Программа по дефектологии 4 класс с ЗПР
рабочая программа (4 класс)

Ратиева Виктория Владимировна

Пояснительная записка

Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г. и учебным планом МКОУ школы-интерната.

Цель данного курса: создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации интеллектуальной деятельности учащихся 4 класса, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.

          Задачи курса:

-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;

-развить основные свойства произвольного внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;

-развить основные виды внимания: слуховое и зрительное;

-развивать у учащихся когнитивно – личностные параметры, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний;

-повышать мотивацию к обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_zpr.docx71.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                          «___»_______________20___г.

 Программа по дефектологии

для детей с ЗПР

4 «А» класс

Составила: Ратиева Виктория Владимировна,

Педагог-психолог

                                                2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г. и учебным планом МКОУ школы-интерната.

Цель данного курса: создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации интеллектуальной деятельности учащихся 4 класса, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.

        Задачи курса:

-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;

-развить основные свойства произвольного внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;

-развить основные виды внимания: слуховое и зрительное;

-развивать у учащихся когнитивно – личностные параметры, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний;

-повышать мотивацию к обучению.

Обучающийся долен уметь

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- работать в группе;

-адаптироваться к учебной нагрузке.

Календарно-тематическое планирование уроков

(2 часа в неделю, 64 ч в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по

факту

1

Первичная диагностика

1

04.09

2

Развитие мышления

1

05.09

3

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти

1

11.09

4

Развитие мышления. Установление закономерностей

1

12.09

5

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

18.09

6

Тренировка зрительной памяти

1

19.09

7

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений

1

25.09

8

Развитие словесно-логического мышления (аналогии)

1

26.09

9

Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

02.10

10

Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления

1

03.10

11

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

16.10

12

Развитие творческого мышления, операции сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

17.10

13

Пространственные представления

1

23.10

14

Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

1

24.10

15

Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия

1

30.10

16

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений

1

31.10

17

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия

1

07.11

18

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

13.11

19

Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений

1

14.11

20

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

1

27.11

21

Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти

1

28.11

22

Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально - понятийного мышления

1

04.12

23

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

05.12

24

Развитие вербально - понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания

1

11.12

25

Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

12.12

26

Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

18.12

27

Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений

1

19.12

28

Развитие мышления (процессы обобщения). Способность мыслить последовательно, рассуждать

1

25.12

29

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия

1

26.12

30

Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид)

1

09.01

31

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка распределения и избирательности внимания

1

15.01

32

Определение отношений между понятиями «род-вид». Тренировка опосредованной памяти

1

16.01

33

Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

22.01

34

Определение отношений между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать

1

23.01

35

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза

1

29.01

36

Развитие вербально - понятийного (обобщения) мышления

1

30.01

37

Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

1

05.02

38

Определение отношений между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза

1

06.02

39

Способность самостоятельно мыслить, рассуждать

1

12.02

40

Определение отношений между понятиями «целое-часть». Тренировка опосредованной памяти, внимания

1

13.02

41

Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений

1

26.02

42

Развитие вербально - понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать

1

27.02

43

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

04.03

44

Развитие вербально - понятийного мышления (рядоположенность). Тренировка зрительной памяти, внимания

1

05.03

45

Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1

11.03

46

Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей

1

12.03

47

Развитие внутреннего плана действия. Тренировка внимания

1

18.03

48

Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей, сравнения

1

19.03

49

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания

1

25.03

50

Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (омонимы)

1

26.03

51

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выделять главное. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы

1

01.04

52

Причинно-следственные отношения между понятиями

1

02.04

53

Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза

1

15.04

54

Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти

1

16.04

55

Тренировка слуховой памяти. Развитие пространственных представлений

1

   22.04

56

Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей)

1

23.04

57

Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза

1

06.05

58

Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Способность рассуждать

1

07.05

59

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений

1

13.05

60

Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное)

1

14.05

61

Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. Развитие внутреннего плана действий.

1

20.05

62

Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза

1

21.05

63

Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза)

1

27.05

64

Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений

1

28.05

ИТОГО:

64 ч

Используемая литература

  1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
  2. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,4 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
  3. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
  4. Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
  5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
  6. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
  7. Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
  8. “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Программа учителя-дефектолога 1-4 классы

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа учителя-дефектолога для учащихся 1- 4 класса с ЗПР

Рабочая программа учителя - дефектолога для учащихся 1-4 классов с ЗПР...

Рабочая программа учителя-дефектолога 1 - 4 класс

Данная рабочая программа разработана для учителя-дефектолога работающего в начальном звене с 1 по 4 класс....

Программа по дефектологии для детей с ЗПР 3 класс

Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...

Программа по дефектологии 4 класс для детей с УО

Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...

Программа по дефектологии 2 класс для детей с УО

Программа по дефектологии составлена на основе адаптированной программы и учебным планом МКОУ школы-интерната. Рабочая программа рассчитана на обучение детей с УО: на фоне глубокого недоразвития ...