Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе
статья

Цыренова Жаргалма Дамбиевна

В статье описан опыт использования приёмов и методов формирования математической, читательской, компьютерной, информационной и естественнонаучной грамотности на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация. В статье описан опыт использования приёмов и методов формирования математической, читательской, компьютерной, информационной и естественнонаучной грамотности на уроках в начальной школе. Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

       Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления: «Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе». Слайд1

       Актуальность темы.  Помните объяснение функциональной грамотности для широкой публики? Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Также вспомним ответ учителя из притчи «Чайная церемония»: Слайд2 Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – это в ней говорится о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком о «функциональной грамотности школьников». Мы развиваем способности ученика, занимаемся развитием функциональной грамотности у детей. И благодаря этому он в дальнейшем найдёт свою дорогу в жизни. Считаю, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А для этого необходимо сделать процесс обучения творческим, чтобы ученик самостоятельно пришёл к выводу - это мне нужно. В итоге все учителя стараются на своих уроках использовать технологии, методы и приёмы, которые вовлекают их в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать и делать выводы.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия: Слайд3

  • обучение должно носить деятельностный характер– формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности;
  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

Применять такие образовательные технологии: Слайд4

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология проектной деятельности (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.); 

Слайд5

  • обучение на основе «учебных ситуаций», ( при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

          В первую очередь хочу рассказать о развитии финансовой грамотности. В начальной школе учителя активно используют цифровые образовательные ресурсы: Слайд6

1.КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК  https://edu.pacc.ru/kinopacc/ 

2. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности

 https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ 

3.Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности  https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ 

4.Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности

 https://bobrenok.oc3.ru/ 

5.Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://www.oc3.ru/portfolio/finznayka/  

6.Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф   

Слайды7,8,9

Особенно хорошо дети воспринимают короткометражные художественные фильмы, мультипликационные фильмы, анимированные презентации. Ведь у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно образный тип мышления, поэтому учебный материал лучше воспринимается и усваивается через визуальные образы. С помощью визуальных образов они составляют представление о возникающих финансовых ситуациях, разных моделях поведения, формируют свое отношение к происходящему. У них еще нет собственного опыта финансовых отношений, нет достаточных знаний, поэтому очень важны узнаваемые, любимые образы, с помощью которых они будут это осваивать.

         Используем в работе с видеоматериалом следующие виды задач:

1.Преобразование увиденной информации из одной формы в другую (из визуального образа в схему или рисунок). Например, задание типа «Дострой диаграмму связей».

2.Применение имеющихся знаний финансовой грамотности для объяснения разных практических ситуаций, которые возникают у героев видеоматериала;

3.Формулирование разных вариантов решения проблем героев видеосюжетов;

4.Решение коммуникативных задач (например, краткий рассказ одноклассникам или родителям о вопросах финансовой грамотности, на которые надо обратить внимание в данном видеоматериале, которые являются основными и т.д.)

5.Проведение анализа и оценки своей работы в соответствии с учебной задачей, выявление показателей, которые можно улучшить;

6.Формулирование собственного мнения, суждения по моделям поведения героев мультфильма в разных ситуациях, в которые они попадают.

  Педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности: Слайд10

- использование актуальной для обучающегося тематики (например, для подростков тему вкладов);

- использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);

- использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации;

- привлечение знаний из других областей знания (например, из истории, географии, литература);

- театрализация, использование художественных образов;

- включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше заработает, кто больше сэкономит и др.);

- моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий  смысл);

- анализ материалов СМИ

-исправление ошибок в тексте финансового характера;

- создание какого-то творческого продукта своими руками (деньги,

плакаты и др.)

- подбор иллюстраций к финансовой проблеме;

- подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;

- разработка алгоритмов финансового поведения;

- придумывания проблемных ситуаций (как положительных, так и

отрицательных);

- анализ (и или поиск) финансовых вопросов (тем, моделей поведения)

в фильмах, мультфильмах, литературе;

- трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму;

- написание эссе;

- разработка вопросов, заданий для других команд.

Методы обучения, используемые при обучении финансовой грамотности. Слайд11

Репродуктивные методы:

- рассказ учителя по финансовой тематике,

- рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся

- работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ)

- иллюстрация /демонстрация финансовых явлений и процессов

- решение репродуктивных тестов, задач, заданий

Продуктивные методы:

- проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на

практическую задачу);

- исследовательско-поисковые (проведение соцопросов, замеров,

наблюдений, расчетов и др.)

- проектные (создание проекта в области личных, семейных финансов;

финансовые расчеты других проектов; управление проектом);

Метод «Пазлы»

Класс делится на группы. Можно сформировать столько групп, сколько сцен в структуре видеоматериалов. Каждой группе дать задание по конкретной сцене. Задания могут быть сформулированы в виде 2-3 вопросов, ответы на которые могут быть устными или письменными. Например, заполнить таблицу, продолжить последовательность действий и др.

