Программа по дефектологии 4 класс с ЗПР
рабочая программа (4 класс)
Пояснительная записка
Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г. и учебным планом МКОУ школы-интерната.
Цель данного курса: создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации интеллектуальной деятельности учащихся 4 класса, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.
Задачи курса:
-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;
-развить основные свойства произвольного внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
-развить основные виды внимания: слуховое и зрительное;
-развивать у учащихся когнитивно – личностные параметры, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний;
-повышать мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_zpr.docx | 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната:
___________________Гришина М.Б.
«___»_______________20___г.
Программа по дефектологии
для детей с ЗПР
4 «А» класс
Составила: Ратиева Виктория Владимировна,
Педагог-психолог
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г. и учебным планом МКОУ школы-интерната.
Цель данного курса: создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации интеллектуальной деятельности учащихся 4 класса, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.
Задачи курса:
-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;
-развить основные свойства произвольного внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
-развить основные виды внимания: слуховое и зрительное;
-развивать у учащихся когнитивно – личностные параметры, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний;
-повышать мотивацию к обучению.
Обучающийся долен уметь
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе;
-адаптироваться к учебной нагрузке.
Календарно-тематическое планирование уроков
(2 часа в неделю, 64 ч в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Первичная диагностика | 1 | 04.09 | |
2 | Развитие мышления | 1 | 05.09 | |
3 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти | 1 | 11.09 | |
4 | Развитие мышления. Установление закономерностей | 1 | 12.09 | |
5 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 18.09 | |
6 | Тренировка зрительной памяти | 1 | 19.09 | |
7 | Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений | 1 | 25.09 | |
8 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии) | 1 | 26.09 | |
9 | Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 02.10 | |
10 | Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления | 1 | 03.10 | |
11 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 16.10 | |
12 | Развитие творческого мышления, операции сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 17.10 | |
13 | Пространственные представления | 1 | 23.10 | |
14 | Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 24.10 | |
15 | Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия | 1 | 30.10 | |
16 | Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений | 1 | 31.10 | |
17 | Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия | 1 | 07.11 | |
18 | Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза | 13.11 | ||
19 | Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений | 1 | 14.11 | |
20 | Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 27.11 | |
21 | Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти | 1 | 28.11 | |
22 | Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально - понятийного мышления | 1 | 04.12 | |
23 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 05.12 | |
24 | Развитие вербально - понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания | 1 | 11.12 | |
25 | Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 12.12 | |
26 | Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 18.12 | |
27 | Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений | 1 | 19.12 | |
28 | Развитие мышления (процессы обобщения). Способность мыслить последовательно, рассуждать | 1 | 25.12 | |
29 | Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия | 1 | 26.12 | |
30 | Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид) | 1 | 09.01 | |
31 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка распределения и избирательности внимания | 1 | 15.01 | |
32 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Тренировка опосредованной памяти | 1 | 16.01 | |
33 | Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 22.01 | |
34 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать | 1 | 23.01 | |
35 | Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 29.01 | |
36 | Развитие вербально - понятийного (обобщения) мышления | 1 | 30.01 | |
37 | Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 05.02 | |
38 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 06.02 | |
39 | Способность самостоятельно мыслить, рассуждать | 1 | 12.02 | |
40 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Тренировка опосредованной памяти, внимания | 1 | 13.02 | |
41 | Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений | 1 | 26.02 | |
42 | Развитие вербально - понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать | 1 | 27.02 | |
43 | Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 04.03 | |
44 | Развитие вербально - понятийного мышления (рядоположенность). Тренировка зрительной памяти, внимания | 1 | 05.03 | |
45 | Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 11.03 | |
46 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей | 1 | 12.03 | |
47 | Развитие внутреннего плана действия. Тренировка внимания | 1 | 18.03 | |
48 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей, сравнения | 1 | 19.03 | |
49 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания | 1 | 25.03 | |
50 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (омонимы) | 1 | 26.03 | |
51 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выделять главное. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы | 1 | 01.04 | |
52 | Причинно-следственные отношения между понятиями | 1 | 02.04 | |
53 | Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 15.04 | |
54 | Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти | 1 | 16.04 | |
55 | Тренировка слуховой памяти. Развитие пространственных представлений | 1 | 22.04 | |
56 | Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей) | 1 | 23.04 | |
57 | Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза | 1 | 06.05 | |
58 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Способность рассуждать | 1 | 07.05 | |
59 | Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений | 1 | 13.05 | |
60 | Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное) | 1 | 14.05 | |
61 | Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. Развитие внутреннего плана действий. | 1 | 20.05 | |
62 | Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | 21.05 | |
63 | Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза) | 1 | 27.05 | |
64 | Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений | 1 | 28.05 | |
ИТОГО: | 64 ч |
Используемая литература
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия,4 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
- Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
- Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
- Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
- “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
Программа учителя-дефектолога 1-4 классы
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа учителя-дефектолога для учащихся 1- 4 класса с ЗПР
Рабочая программа учителя - дефектолога для учащихся 1-4 классов с ЗПР...
Рабочая программа учителя-дефектолога 1 - 4 класс
Данная рабочая программа разработана для учителя-дефектолога работающего в начальном звене с 1 по 4 класс....
Программа по дефектологии для детей с ЗПР 3 класс
Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...
Программа по дефектологии 4 класс для детей с УО
Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...
Программа по дефектологии 2 класс для детей с УО
Программа по дефектологии составлена на основе адаптированной программы и учебным планом МКОУ школы-интерната. Рабочая программа рассчитана на обучение детей с УО: на фоне глубокого недоразвития ...