Азбука Смоленского края
рабочая программа

Якутина Татьяна Романовна

Азбука Смоленского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ask_4.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина

РАССМОТРЕНО

председатель методического совета

_________________

Протокол № 01 от «30» 08. 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________________Г.Н. Иванова

Приказ № 131 от «30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Азбука Смоленского края»

направление «Общекультурное»

для обучающихся 4 класса Б

Якутиной Татьяной Романовной

учителя начальных классов

г. Ельня‌ 2023

#1055;ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от г.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ

№ 373 от 6 октября 2009 г.

  1. Основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Учебного плана на 2023-2024 учебный год.
  3. Положения о внеурочной деятельности.
  4. Рабочей программы воспитания.
  5. Авторской программы регионального курса для начальной школы "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова, Смоленск, 2005)

В программу внесены изменения. Количество часов уменьшено.

Срок реализации рабочей программы – 3 четверть.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. #1052;ир истории, Смоленск

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск

Цели и задачи курса:

#1060;ормирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

#1056;азвитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

#1042;оспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

#1047;аложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.

#1056;азвить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

#1056;асширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

#1042;оспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

#1057;формировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

#1042;оспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

#1042;оспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

#1057;ОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Название раздела и тем

Количество часов для изучения

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

и виды деятельности

Раздел 1.

Мир природы

4 ч.

Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области. Водоемы. Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей). Приспособленность животных к условиям жизни. Редкие животные нашего края, меры по их охране.

Основные виды деятельности — игровая и познавательная.

Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Раздел 2.

Мир культуры

4 ч.

Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Раздел 3.

Мир истории

3 ч

Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине. Наши земляки. Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии- Михаил Пржевальский и другие.Рождение Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

11ч

#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: всего 11часов; в неделю 1 час

№п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1.

Мир природы

4

2.

Мир культуры

4

3.

Мир истории

3

Итого

11

#1050;АЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕДЛЯ 4 КЛАССА

Количество часов: всего 11часов в год; в неделю 1 час

занятия

Тема занятия

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация

Полезные ископаемые Смоленской области

Водоёмы Смоленской области

Растительность Смоленской области

Животные Смоленской области

Жилище и предметы быта

Как одевались в старину

Что ели наши предки

Храмы и монастыри

Знаменитые люди Смоленщины

Достопримечательности Смоленской области

Экскурсия в краеведческий музей г. Ельня

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • умения ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактахпрошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • навыки ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, таки окружающих людей;
  • способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторовморального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин

Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние ивнутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как пониманияи сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляциисвоей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образужизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Смоленской области, города;
  • описывать достопримечательности Смоленщины;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу онашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательнойинформации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней ишкольной библиотек;
  • находить на карте свой регион и его главный город;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

КоммуникативныеУУД

Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение.

Предметные результаты основных содержательных линий программы

Блок I. Мир природы

Обучающийся научится

  • Определять географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • Узнавать важнейшие полезные ископаемых родного края, их использование;
  • Узнавать некоторые растения, грибы, животных Смоленского края;
  • Использовать меры по охране природы в Смоленской области; правила поведения в природе;

Обучающийся получит возможность научиться

  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географическиеобъекты;
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологическойграмотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
  • здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Блок II. Мир истории

Обучающийсянаучится

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города историческиеобъекты области;
  • называть предков смолян, их занятия; древние города Смоленщины, некоторые башниСмоленской крепости;
  • называть памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины
  • называть награды Смоленска и области, имена некоторых земляков, прославивших роднойкрай
  • характеризовать героические страницы смоленской земли - Великая Отечественная война 1941-1945 гг;

Обучающийся получит возможность научиться

  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические событияСмоленского края и их значение и развитие государства Российского;
  • самостоятельно подготовить рассказ на основе материала учебника и другогосправочного материала;

Блок III. Мир культуры

Обучающийся научится

  • рассказывать об этнографических особенностях жизни наших предков: жилища, одежды, пищи, игр, праздников, верованиий;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

Обучающийся получит возможность научиться

  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические событияСмоленского края и их значение и развитие государства Российского;
  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и историческихпамятников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Азбука Смоленского края

3 класс. Рабочая программа...

Азбука Смоленского края

4 класс. Рабочая программа...

Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"

Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....

Азбука Смоленского края (детские презентации)

Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению  Смоленского края в начальных классах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"

В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....