Технологическая карта урока по обучению грамоте Буквы Г,г
план-конспект урока (1 класс)
цель: Способствовать формированию умения плавного слогового чтения с буквой Д;
Способствовать формированию умения давать характеристику звукам [д] и [д’]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka_1.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии с ФГОС
ФИО Молчанова Анастасия Сергеевна
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
_________ (_______________) __________ (Иванова И.И.)
«___»___________2024 г «___»___________2024 г.
1 | Тип урока | Урок открытия нового знания |
2 | Класс | 1 |
3 | Тема | «Согласные звуки [д] и [д’], буква Д д» |
4 | Образовательная программа, автор | Школа России; В.П. Канакина |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Обучение грамоте; добукварный период |
6. | Цель урока | Способствовать формированию умения плавного слогового чтения с буквой Д; Способствовать формированию умения давать характеристику звукам [д] и [д’] |
7. | Задачи | Образовательные: познакомить со звуками [д] и [д’], с буквами Д д, отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия. Развивающие: развивать умение рассуждать, развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях. |
8 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучени, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Объснительно-иллюстративный, прием Стихотворение | Здравствуйте, ребята! Создаётся эмоциональный настрой: -Прозвенел звонок, начинается урок! Начинается урок. Он ребятам пойдёт впрок Постарайтесь всё понять, Слова правильно читать | Здороваются с учителем Слушают учителя. Психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. | Ф | презентация, интерактивная доска | Оценка учителя, | Представление о значимости языка и речи в жизни человека | К: слушать собеседника и понимать речь других; | Положительное отношение к учебному процессу. |
2 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4- 5 мин) | подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Метод проблемного изложения Прием «Лови ошибку» | 1. Речевая разминка Какую букву мы выучили на прошлом уроке? (Б) Что можете про неё сказать? Какие звуки обозначает буква Б? Проведем разминку речевого аппарата. 2. Актуализация знаний Вспомните изученные буквы и разделите их на группы - Назовите гласные буквы? - Назовите согласные буквы? - Назовите согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки - Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки? Вы справились с эти заданием 3. Пробное действие Я приготовила для вас иллюстрацию. Составьте предложения по этой иллюстрации. Дети составляют следующие предложения: Это дом. На крыше дома труба. Из трубы идёт дым. Во дворе растёт дуб. Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (звук [д] ) | Выполняют разминку речевого аппарата. В ходе беседы вспоминают, чем звук отличается от буквы. Составляют предложение по иллюстрации. | Ф, И | дидактические карточки | самооценка | понимать различие между звуками и буквами; различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; | П: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; Закрепление полученных знаний; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; К: принимать участие в диалоге; | вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места. |
3 Этап выявления места и причины затруднения (5-7 мин) | постановка цели урока. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Частично-поисковой | - Какие затруднения у вас появились? - В чем вы испытали затруднение? - Предлагают поиграть в игру «Закончи предложение». - Я читаю начало предложения, а вы хором договариваете. - Постарайтесь эти слова еще запомнить. - Готовы? Тут наш… (дом). Из трубы идет … (дым). У дома растет… (дерево). На дереве… (дупло). У дупла сидит… (дятел). К дому ведет… (дорожка). У дома сидит… (дед). - Повторите слова, которые вы добавили. - Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах? | Определяют новый звук Повторяют слова, определяют звуки | ф | Оценка учителя | отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; | Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока, умение сравнивать, анализировать, обобщать Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные : формировать умение различать звуки и буквы, умение составлять схемы слов | Формирование учебно-познавательного интереса. | |
