Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школ
методическая разработка

Балакшина Лидия Геннадьевна

В материале представлены упражнения, направленные на развитие функциональной грамотности по трем блокам: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Естественно-научная грамотность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx430.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Содержание

Введение        3-4

1.Читательская грамотность……………………..5-7

2.Математическая грамотность…………………8-10

3. Естественнонаучная грамотность……………..11-12

Заключение        13

Литература        14

Приложения        15

Введение

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.[а] Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

2) возможность решать различные учебные и жизненные задачи;

3) обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

4) способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;

5) способность оценивать свою деятельность;

6) стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию. [а]

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.  Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. [б]

Для формирования функциональной грамотности используются следующие педагогические технологии: технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникативные технологии; технология оценивания учебных достижений. [г]

Выделим основные цели деятельности учителя:

  • Развитие мышления. Из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
  • Развитие речи, аналитико-синтетических способностей.
  • Развитие пространственного восприятия.
  • Развитие коммуникативных способностей: способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. [а]

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: групповые, игровые, творческие задания, тестовые задания, практическая работа, ролевые и деловые игры, исследовательская деятельность. [б]

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. [а] Рассмотрим некоторые приемы, направленные на формирование математической, читательской, естественно-научной грамотности в начальной школе.

  1. Читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. [а]

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать читательское пространство:

  • пробно-поисковые ситуации;
  • беседы-дискуссии;
  • самостоятельное формулирование вопросов;
  •  устное словесное рисование;
  • словарно-стилистическая работа. [б]

Упражнения, направленные на формирование читательской грамотности:

  1. «Вопросник» 

Этот прием применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведу пример вопросника к тексту М. Пришвина «Золотой луг».

  1. Назовите героев рассказа.
  2. Где происходят события?
  3. Одуванчики – интересные или неинтересные цветы?
  4. Какое открытие сделал рассказчик? Можно ли считать это открытием?
  5. Что можно сказать о герое-рассказчике, какой он?
  1. «Уголки»

Этот прием можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

  1. «Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Толстые вопросы:

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

2) Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

  1. «Логическая цепочка»

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

  1. «Ключевые слова»

Детям после прочтения текста предлагается записать ключевые слова. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы.

  1. «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  1. «Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины.

  1. Математическая грамотность

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.[в] Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:

  1. необходимость теоретической базы;
  2. погружение обучающихся в реальные ситуации;
  3. формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;
  4. развитие регулятивной сферы и рефлексии: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку, коррекцию и оценку результата деятельности. [д]

Полезно на уроке использовать контекстные задачи. Контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у обучающихся жизненный опыт, представления, знания. Задача должна соответствовать программе курса.

Контекст задачи может быть представлен в различных формах: таблицы, графики, текст, диаграммы. Детям предлагаются не типичные учебные задачи, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Например:

Рита решила пообедать в кафе. Какой заказ может сделать Рита на 400 рублей, если он должен состоять из супа, второго, напитка и десерта?

Меню показано в таблице.

Название блюд

Цена (р.)

Суп «Азбука»

95

Солянка

100

Суп-пюре

140

Омлет

90

Котлеты «Солнышко»

158

Наггетсы куриные

117

Чай чёрный

50

Кофе

69

Лимонад

120

Меренговый рулет

86

Смородиновый секрет

98

Чизкейк

135

Упражнения, направленные на формирование математической грамотности:

  1. Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
  2.  Решение нестандартных задач.
  3. Решение задач с недостающими данными.
  4. Изменение вопроса задачи.
  5. Задания для развития математической речи. Примеры: [е]
    - Соотнесение знаковой и словесной формулировки.
  1. + 4           32 - 15                 9 + 11
  • К двенадцати  прибавить четыре.
  • Уменьшаемое тридцать два вычитаемое пятнадцать.
  • Сумма чисел девяти и одиннадцати
  • Тридцать два уменьшить на пятнадцать
  • Первое слагаемое 9, второе слагаемое 11.
  • Двенадцать увеличить на четыре.

- Запиши выражение.

«Сумму чисел шести и двадцати трех умножили на семь».

- Игра «Верно ли что?»

Ученикам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.

  • Тринадцать больше восьми на пять.
  • С десяти часов утра до семнадцати часов того же дня прошло восемь часов.
  • Разность четырнадцати и шести  равна девяти.
  • Двадцать три меньше двадцати пяти.
  1. Работа с условием задачи.

Можно использовать следующие формы работы с условием задачи: составление вопроса или вопросов к условию задачи; составление текста задачи по рисунку; восстановление задачи из «деформированного» текста.

        3.           Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. [е] Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:

    -готовность осваивать и использовать знания о природе;

    -сознание ценности и научных знаний о природе;

    -овладение методами познания природных явлений;

    -способность к рефлексивным действиям.

Упражнения, направленные на формирование естественнонаучной грамотности:

  1. Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Формируется:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, найдите плюсы или минусы такого природного явления как «дождь». Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

  1. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа.

Наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. (Приложение 1, 2)

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы, и сделать соответствующие выводы. 

  1.   Прием «Проблемная ситуация»

Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, во время познавательной экскурсии на природу определить стороны горизонта по расположению объектов природы.

  1. Технология проектной деятельности [г]

Виды заданий, направленные на формирование естественнонаучной грамотности, можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Заключение

Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в  развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать  терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.

Список литературы

  1.  Алексашина И. Ю.,  Абдулаева О. А., Киселев Ю. П.; науч. ред. И. Ю. Алексашина Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.
  2. Комплекс заданий способствующих развитию математической грамотности обучающихся [Электронный ресурс]  https://urok.1sept.ru/articles/687706 
  3. Методы формирования функциональной грамотности [Электронный ресурс] https://znanio.ru/media/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-2743830 
  4. Методы, приемы и технологии формирования математической грамотности [Электронный ресурс] https://урок.рф/library/statya_metodi_priemi_i_tehnologii_formirovaniya_m_220326.html 
  5. Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности [Электронный ресурс] https://infourok.ru/sovremennye-priemy-i-metody-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-v-nachalnoj-shkole-5710014.html 
  6. Формирование функциональной грамотности  [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/metody-formirovaniia-funktsionalnoi-gramotnosti-v.html 
  7. Формирование функциональной грамотности младших школьников  [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/user/974601/page/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov 
  8. Формирование функциональной грамотности на уроке [Электронный ресурс]

Приложения

Приложение 1https://urok.1sept.ru/articles/688028/img2.jpg

Приложение 2

Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»

Тема: «Буквы е, ё, ю, я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Понятие термина о функциональной грамотности трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе,...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Основы функциональной грамотности в начальной школе.  Формирование навыков функциональной грамотности...