Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО):
консультация

Наталья Валерьевна Тонких

Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы.

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью.

Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью.

Прогноз коррекции ребенка с УО.

Рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО):

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.

Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:

1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы. Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.

2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.

3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции. Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;

4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит). Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.

Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:

При неосложненной УО ребенок с легкостью овладевает программой коррекционной школы, адаптируется в социуме, так же имеет значительные успехи в коррекции развития познавательных процессов и моторных навыков, эмоционально-волевой сферы;

При УО, осложненной нарушениями разных анализаторов, развитие ребенка затруднено в результате вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация ограничены. Таким образом, коррекция будет долгой, строиться с учетом и первичного и вторичного дефекта;

УО с выраженной лобной недостаточностью проявляется в нарушенной саморегуляции, так же инертности, вялости; наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Развитие интеллектуальных процессов проходит очень медленно. В данном случае, ребенку необходимы коррекционные занятия с нейропсихологом, направленные на работу с «лобным синдромом», развитие регуляторного компонента, программирование деятельности психических функций;

Коррекция УО с психопатоподобным поведением будет строиться с учетом неустойчивости эмоционально-волевой сферы. К занятиям в обязательном порядке должен быть подключен психолог.

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью:

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:

1. Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;

2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;

3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;

4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Коррекция ведется по следующим направлениям:

1. Коррекционные занятия, направленные на те процессы, которые возможно скорректировать или скомпенсировать (этим занимается нейропсихолог, логопед, невролог);

2. Развитие познавательной сферы, обучение математическим навыкам, письму и чтению, представлениям об окружающем мире (специалисты: нейропсихолог, дефектолог, логопед);

3. Адаптация в социуме, обучение самообслуживанию (занимается дефектолог, психолог).

Коррекционные и обучающие занятия должны проводиться с ребенком как индивидуально, так и в группах.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические коррекционные занятия, поскольку в настоящее время, нейропсихологическая коррекция является самой эффективной методикой коррекции. Она учитывает сильные стороны работы мозга ребенка, дает возможность «подтянуть» психические процессы на более высокий уровень развития, а не сводится только к работе с тем, что уже есть у ребенка и его адаптации. Кроме того, нейропсихолог имеет возможность помочь ребенку с любым видом умственной отсталости, конечно, с учетом степени тяжести интеллектуального и моторного дефекта.

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя огромное количество упражнений, направленных на развитие крупной и тонкой моторики, координации, оптимизации тонуса, зрительно-моторной координации, саморегуляции, развитие межполушарных связей и так далее. Важно понимать, что программа упражнений должна составляться строго специалистом, а сами упражнения проводиться им же, либо родителями дома, но под его контролем!

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы так же составляются специалистами по определенной программе, учитывающей огромное количество факторов, и могут включать в себя, например, упражнения на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ, абстрагирование и т.д.), внимания (переключение, распределение и др.), памяти (кратковременной и долговременной) и так далее.

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для учащихся 3 класса с умеренной формой умственной отсталости "Верные друзья" в СКОШ VIII вида.

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 3 класса с умеренной формой УО. Направлено на формирование коммуникативной потребности в общении со сверстниками, развитии коммуникативных навыков на ...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости.

Программа переходного возраста от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью должна включать в себя: социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаи...