Мастер-классы
материал

Бадмаева Баярма Дагбаевна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

 «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка»

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем начальной школы. (Слайд 2)

Перед учителем всегда стоит вопрос: как развить у детей устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.      Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес.

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

  1. Обеспечение познавательной активности учения на уроках грамматики и правописания - одно из важнейших условий прочной успеваемости по русскому языку в начальной школе. Без осуществления этого условия учащиеся изучают этот предмет формально, без надлежащего внимания и напряжения своих умственных сил.
  2. Активизации подлежат все моменты урока: и опрос, и проверка домашнего задания, и объяснение новой темы, и упражнения, и исправления ошибок, работа над ними и организация домашнего задания.
  3. Очень важным условием активной работы учащихся является их умение контролировать себя на письме, опираясь на звуковой анализ, на грамматический разбор, на правила.

Чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую различные методы и приёмы активизации познавательной деятельности те приёмы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. (Слайд 3)

Нетрадиционные формы уроков: Такие уроки повышают познавательную деятельность обучающихся, предполагают творческий подход и со стороны учителя и со стороны ученика.

1)урок-соревнование;

2) урок – игра;

3) урок – викторина;

4) урок – конкурс;

5) урок творчества;

6)урок–путешествия;

7) интегрированный урок;

8)урок–творческий отчет;

9)уроки взаимообучения;

10) урок- зачёт;

11) урок открытых мыслей;

12) урок- турнир;

13) аукцион знаний;

14)урок фантазирования;

15) урок творчества;

16) урок - сказка;

17)волшебный конверт;

-Урок – исследование

-Урок самостоятельной деятельности

-Урок – тренинг

-Урок на основе групповой работы

-Урок дифференцированного обучения:

Дифференцированное обучение – играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Задания детям даются по уровням.

Урок - проект

Проблемное обучение

Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать значимость учебной деятельности. На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке. И опять на помощь мне приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво нужно корректировать их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Примеры.

Тема: «Ударение», ( 2 класс).

На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу.

Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. В другой – те, где ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы, и тут оказывается, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Обсудив ситуацию, дети приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный.

Тема: «Сложные слова», 3 класс.

На доске написано слово снегопад.  Нужно выделить в нем корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому для них способу выделения корня (в сложных словах).

Игровые приемы

На своих уроках я часто использую игровые приемы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, стараются четко выполнять задания, соблюдать правила. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, воспитываются дисциплина, воля, характер. Пример.

Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка

1) Упражнения на установление причинно – следственных связей в парах слов
Найди пару, запиши.
1. Мед – пчела
Яйцо – курица
Шерсть – овца
Молоко - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

2) Упражнения на замену словосочетаний одним близким по смыслу
1. Остаться без еды – 
Остаться без денег – 
Остаться с носом – 
2. Смести пыль – 
Смести все со стола – 
Смести все на своем пути – 

3)Упражнения на подбор понятий по степени их обобщенности 
Топор, молоток - ?
Ручка карандаш - ?

Хоккей, футбол - ?
Теннис, шахматы - ?

Ворона, воробей - ?
Ласточка, грач - ?

Шубка, варежки - ?
Майка, пижама - ?

Примеры заданий.
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука – …
липа – …
ромашка – …
Укажи целое, частью которого являются:
карман – …
крыло – …
плавник – …

Итог: Формы и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель. Я работаю по программе Л,В,Занкова. Технологии, разработанные авторами этой системы (технология проблемного диалога, технология работы с текстом, технология оценивания образовательных достижений), способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школеПедагогический практикум для учителей начальных классов.

2.Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа»

3.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка.

4.Степанова О.А. Игровая школа мышления.

5.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после.

6.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе.

7.Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология.

8.Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев.

9.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование игровых технологий в начальной школе»

Цель:

  • Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
  • Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.
  • Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.
  • Активизировать знания участников по данному вопросу.
  • Активизировать коммуникативные навыки участников.
  • Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.
  • Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

 

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю наше мероприятие начать с упражнения

Приветствие: «В кругу друзей» Станьте в круг.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»

А сейчас – «Давайте познакомимся». У меня в руках волшебный шар.

Вы передаете друг другу шар называете свое имя и качество на первую букву своего имени.

Начнем с меня. Я- Ирина, искренняя.

Спасибо. Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

Можете присаживаться.

2. Актуализация мастер-класса.

