Рабочая программа "Итоговый проект"
рабочая программа
Рабочая программа "Итоговый проект"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_itogovyy_proekt.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Холмовская средняя школа имени Героя Советского Союза
П.М. Михайлова»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Индивидуальный итоговый проект»
Выполнил
учитель начальных классов
высшей категории
Никитина Марина Николаевна
пгт. Холм-Жирковский, 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальный итоговый проект» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основании Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от г. с изменениями и дополнениями.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому федеральному государственному образовательному стандарту, учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный итоговый проект».
Предмет «Индивидуальный итоговый проект» представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Это обеспечивает приобретение навыков самостоятельного освоения содержания избранных областей знаний, самостоятельное применение приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе разработки индивидуального учебного проекта.
Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Цель: развитие навыков проектной деятельности, оказание методической поддержки обучающимся 9 класса при подготовке индивидуальных итоговых проектов по предмету изобразительное искусство.
Задачи:
- познакомить обучающихся с теоретическими основами проектно - исследовательской деятельности;
- научить работать с различными источниками информации;
- организовывать разнообразную творческую, общественно - значимую исследовательскую деятельность девятиклассников;
- сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- оценить у выпускника способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;
- определить уровень сформированности у выпускника способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- помочь создать общественно – значимый продукт, который будет иметь культурную ценность для школы.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса и является условием допуска учащегося к прохождению государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Невыполнение выпускником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В течение 9 класса учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – запись о защите индивидуального итогового проекта делается в строке «Дополнительные сведения», отметка не выставляется.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности; в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития; в формировании основ художественного мышления; в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Курс внеурочной деятельности «Индивидуальный итоговый проект» рассчитан на 1 год. На изучение курса выделяется 1 час в неделю. Общее количество времени составляет 34 часа за год.
Рабочая программа «Индивидуальный итоговый проект» представляет собой документ, включающий:
- планируемые результаты освоения курса;
- содержание курса;
- учебно-тематический план;
- календарно – тематическое планирование;
- список учебно – методической литературы;
- приложение.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, предметные и метапредметные результаты курса
Личностные результаты:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;
-действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно - смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к
различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Содержание курса
Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4ч.
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта
Модуль 2. Инициализация проекта. От проблемы к цели – 4ч.
Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.
Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы.
Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза.
Методы исследования: методы эмпирического исследования методы теоретического исследования
Модуль 3. Работа над проектом – 16ч.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет.
Модуль 4. Оформление результатов проекта – 8ч.
Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Публичная защита проекта
Модуль 5. Рефлексия проекта. Анализ результатов работы – 2ч.
Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта.
Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Модуль 1. Введение в проектную культуру | 4 |
2. | Модуль 2. Инициализация проекта. От проблемы к цели | 4 |
3. | Модуль 3. Работа над проектом. | 16 |
4 | Модуль 4. Оформление результатов проекта | 8 |
5. | Модуль 5. Рефлексия проекта. Анализ результатов работы | 2 |
Всего: | 34 |
Календарно - тематическое планирование | |||
№ п/п | Название раздела Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Модуль 1. Введение в проектную культуру, 4 часа | |||
1. | Введение. Основные понятия проектной культуры. | ||
2. | Цели, задачи проектирования в современном мире. | ||
3. | Методология и технология проектной деятельности. | ||
4. | Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. | ||
Модуль 2. Инициализация проекта. От проблемы к цели, 4 часа | |||
5. | Конструирование темы и проблематики проекта. | ||
6. | Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. | ||
7. | Критерии оценки проектной и исследовательской работы. | ||
8. | Методы исследования. | ||
Модуль 3. Работа над проектом, 16 часов | |||
9. | Выбор темы проекта. Обоснованность и актуальность. | ||
10. | Постановка цели и конкретных задач проектирования. | ||
11. | Логика действий и последовательность шагов при планировании проекта. | ||
12. | Структура проекта. | ||
13. | Отбор методов работы над проектом. | ||
14. | Продукт проекта. Определение материалов и инструментов. | ||