4 Этап построения проекта выхода из затруднения | организация учащихся по исследованию проблемной ситуации, выбор способа и средств их реализации | Проблемное изложение | - Какова цель нашего урока? Какова тема нашего урока? - Построим план наших действий. (Как будем действовать). -Вы уже познакомились с буквами гласных звуков. Вспомните, как вы действовали, на этих уроках. - С чем вы знакомились вначале? - И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи. -Что следовало за этим? - И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает. - А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой | Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой - со звуками | ф | Оценка учителя | представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, | Р- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи | Формирование уважительного отношения к иному мне-нию, | |
5 Этап реализации построенного проекта (10 мин) | Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос | Аналитико-синтетический метод, словесный, наглядный Деятельностный | Отгадайте загадки Без ключа ты мне поверь, не откроешь эту (дверь) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь(ослик) Через речку лег, пробежать помог (мост) Назовите первые звуки каждого слова, какими буквами означим? Какое слово получилось (ДОМ) Работа со схемами Сколько гласных слышим? Сколько слогов? - Какой звук слышим в начале? ([д]). - Какой он: гласный или согласный? (Согласный) - Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду). - Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, руку к горлу произносят звук [д]). - Согласный звонкий (схема-звонок) - Значит [д] - согласный звонкий, а ещё? - В слове Дом звук [д] твердый, т. к. за [д] слышим [а]- показатель твердости, [д], звучит твердо. Синий башмачок - Итак, звук [д] – согласный звонкий твердый (синий цвет) - Составим схему слова (на доске, дети у себя на партах) - Произносим слово ещё раз. Что слышим в начале слова, отдельный звук или слияние звуков? (слияние) - Каким цветом обозначим на схеме? Почему? - Что слышим дальше, слияние звуков и отдельный звук? - Каким цветом обозначим на схеме? Почему? - Итак, звук [д], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., тверд.) - Следующее слово вы должны будете отгадать, используя мои подсказки: у нас в классе есть две девочки с одинаковым именем, которое начинается на букву Д. (Диана) - Сколько гласных слышим? Сколько слогов? - Какой звук слышим в начале? ([д’]). - Какой он: гласный или согласный? (Согласный). - Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду). - Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [д’]). - Согласный звонкий - Значит [д’] - согласный звонкий, а ещё? (схема-звонок) - В слове Диана звук [д’] мягкий, т. к. за [д’] слышим [и]- показатель мягкости, [д’], звучит мягко. (зеленый башмачок) - Итак, звук [д’] – согласный звонкий мягкий. Составьте схему слова у себя на партах. Работайте парами. (Один ученик работает у доски) - Итак, звук [д’], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., мягк.) - А с какой буквы мы будем писать слово Диана? Почему? ) - Итак, какие звуки мы выделили? ([д], [д’]) 3 картинка на дерево Физминутка | Работа со схемами | фи | Дидиктические карточки | Оценка учителя | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию. | в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор. | |
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин). | выявление проблемы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов | репродуктивный | Работа по карточкам. Найди букву Д, поменялись проверили. Что можно сотавить из букв ? (слоги) Чтение слогов с буквой Д Что можно составить из слогов? (слова) • Работа в парах - На столе у вас слоги. - Какое задание предложите? - Попробуйте из них составить слова (два человека у доски) (доктор, дрова, Дима, дети)) - Как нужно работать в парах? (слушать друг друга, не перебивать, работать вместе) - На какие группы можно разделить данные слова? Твердый д, мягкий д) 4 картинка на дерево • Работа по учебнику работа над словами -чтение про себя -хоровое чтение вслух - Какие слова вам непонятны? Водопад - поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением • работа с иллюстрацией - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? Водолазы, аквалангисты. - Есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно. - Кто знает, как называется этот вид спорта? Дайвинг -Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой? (маска, трубка, ласты, баллон с кислородом, гидрокостюм) - Что увидели водолазы в море? Сокровища, клад - Каких морских обитателей они встретили? Осьминог, рыбы - По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить, о чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения) - Давайте проверим предположение, прочитав текст. - Представим, что мы с вами оказались в подводном царстве. чтение текста (с.105) - О ком я вам прочитала? Кто главные герои? • чтение по цепочке (вторичное чтение) - Что мы сейчас с вами прочитали? (Это Текст). Докажите, что это текст. - Где ведут работы водолазы? - Какая у них работа? - Чьи папы работают водолазами? - Чем занимаются водолазы на дне реки? - Где теперь идут поезда? - Какое название можно придумать к этому тексту? • задание к тексту по подгруппам 1 ряд: еще раз прочитают текст и посчитают, сколько здесь предложений. 