Посмотрите, за окном зима, снег и холодно, а ведь так хочется тепла и уюта. Вы все замечательно поработали и я хочу вам подарить частичку лета. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте. Выберите себе понравившуюся бабочку. Посадите ее на свою ладонь, закройте глаза и послушайте одну легенду:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Я согласна, все в наших руках.

- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Учитель-личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»

А я это делаю так. И это будет тема моего мастер класса.

Метод «Что у меня на сердце»
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения.
У вас есть бабочки, на крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер- класса. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Я использую этот метод для того, чтобы лучше понять класс и каждого ученика.

А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка»

-Какое сегодня число?

А день недели?

-Вытянутый круг?

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

Молодцы.

Вот вы и взбодрились и готовы сотрудничать.

 

2.Сообщение темы, введение в неё.

А давайте сейчас определим ключевое слово нашего занятия.

У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.

Назовите ассоциации, связанные с этим словом.

Закройте глаза и повторяйте: « Раз, два, три-начало игры». Открываем глаза.

(появляется игрушка собаки)

-Здравствуйте. Меня зовут Дружок. Я-добрый. Я вас давно не видел, вы так выросли, поумнели, думаю что вы быстро справитесь с заданием, которое я вам подготовил. У меня «Волшебный микрофон». Вы будете передать его из рук в руки и выполнять задание.

Назовите свою любимую игру в детстве? (Называют)

А теперь усложним задание: « Назовите свою любимую игру и почему вы любили играть в эту игру?»

(За каждый ответ вручает синие и красные палочки)

Вы все получили волшебные палочки, а теперь составьте из них букву, работая в паре. У кого синие - то это должна быть буква, обозначающая согласный звук, а красные-гласный звук. Молодцы.

Сейчас оживим эти буквы.

Каждая пара выходит к доске и показывает букву, которую составили, а мы отгадываем. (Участники выходят и показывают букву).

(А дальше мы можем дать характеристику звуку, проговорить чистоговорки и скороговорки, а так же поиграть в слова)

Вот это мы с вами сейчас поиграем в игру « Игра в слова»

Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести. Отвечаем быстро, как эхо.

Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

Молодцы. Усложняем наше задание.

Мы с вами проведём еще одну игру « Создай слова».

(раздать на столы напечатанные слова)

Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),

Как вы думаете чему может способствовать данная игра?

( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка).Но мы с вами движемся дальше-от простого к ложному.

А еще я хочу предложить Вам игру «Круги на воде».

Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.

Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари ( фантазер, учитель, строил домики из букв, «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»). Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.

И так, продолжаем работу.

У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):

  1. Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».
  2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.
  3. Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре. (интерес, герои, радость, активность)

Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.

Дети с интересом играли.

Они были героями разных сказок.

Радость переполняла маленькие сердца.

Учитель был доволен активностью детей.

(педагоги работают)

- Вот что получилось у меня.

- Кто желает прочитать, что получилось у вас.

(желающие зачитывают)

А сейчас я хочу назвать еще один игровой прием. Я не могла о нем не вспомнить. Но вам придется его отгадать: вы его хорошо знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста развивать системное и образное мышление, аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

В этом приеме 8 букв, 4 буква к, первая –с. Правильно. Это синквейн.

Вспомним правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

А сейчас мы объединимся в группы составим Синквейн к слову Игра.

Игра Интересная,увлекательная. Веселит,радует,расслабляет. Делает жизнь активнее. Развлечение

Спасибо.

Но как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы.

Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!».

Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:

+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;

- Подготовка требует больших затрат времени;

+ Является естественной формой труда ребенка;

- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

- Сложность в оценке обучающихся.

+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.

Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания? (Отвечают. Прикрепляют бабочек на цветок и остаются в кругу). Спасибо.

А сейчас внимание! Что у меня в руках? Это шапка неведимка. Я на вас ее накину и вас никто не видит, и вы можете продолжить предложение

Мне понравилось…

Я узнал…Я хотел(а) бы….

Вот прошёл мой мастер-класс.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов.

Благодарю за сотрудничество!

 

Вывод.

Почему именно игра? Я работаю в начальных классах. У меня сейчас 1 класс и могу точно сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую. Моя задача- учить всех, учить каждого.

Актуальность применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности:

  • активизирует деятельность учащихся;
  • повышает эффективность учебного процесса;
  • усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.

Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

 

 




Предварительный просмотр:

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Цель:

Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций

Задачи:

1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.

2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.