15. | Работа с массивом материала. Умение выделять главное в потоке информации. | ||
16. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. | ||
17. | Образовательные экскурсии. | ||
18. | Методика работы в архиве, музеях, библиотеках. | ||
19. | Организация работы с научной литературой. | ||
20. | Знакомство с каталогами. | ||
21. | Применение информационных технологий. Работа в сети Интернет. | ||
22. | Составление письменной части проекта. | ||
23. | Оформление списка использованных источников информации. | ||
24 | Подготовка к выступлению. Методы изложения материала. | ||
Модуль 4. Оформление результатов проекта, 8 часов | |||
25. | Эскизы, модели, макеты проектов. | ||
26. | Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. | ||
27. | Главные предпосылки успеха публичного выступления. | ||
28. | Способы и формы представления данных. | ||
29. | Сбор и систематизация, оформление материалов. | ||
30. | Компьютерная обработка данных исследования. | ||
31. | Предварительная презентация проекта. Предполагаемые результаты. | ||
32. | Публичная защита проекта. | ||
Модуль 5. Рефлексия проекта. Анализ результатов работы, 2 часа | |||
33. | Анализ и самоанализ проекта. Рефлексия проекта. | ||
34. | Аналитический разбор публичного выступления. Индивидуальный прогресс. |
Список учебно – методической литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.// http;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. .// http;
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001.
- Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. - М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
- - электронный научный журнал
Приложение 1
Лист оценивания индивидуального итогового проекта
Ф.И.О.______________________________класс___________
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | Кол-во баллов | |
Базовый (1 балл) | Повышенный (2-3 балла) | ||
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. | |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. | |
Сформированность регулятивных действий | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. | |
Сформированность коммуникативных действий | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы. | |
Итого |
«_____»________________ 20___г. __________________/___________________/
(дата) (подпись члена комиссии) (расшифровка подписи)
Приложение 2
Индивидуальный план выполнения проекта (для обучающихся)
Этап работы над проектом | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающегося. Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. | |||
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач. Определение последовательности и сроков работы. | |||
Достигнутый результат | Самостоятельная работа. Оформление записки, плакатов и др. | |||
Защита | Окончательное оформление проекта для защиты. |
Приложение 3
Общие требования к оформлению письменной части проектной работы
1) Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14;
2) интервал между строк - 1,5;
3) размер полей: верхнее – 2 см, нижнее - 1,5 см, левое – З см, правое - 2 см;
4)титульный лист считается первым, но не нумеруется;
5)каждая новая глава начинается с новой страницы;
6)точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится;
7)все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новых страниц;
8)все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами.
Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Приложение 4
Примерная структура проекта
- Титульный лист. Паспорт проекта.
- Краткая аннотация проекта (введение)
- Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для ученика, образовательного учреждения; степень адекватности проекта современным целям, задачам).
- Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
- Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
- Ресурсы.
- Партнеры.
- Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект).
- План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием).
- Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект (результаты- продукты, возможные последействия реализации проекта).
- Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта).
- Литература.
Приложение 5
Требования к защите проектной работы
1. Содержание защиты по проекту должно включать:
- обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
- изложение поставленных в нем целей и задач;
- описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
- краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
- продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).
Выступление ограничивается во времени — 7-10 минут.
2. Выступление оценивается на основе критериев:
- соблюдение структуры выступления;
- соблюдение регламента;
- умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;
- адекватность громкости и темпа;
- адекватность языка и стиля;
- уверенность и убедительность манеры изложения.
3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:
- соответствия содержания ответов вопросам;
- корректности при ответе на вопросы оппонентов;
- краткости и аргументированности;
- грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....
Рабочая программа проекта "А вы знаете откуда происходят названия нот?"
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. научных обществ, олимпиад, ...
Рабочая программа проекты 2 класс
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основно...
Рабочий лист проекта «Числа вокруг нас».
Числа сопровождают человека в течение всей его жизни. Ребенок только появился на свет, как сразу измеряю его вес, рост, записывают время и дату рождения с помощью специальных значков – циф...
Рабочий лист проекта "Говори правильно"
Данный материал поможет в работе над проектом....
Рабочий лист проекта «Слово в языке и речи»
Данный материал поможет в работе над проектом....