Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
методическая разработка
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе | 184.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Автор: Доржиева Ж. С-Д.
Учитель начальных классов
2021
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Содержание функциональной грамотности:
- грамотность в чтении и письме,
- грамотность в естественных науках,
- математическая грамотность,
- компьютерная грамотность,
- грамотность в вопросах семейной жизни,
- грамотность в вопросах здоровья,
- юридическая грамотность.
Рассмотрим практические задачи на развитие математической функциональной грамотности.
Задание 1. У мальчика был аквариум. В нем жили три желтых рыбки. Полосатых рыб было в два раза больше, чем желтых, а голубых рыбок было столько, сколько желтых и полосатых вместе. В воскресенье к мальчику пришла в гости двоюродная сестра и сказала, что ей вчера тоже купили аквариум. Он очень красивый, но пока без рыбок. Мальчик отдал сестре половину рыбок из своего аквариума.
Нарисуй, какие рыбки остались у мальчика в аквариуме?
Задание 2. Брусок длиной 6 м кот разрезал на равные части. При этом сделал 5 разрезов. Какой длины получилась каждая часть? Ответ: 1м.
Задание 3. Максим шёл по дороге и нашёл монету в 5 рублей. Сколько бы рублей нашли 2 его друга, если бы шли по той же дороге? Ответ 5 руб.
Задание 4. Ребусы.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Рассмотрим практические задачи по развитию грамотности в русском языке и чтении.
Задание 1. Деформированный текст.
Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки. Пер…я на их гру…ках окрасились в цвет зари. Забл…стели на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые пчёлки. Они жадно п…ют сла…кий сок. Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.
Задание 2. Работа со словарём.
Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.
Задание 3. Ребусы.
Задание 4. Составь слово.
Лик+рок = кролик, поле+дар = леопард
Задание 5. Логический тест на выделение существенного (найди лишнее) .
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед
Таким образом, современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "
Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...
«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...
Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...
Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школ
В материале представлены упражнения, направленные на развитие функциональной грамотности по трем блокам: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Естественно...
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
Понятие термина о функциональной грамотности трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе,...
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Основы функциональной грамотности в начальной школе. Формирование навыков функциональной грамотности...