Добрый день, дорогие коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе. Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен. Всем известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит,

50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»

Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов и метод исследований. Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь в современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Но хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации. Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.

  • умение слушать, получать информацию;
  • умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией;
  • умение управлять голосом;
  • умение адресовывать свое высказывание;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться, находить компромисс.

А опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»:

1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.

3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.

Иными словами, проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. 

Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову «исследование». На уроках включаются задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Были подготовлены проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Азбука загадок», «Скороговорки».

«Музей букв», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные» и т.д.

Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Были подготовлены проекты: «Оригами на уроках математики», «Узоры и орнаменты на посуде», «О чем может рассказать школьная библиотека», «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Родной край»

и др.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Проекты: «Путешествие по волшебной сказке», «Богатства отданные людям», «Разнообразие родного края», «Моё имя», и т.д.

Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться?

Я предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом. Для начала мы сыграем в игру.

• Загадайте число.

• Прибавьте столько же.

• Прибавьте 10.

• Разделите на два.

• Отнимите задуманное.

•В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.

Рассмотрим подробнее этапы работы над проектом с точки зрения деятельности учителя и учеников:

  • 1 этап Проблема

Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи

Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

  • 2 этап Планирование

Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомит с различными формами презентации результатов

Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

  • 3 этап Поиск информации

Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов

Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап Продукт

Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап Презентация

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

По данной технологии я работаю в течение 7 лет и это дало следующие результаты:

Ежегодно учащиеся моего класса представляют исследовательские работы на научно-практическую конференцию. За эти годы было подготовлено 58 учащихся, 47 из них являлись победителями и призёрами школьной научно-практической конференции.

Значимыми для нас проектами во внеурочной деятельности были: «Мой город», «Письмо Деду Морозу», «Дом моей мечты», «Мы памяти дедов верны», «Прадедушкин альбом».

Результатом исследовательской деятельности можно считать активизацию познавательной деятельности развития мышления, высокий уровень формирования читательской деятельности. Возросло качество обученности по таким предметам, как литературное чтение и окружающий мир.

По словам учителей старшей школы, мои ученики отличаются креативностью и умением работать в команде.

Сейчас я покажу фрагмент занятия урока «Литературное чтение» 2 класса тема урока русская народная сказка «Каша из топора».

Предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я раздала памятки и листы для фиксации проекта.

1. Актуализация знаний

После чтения и анализа сказки детям предлагается вопрос.

- Как вы считаете, можно сварить кашу из топора? (нет)

2.Определение сферы исследования

- А хотите узнать, из чего варят каши?

- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

3.Выбор темы исследования.

-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?

-Итак, кто объявит тему нашего исследования? ( «Каша – пища наша»)

-А какая цель нашего исследования? (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)

Какие задачи поставим перед собой?

4.Выработка гипотезы.

-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей:

1) Предполагаю, что каши варят из крупы.

2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.

3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)

-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

- Откуда мы будем добывать знания? (Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)

II. Основной этап.

Найдите на листочках толкование слова «каша». Где можно было найти эту информацию?

1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.

- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)

2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…

Игра «Угадай»

1) Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. (гречка)

На моём столе находятся крупы. Кто поможет найти гречневую крупу. (находят гречневую крупу среди других круп.)

- Из какого растения получают гречку?

Каша называется -…(записывают в тетради название каши)

- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?

2) Слушайте вторую загадку.

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (овёс)

-Какую крупу получают из овса? (овсяную.)

- Ещё её называют овсяные хлопья.

Каша называется -… (овсяная)

А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.

3) Третья загадка…

В поле метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)

- Из пшеницы получают, какую крупу? (пшеничную и манную) (находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную

Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.

4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)

- Как называется растение, из которого её получают? (просо)

А каша? пшённая.

- В ней много белка, она самая питательная.

Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.

- Какие ещё каши вы знаете?

Я попрошу продолжить таблицу дома.

3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?

- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят «Кашу маслом не испортишь».

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?

4. Эксперимент.

- Хотите приготовить вкусную кашу?

Каша у вас уже в «тарелках» (рисунки). Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Нарисуйте добавками к каше.

-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.

III. Рефлексия.

К концу подходит наше занятие. Давайте, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?

А дома я предлагаю приготовить любую кашу с родителями. А на следующем уроке рассказать, как вы готовили, и какие добавки вы использовали.

В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:

1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников

2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект)

Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения»

• «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»

• « Использование метода проектов позволило мне…»

• «Для меня было новым…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...