Метод «Змейка финансовых знаний»

Один ученик задает другому вопрос по содержанию видеоматериала. Ученик, которому задали вопрос, отвечает на него и продолжает «змейку» - задает свой вопрос следующему и т.д. Учитель вместе с другими учениками следит за правильностью ответов.

Метод «Диаграмма связей»

Ученики схематически изображают связи между характеристиками явлений, принятием определенных решений в конкретных ситуациях и возможным результатом и др.

          Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Слайд12

          В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Благодаря осознанному чтению создается база не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но это является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверку навыков техники чтения проводим в конце каждой четверти. Ведём читательские дневники.

           В методических целях используем сплошные и несплошные тексты. Слайд13 К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся: Слайд14

- графики;

- диаграммы;

- схемы (кластеры);

- таблицы;

- географические карты и карты местности;

- план помещения, местности, сооружения;

- входные билеты;

- расписание движения транспорта;

- карты сайтов.

           Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий. 

           Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». Слайд15

  • Проблемно-поисковые ситуации;
  • Беседы-дискуссии;
  • Сам задай вопрос;
  • Личный пример учителя;
  • Приём устного словесного рисования;
  • Словарно-стилистическая работа;
  • Элементы драматизации.

Методы и приёмы для формирования читательской грамотности: Слайд16

1.«Чтение с остановками»

 2. «Синквейн»

 3. «Работа с вопросником»

4. «Знаю, узнал, хочу узнать»
5. «Мозговой штурм»
6. «Уголки»
7. «Написание творческих работ»
8. «Создание викторины»
9. «Логическая цепочка»
10. «Тонкие и толстые вопросы»

             Все эти приемы, методы, технологии способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. И в итоге наша цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, будет достигнута. Главное, чтобы дети уяснили слова Цицерона «Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею». Слайд17

              Спасибо за внимание! Слайд18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе Цыренова Ж.Д ., учитель начальных классов МБОУ « Витимская СОШ» Баунтовский эвенкийский район

Слайд 2

Практические дела всегда говорят громче, чем слова .

Слайд 3

Условия формирования ФГ: обучение должно носить деятельностный характер учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

Слайд 4

Условия формирования ФГ: Технологии обучения проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология проектной деятельности

Слайд 5

Условия формирования ФГ: обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Слайд 6

цифровые образовательные ресурсы: КиноПАКК : учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК https :// edu . pacc . ru / kinopacc / Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности https :// edu . pacc . ru / Videosandpresentations / articles / presenations / Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма « Смешарики », подготовленные для УМК по финансовой грамотности https :// edu . pacc . ru / Videomaterials / articles / smeshariki / Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности https :// bobrenok . oc 3. ru / Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) « Финзнайка » // https :// www . oc 3. ru / portfolio / finznayka / Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) « Монеткины » // https://монеткины.рф

Слайд 7

Короткометражные художественные фильмы

Слайд 8

Мультипликационные фильмы

Слайд 9

Анимированные презентации Анимированные презентации - иллюстрация учебного материала при помощи наглядной инфографики . Преимущества: Намного увлекательнее классических ( Power Point ); Проще донести сложные вопросы

Слайд 10

Педагогические приемы - использование инфографики -использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации ; - театрализация, использование художественных образов; - включение духа соревнования в учебную деятельность; - создание какого-то творческого продукта своими руками - подбор иллюстраций к финансовой проблеме; - подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок; - разработка алгоритмов финансового поведения; - придумывания проблемных ситуаций; - трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму; - написание сочинения; - разработка вопросов, заданий для других команд.

Слайд 11

Методы обучения рассказ учителя по финансовой тематике, - рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся - работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ) - иллюстрация /демонстрация явлений и процессов - решение репродуктивных тестов, задач, заданий - проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на практическую задачу); - исследовательско -поисковые (проведение соцопросов, замеров, наблюдений , расчетов и др.) - проектные

Слайд 12

читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности. база не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения гарантия успеха в любой предметной области основа развития ключевых компетентностей

Слайд 13

Сплошные тексты описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д .); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов ); - рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения). -

Слайд 14

Несплошные тексты - графики; - диаграммы; - схемы (кластеры); - таблицы; - географические карты и карты местности; - план помещения, местности, сооружения; - входные билеты; - расписание движения транспорта; - карты сайтов.

Слайд 15

Читательское пространство • Проблемно-поисковые ситуации; • Беседы-дискуссии; • Сам задай вопрос; • Личный пример учителя; • Приём устного словесного рисования; • Словарно-стилистическая работа; • Элементы драматизации.

Слайд 16

Методы и приемы для формирования читательской грамотности 1. «Чтение с остановками» 2. « Синквейн » 3. «Работа с вопросником » 4. « Знаю , узнал , хочу узнать » 5. « Мозговой штурм » 6. « Уголки » 7. « Написание творческих работ » 8. « Создание викторины » 9. « Логическая цепочка » 10. « Тонкие и толстые вопросы »

Слайд 17

Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школ

В материале представлены упражнения, направленные на развитие функциональной грамотности по трем блокам: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Естественно...