Исследовательская работа "Чай"
проект (4 класс)
Предварительный просмотр:
Чай – один из самых древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов. Казалось бы, о чае сейчас известно все. Мы выбрали эту тему, чтобы узнать больше о истории появления чая в России, о традициях заваривания чая русского народа.
Предположим, что чаепитие – традиция, сложившиеся исторически в Русском государстве.
Чай - самый распространенный на Земле напиток. Первые данные о чае найдены в древней китайской энциклопедии. В Россию чай попал более трёх веков назад (в 1638 г.) из Монголии. Чаепитие — универсальный способ скоротать время в одиночестве или в компании, дома, в гостях или в общественном месте.
Русское чаепитие — это не только самовар с чаем, пряники и конфеты, но и особое поведение участников чайной церемонии: размеренное, неспешное, задумчивое.
Пить чай – это традиция, которая передаётся из поколения в поколение.
В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. 17 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. В 1638 году русский посол Василий Старков привёз в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.
Широкое распространение чая уже в начале 19 века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития, который был для каждого сословия своим.
Есть традиции чаепития. На чайном столе должна быть скатерть: нарядная праздничная – для особых случаев, и более простая – для каждодневного чаепития.
Затем на стол ставится начищенный до блеска самовар. Самовар всегда ставится в центр стола, что подчеркивает его особую важность.
Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала.
На стол выставляются лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом разрешалось тихо общаться, читать, разгадывать шарады. Дети тоже участвовали в чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших.
В купеческих семьях пили чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая.
Итак, чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения
О чае в жизни русского человека говорят такие пословицы: где есть чай – там под елью рай, чай пьешь – до ста лет проживешь, выпей чайку – забудешь тоску, за чаем – не скучаем.
Хоть чай и был исторически дворянским напитком, но в России прижилась так называемая традиция «пить чай по-купечески», что означает длительное, затяжное чаепитие, которое сопровождается поеданием всевозможных варений, печений, и прочих сладостей.
Богатый стол - это символ знаменитого русского гостеприимства. Даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».
А заваривают чай несколькими способами. Самый распространенный из них – ополоснуть чайник кипятком, насыпать заварку (традиционно используется чёрный чай) и залить горячей водой. Затем накрыть чайник грелкой и дать настояться.
Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» - из стаканов в подстаканниках. Традиция пить чай из стаканов уходит корнями в 17-18 века. Подстаканник нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы. Дорогие подстаканники обычно изготавливались из серебра, обычные - из сплава меди и никеля. Сейчас чай из подстаканников можно отведать во время путешествия в поездах.
Особым образом в чай добавляют сахар. На стол ставится сахарница с ложечкой. И гость насыпает себе в чашку сахар этой ложечкой, но не опускает ее в чашку. Для размешивания сахара у каждого гостя есть своя индивидуальная ложка, которая находится рядом с чайной парой.
Традиция завершения чаепития в классическом русском варианте представляла собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце.
Я решил убедиться, что у чая в России есть свои традиции. Для этого я сначала провёл анкетирование среди одноклассников, знают ли они о традициях чаепития в России.
Всего в анкетировании приняли участие 20 человек.
Результаты анкетирования занесены в таблицу.
Вывод: учащиеся 4Б недостаточно осведомлены об особенностях русского чаепития. При этом следует отметить, что большинство учащихся являются любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.
Результаты анкетирования еще раз подтвердили актуальность выбранной темы, а также необходимость изучения истории и традиций русского чаепития, разработки памятки «Как приготовить вкусный и ароматный чай». (Приложение 2)
2. Экскурсия в школьный музей
За дополнительной информацией я обратился в школьный музей, где учитель истории мне рассказал о том, что чай в Россию завозили из Китая через Кяхту. Именно через Кяхту проходил Великий Чайный путь, которым чай доставлялся в Россию. В Кяхте чайные традиции были развиты благодаря купцам, которые занимались продажей чая. Это показалось мне интересным. В дальнейшем я буду работать над этой темой.
Чай – постоянный гость на нашем столе, мы пьем его дома за завтраком, в школе, с друзьями в кафе, по праздникам и в будни.
Материал данной темы может быть интересен и полезен всем тем, кто часто путешествует, или просто увлекается изучением традиций разных стран и хочет расширить свои познания в данной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Исследовательские задания для исследовательского занятия
методическая разработка...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пож...