Рабочая программа "Итоговый проект"
рабочая программа

Рабочая программа "Итоговый проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_itogovyy_proekt.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холмовская средняя школа имени Героя Советского Союза

П.М. Михайлова»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Индивидуальный итоговый проект»

Выполнил

учитель начальных классов

высшей категории

Никитина Марина Николаевна

пгт. Холм-Жирковский, 2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальный итоговый проект» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основании Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от г. с изменениями и дополнениями.

Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому федеральному государственному образовательному стандарту, учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный итоговый проект».

Предмет «Индивидуальный итоговый проект» представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Это обеспечивает приобретение навыков самостоятельного освоения содержания избранных областей знаний, самостоятельное применение приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

Актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе разработки индивидуального учебного проекта.

Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Цель: развитие навыков проектной деятельности, оказание методической поддержки обучающимся 9 класса при подготовке индивидуальных итоговых проектов по предмету изобразительное искусство.

Задачи:

- познакомить обучающихся с теоретическими основами проектно - исследовательской деятельности;

- научить работать с различными источниками информации;

- организовывать разнообразную творческую, общественно - значимую исследовательскую деятельность девятиклассников;

- сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- оценить у выпускника способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;

- определить уровень сформированности у выпускника способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- помочь создать общественно – значимый продукт, который будет иметь культурную ценность для школы.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);

- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса и является условием допуска учащегося к прохождению государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.

Невыполнение выпускником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

В течение 9 класса учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – запись о защите индивидуального итогового проекта делается в строке «Дополнительные сведения», отметка не выставляется.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности; в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития; в формировании основ художественного мышления; в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Курс внеурочной деятельности «Индивидуальный итоговый проект» рассчитан на 1 год. На изучение курса выделяется 1 час в неделю. Общее количество времени составляет 34 часа за год.

Рабочая программа «Индивидуальный итоговый проект» представляет собой документ, включающий:

- планируемые результаты освоения курса;

- содержание курса;

- учебно-тематический план;

- календарно – тематическое планирование;

- список учебно – методической литературы;

- приложение.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные, предметные и метапредметные результаты курса

Личностные результаты:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;

-действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Предметные результаты:

- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно - смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от

цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к

различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Содержание курса

Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4ч.

Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта

Модуль 2. Инициализация проекта. От проблемы к цели – 4ч.

Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме.

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.

Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.

Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы.

Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза.

Методы исследования: методы эмпирического исследования методы теоретического исследования

Модуль 3. Работа над проектом – 16ч.

Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет.

Модуль 4. Оформление результатов проекта – 8ч.

Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Публичная защита проекта

Модуль 5. Рефлексия проекта. Анализ результатов работы – 2ч.

Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта.

Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс.

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Модуль 1. Введение в проектную культуру

4

2.

Модуль 2. Инициализация проекта. От проблемы к цели

4

3.

Модуль 3. Работа над проектом.

16

4

Модуль 4. Оформление результатов проекта

8

5.

Модуль 5. Рефлексия проекта. Анализ результатов работы

2

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование

п/п

Название раздела

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Модуль 1. Введение в проектную культуру, 4 часа

1.

Введение. Основные понятия проектной культуры.

2.

Цели, задачи проектирования в современном мире.

3.

Методология и технология проектной деятельности.

4.

Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению.

Модуль 2. Инициализация проекта. От проблемы к цели, 4 часа

5.

Конструирование темы и проблематики проекта.

6.

Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.

7.

Критерии оценки проектной и исследовательской работы.

8.

Методы исследования.

Модуль 3. Работа над проектом, 16 часов

9.

Выбор темы проекта. Обоснованность и актуальность.

10.

Постановка цели и конкретных задач проектирования.

11.

Логика действий и последовательность шагов при планировании проекта.

12.

Структура проекта.

13.

Отбор методов работы над проектом.

14.

Продукт проекта. Определение материалов и инструментов.

15.

Работа с массивом материала. Умение выделять главное в потоке информации.

16.

Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение.

17.

Образовательные экскурсии.

18.

