7. Игра «Разложи картинки по порядку и составь рассказ».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

24

В гости к сказке

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Угадай сказку».
  3. Сложи картинку.
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Четвертый лишний».
  6. Игра «Что было сначала, а что потом?».
  7. Пересказ сказки «3 медведя».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

25

Профессии

1

I. Организационный этап. Игра «Кто это?»

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Доскажи словечко».
  3. Игра «Четвертый лишний».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Кто что делает?».
  6. Игра «Кто где работает?».
  7. Игра с мячом «Кем ты хочешь быть?»
  8. Составление описательного рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

26

День космо-навтики

1

I. Организационный этап.  Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Один - много»
  3. Сложи картинку.
  4. Физкульминутка.
  5. Загадки.
  6. Игра «Найди пару»
  7. Игра «1 — 3 — 5».
  8. Игра «Что изменилось?»

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

27

Мебель

1

 I. Организационный этап. Игра «Что это?».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Что для чего?».
  3. Игра «Какие бывают?».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Назови ласково».
  6. Игра «Подбери признак».
  7. Игра «Обставим комнату».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

28

Дом

1

I. Организационный этап. Игра «Назови свой домашний адрес».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «1 — 3 — 5».
  3. Игра «Кто где живет?».
  4. Физкультминутка. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
  5. Игра «Один — много».
  6. Игра «Вверху — внизу».
  7. Игра «Иду домой».

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

29

ПДД

1

I. Организационный этап.  Игра «Красный — желтый — зеленый»

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «1 – 3 - 5».
  3. Игра «Один — много».
  4. Физкультминутка.
  5. Загадки.
  6. Лабиринт.
  7. Составление рассказа по плану-схеме.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей

30

9 мая

1

 I. Организационный этап. Игра «Повтори — не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Игра «Один — много».
  4. Физкультминутка.
  5. Игра «Скажи наоборот».
  6. Игра «1 — 3 — 5».
  7. Составление рассказа.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.

31

Цветы

1

I. Организационный этап. Игра «Повтори, не ошибись».

II. Коррекционно-развивающий этап:

  1. Беседа по теме.
  2. Игра «Отгадай загадку».
  3. Игра «Собери цветок».
  4. Игра с мячом «Назови ласково».
  5. Физкультминутка.
  6. Работа с раздаточным материалом.
  7. Игра «Четвертый лишний».
  8. Составление рассказа-описания по плану.

III. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.


4. Список литературы

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  /Москва «Просвещение» 2005
  1. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». – М.: Школьная Пресса, 2005.
  2. Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром.» Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
  3.  Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром.» Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
  4. Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
  5. Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Развитие Элементарных математических представлений». Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
  6. Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Развитие Элементарных математических представлений». Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика – синтез», 2011 г
  7. Морозова К.А., Пушкарёва М.А. «Развитие Элементарных математических представлений». Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.
  8. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4лет, 4-5 лет, 5-6 лет. -  СПб.:  Паритет, 2008.
  9. Ремезова Л.А. Учимся конструировать. – М.: Школьная Пресса, 2004
  10. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. – М.: ТАНДЕМ,2000.
  11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  12. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  13. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  14. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗПР. – СПб. 2004.
  15. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. – СПб.2011.
  16. Капустина Г.М. Готовимся к школе: Подготовка к обучению матема-тике. Рабочая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  17. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. – М.: ГНОМ, 2002.
  18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  19. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  20. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М.: АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочие программы учителя-дефектолога

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС

Эта программа будет полезна учителя-дефектологам при работе с детьми дошкольного возраста с РАС...