2 ряд: посчитает сколько раз буква Д встречается в тексте. 3 ряд: прочитайте рассказ еще раз и найдите предложение, в котором рассказывается о том, чем занимались папы Нади и Димы. - Кто готов, поднимаем руку. - Итак, давайте прочитаем предложение о работе пап Нади и Димы. Спасибо. - Сколько предложений оказалось в нашем рассказе? 5. - Как определили? - Сколько букв Д вы смогли найти? (14) Вывод: Почему работа водолазов трудна? • работа в темноте и на ощупь • тяжелое снаряжении весом до 80—110 кг • приходится не только спасать купальщиков летом, снимать людей со льдин и вытаскивать рыбаков из прорубей зимой 5 картинка на дерево | Выполняют упражнения Работают в парах с карточками Работа по учебнику Работают с иллюстрацией, высказывают своё мнение Проверяют свои предположения Выполняют анализ текста: высказывают своё мнение; работают над лексическим значением слов; отвечают на вопросы учителя; выбирают и зачитывают предложения. Формулируют конечный результат своей работы над текстом. Работают в группах, делают выводы | ИФПГ | Азбука В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, 1 класс, 1 часть; Дидактические карточки | Оценка учителя, самооценка | Понимать прочитанное; Умение работать по иллюстрации, вычленять информацию | Познавательные: обогащение словарного запаса учащихся. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Формировать умение работать в парах, коллективно, осуществлять взаимный контроль | |
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-7мин). | Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода | репродуктивный | Работа в карточках. Какой слог лишний в этих рядах, зачеркните. Оцените работу соседа | Выполняют задание | ИП | Дидиктические карточки | взимооценка | Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний | К принимать участие в работе | |
8 Включение в систему знаний и повторение (3- 5мин). | Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода | Наглядный метод | У вас на столах лежит листочек с разными заданиями. Вы можете выполнять любые понравившиеся задания. Поиграем в игру «Лучший знаток буквы Д». Кто выполнил все задания- поднимите руку и т.д. | Выполняют задания | и | взаимооценка | Р- Принимают и сохраняют учебную задачу. | |||
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). | - Ну вот, наш урок подошел к концу. - А теперь я хочу у вас взять интервью: Какова тема нашего урока? • с какими звуками мы познакомились? • Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? • какой буквой обозначаются эти звуки ? • на уроке мне понравилось… Посмотрите на дерево. В чем его необычность? С какой буквы начинаются все эти слова? (Д) - Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились - Если у вас не всё получилось, но вы старались - Если было очень трудно и вам нужна помощь Мы гостей сегодня ждали Приходите снова к нам, И с волнением встречали. Рады мы всегда гостям! Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. 3. Голосуют. | ФИ | Самооценка | представление о значимости языка и речи в жизни людей | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала К- Формулируют собственное мнение. П делать выводы в результате совместной работы класса и учителя . | понимают значение знаний для человека и принимают его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема открытого урока «Сонорные согласные звуки. Буквы Р,р звуки [р][ р’]. Закрепление»
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Технологическая карта урока+ презентация - обучение грамоте "Буква Д-звук (д)"
Урок обучения грамоте.1 класс....
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...
Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...
технологическая карта урока по обучению грамоте "буква Х, х, звуки [Х], [Х’]
технологическая карта проведения урока по теме буква Х,х, звуки [Х], [Х’]...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква М" 1 класс УМК "Школа России"
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [м], [м,], с печатными буквами Мм; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урока:Ди...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о букве «мягкий знак». Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.2...