Исследовательская работа "Чай"
проект (4 класс)

Протопопова Алёна Сергеевна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_chay.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:


Чай – один из самых древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов. Казалось бы, о чае сейчас известно все. Мы выбрали эту тему, чтобы узнать больше о истории появления чая в России, о традициях заваривания чая русского народа.

        Предположим, что чаепитие – традиция, сложившиеся исторически в Русском государстве.

Чай - самый распространенный на Земле напиток. Первые данные о чае найдены в древней китайской энциклопедии. В Россию чай попал более трёх веков назад (в 1638 г.) из Монголии. Чаепитие — универсальный способ скоротать время в одиночестве или в компании, дома, в гостях или в общественном месте.

Русское чаепитие — это не только самовар с чаем, пряники и конфеты, но и особое поведение участников чайной церемонии: размеренное, неспешное, задумчивое.

Пить чай – это традиция, которая  передаётся из поколения в поколение.

      В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. 17 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. В 1638 году русский посол Василий Старков привёз в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.

Широкое распространение чая уже в начале 19 века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития, который был для каждого сословия своим.

Есть традиции чаепития. На чайном столе должна быть  скатерть: нарядная праздничная – для особых случаев, и более простая – для каждодневного чаепития.

Затем на стол ставится начищенный до блеска самовар.  Самовар всегда ставится в центр стола, что подчеркивает его особую важность.

Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки.  Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала.

         На стол выставляются лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом разрешалось тихо общаться, читать, разгадывать шарады.   Дети тоже участвовали в чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших.

        В купеческих семьях пили чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая.

Итак, чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения

О  чае в жизни русского человека говорят такие пословицы: где есть чай – там под елью рай, чай пьешь – до ста лет проживешь, выпей чайку – забудешь тоску, за чаем – не скучаем.

Хоть чай и был исторически дворянским напитком, но в России прижилась так называемая традиция «пить чай по-купечески», что означает длительное, затяжное чаепитие, которое сопровождается поеданием всевозможных варений, печений, и прочих сладостей.

 Богатый стол - это символ знаменитого русского гостеприимства. Даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».

А заваривают чай несколькими способами. Самый распространенный из них – ополоснуть чайник кипятком, насыпать заварку (традиционно используется чёрный чай) и залить горячей водой. Затем накрыть чайник грелкой и дать настояться.

Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» - из стаканов в подстаканниках. Традиция пить чай из стаканов уходит корнями в 17-18 века. Подстаканник  нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы. Дорогие подстаканники обычно изготавливались из серебра, обычные - из сплава меди и никеля. Сейчас чай из подстаканников можно отведать во время путешествия в поездах.

Особым образом в чай добавляют сахар. На стол ставится сахарница с ложечкой. И гость насыпает себе в чашку сахар этой ложечкой, но не опускает ее в чашку. Для размешивания сахара у каждого гостя есть своя индивидуальная ложка, которая находится рядом с чайной парой.

Традиция завершения чаепития в классическом русском варианте представляла собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце.

Я решил убедиться, что у чая в России есть свои традиции. Для этого я сначала провёл анкетирование среди одноклассников, знают ли они о традициях чаепития в  России. 

Всего в анкетировании приняли участие 20 человек.

Результаты анкетирования занесены в таблицу.

Вывод: учащиеся 4Б недостаточно осведомлены об особенностях русского чаепития. При этом следует отметить, что большинство учащихся являются любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.

        Результаты анкетирования еще раз подтвердили актуальность выбранной темы, а также необходимость изучения истории и традиций русского чаепития,  разработки памятки  «Как приготовить вкусный и ароматный чай». (Приложение 2)

2. Экскурсия в школьный музей

       За дополнительной информацией я обратился в школьный музей, где учитель истории мне рассказал о том, что чай в Россию завозили из Китая через Кяхту. Именно через Кяхту проходил Великий Чайный путь, которым чай доставлялся в Россию. В Кяхте чайные традиции были развиты благодаря купцам, которые занимались продажей чая. Это показалось мне интересным. В дальнейшем я буду работать над этой темой.

Чай – постоянный гость на нашем столе, мы пьем его дома за завтраком, в школе, с друзьями в кафе, по праздникам и в будни.

Материал данной темы может быть интересен и полезен всем тем, кто часто путешествует, или просто увлекается изучением традиций разных стран и хочет расширить свои познания в  данной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...