Методика работы в архиве, музеях, библиотеках.

19.

Организация работы с научной литературой.

20.

Знакомство с каталогами.

21.

Применение информационных технологий.

Работа в сети Интернет.

22.

Составление письменной части проекта.

23.

Оформление списка использованных источников информации.

24

Подготовка к выступлению. Методы изложения материала.

Модуль 4. Оформление результатов проекта, 8 часов

25.

Эскизы, модели, макеты проектов.

26.

Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта.

27.

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

28.

Способы и формы представления данных.

29.

Сбор и систематизация, оформление материалов.

30.

Компьютерная обработка данных исследования.

31.

Предварительная презентация проекта. Предполагаемые результаты.

32.

Публичная защита проекта.

Модуль 5. Рефлексия проекта. Анализ результатов работы, 2 часа

33.

Анализ и самоанализ проекта. Рефлексия проекта.

34.

Аналитический разбор публичного выступления. Индивидуальный прогресс.

Список учебно – методической литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.// http;
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. .// http;
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
  5. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.
  6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  7. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001.
  8. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  9. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  11. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. - М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
  12. - электронный научный журнал

Приложение 1

Лист оценивания индивидуального итогового проекта

Ф.И.О.______________________________класс___________

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;

продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Сформированность предметных знаний и способов действий

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Сформированность регулятивных действий

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Сформированность коммуникативных действий

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы.

Итого

«_____»________________ 20___г. __________________/___________________/

(дата) (подпись члена комиссии) (расшифровка подписи)

Приложение 2

Индивидуальный план выполнения проекта (для обучающихся)

Этап работы над проектом

Виды деятельности

Планируемая

дата

исполнения

Дата

фактически

Подпись

руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающегося.

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач.

Определение последовательности и сроков работы.

Достигнутый результат

Самостоятельная работа. Оформление записки, плакатов и др.

Защита

Окончательное оформление проекта для защиты.

Приложение 3

Общие требования к оформлению письменной части проектной работы

1) Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14;

2) интервал между строк - 1,5;

3) размер полей: верхнее 2 см, нижнее - 1,5 см, левое З см, правое - 2 см;

4)титульный лист считается первым, но не нумеруется;

5)каждая новая глава начинается с новой страницы;

6)точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится;

7)все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новых страниц;

8)все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами.

Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

в) списка использованных источников.

Приложение 4

Примерная структура проекта

  1. Титульный лист. Паспорт проекта.
  2. Краткая аннотация проекта (введение)
  3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для ученика, образовательного учреждения; степень адекватности проекта современным целям, задачам).
  4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
  5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
  6. Ресурсы.
  7. Партнеры.
  8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект).
  9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием).
  10. Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект (результаты- продукты, возможные последействия реализации проекта).
  11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта).
  12. Литература.

Приложение 5

Требования к защите проектной работы

1. Содержание защиты по проекту должно включать:

  1. обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
  2. изложение поставленных в нем целей и задач;
  3. описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
  4. краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
  5. продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).

Выступление ограничивается во времени — 7-10 минут.

2. Выступление оценивается на основе критериев:

  1. соблюдение структуры выступления;
  2. соблюдение регламента;
  3. умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;
  4. адекватность громкости и темпа;
  5. адекватность языка и стиля;
  6. уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:

  1. соответствия содержания ответов вопросам;
  2. корректности при ответе на вопросы оппонентов;
  3. краткости и аргументированности;
  4. грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....

Рабочая программа проекта "А вы знаете откуда происходят названия нот?"

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. научных обществ, олимпиад, ...

Рабочая программа проекты 2 класс

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основно...

Рабочий лист проекта «Числа вокруг нас».

Числа сопровождают человека в течение всей его жизни. Ребенок только появился на свет, как сразу измеряю его вес, рост,  записывают время и дату рождения с помощью специальных значков – циф...

Рабочий лист проекта "Говори правильно"

Данный материал поможет в работе над проектом....

Рабочий лист проекта «Слово в языке и речи»

Данный материал поможет в работе над проектом....