Азбука Смоленского края
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина
РАССМОТРЕНО председатель методического совета _________________ Протокол № 01 от «30» 08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________________Г.Н. Иванова Приказ № 131 от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука Смоленского края»
направление «Общекультурное»
для обучающихся 4 класса Б
Якутиной Татьяной Романовной
учителя начальных классов
#1055;ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
№ 373 от 6 октября 2009 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебного плана на 2023-2024 учебный год.
- Положения о внеурочной деятельности.
- Рабочей программы воспитания.
- Авторской программы регионального курса для начальной школы "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова, Смоленск, 2005)
В программу внесены изменения. Количество часов уменьшено.
Срок реализации рабочей программы – 3 четверть.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. #1052;ир истории, Смоленск
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск
Цели и задачи курса:
#1060;ормирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
#1056;азвитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
#1042;оспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
#1047;аложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
#1056;азвить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
#1056;асширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
#1042;оспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
#1057;формировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
#1042;оспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
#1042;оспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
#1057;ОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Название раздела и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
Раздел 1. Мир природы | 4 ч. | Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области. Водоемы. Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей). Приспособленность животных к условиям жизни. Редкие животные нашего края, меры по их охране. | Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. |
Раздел 2. Мир культуры | 4 ч. | Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. | |
Раздел 3. Мир истории | 3 ч | Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине. Наши земляки. Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии- Михаил Пржевальский и другие.Рождение Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. | |
11ч |
#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 11часов; в неделю 1 час
№п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Мир природы | 4 | |
2. | Мир культуры | 4 | |
3. | Мир истории | 3 | |
Итого | 11 |
#1050;АЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕДЛЯ 4 КЛАССА
Количество часов: всего 11часов в год; в неделю 1 час
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
Полезные ископаемые Смоленской области | ||||
Водоёмы Смоленской области | ||||
Растительность Смоленской области | ||||
Животные Смоленской области | ||||
Жилище и предметы быта | ||||
Как одевались в старину | ||||
Что ели наши предки | ||||
Храмы и монастыри | ||||
Знаменитые люди Смоленщины | ||||
Достопримечательности Смоленской области | ||||
Экскурсия в краеведческий музей г. Ельня |
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- умения ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактахпрошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- навыки ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, таки окружающих людей;
- способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторовморального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин
Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние ивнутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как пониманияи сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляциисвоей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образужизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Смоленской области, города;
- описывать достопримечательности Смоленщины;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу онашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательнойинформации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней ишкольной библиотек;
- находить на карте свой регион и его главный город;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
КоммуникативныеУУД
Обучающийся научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность научиться:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение.
Предметные результаты основных содержательных линий программы
Блок I. Мир природы
Обучающийся научится
- Определять географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
- Узнавать важнейшие полезные ископаемых родного края, их использование;
- Узнавать некоторые растения, грибы, животных Смоленского края;
- Использовать меры по охране природы в Смоленской области; правила поведения в природе;
Обучающийся получит возможность научиться
- определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географическиеобъекты;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологическойграмотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
- здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Блок II. Мир истории
Обучающийсянаучится
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города историческиеобъекты области;
- называть предков смолян, их занятия; древние города Смоленщины, некоторые башниСмоленской крепости;
- называть памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины
- называть награды Смоленска и области, имена некоторых земляков, прославивших роднойкрай
- характеризовать героические страницы смоленской земли - Великая Отечественная война 1941-1945 гг;
Обучающийся получит возможность научиться
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические событияСмоленского края и их значение и развитие государства Российского;
- самостоятельно подготовить рассказ на основе материала учебника и другогосправочного материала;
Блок III. Мир культуры
Обучающийся научится
- рассказывать об этнографических особенностях жизни наших предков: жилища, одежды, пищи, игр, праздников, верованиий;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
Обучающийся получит возможность научиться
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические событияСмоленского края и их значение и развитие государства Российского;
- знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и историческихпамятников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"
Цели урока: 1. ознакомить с жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...
Азбука Смоленского края
3 класс. Рабочая программа...
Азбука Смоленского края
4 класс. Рабочая программа...
Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"
Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....
Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс
Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....
Азбука Смоленского края (детские презентации)
Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению Смоленского края в начальных классах....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"
В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....