Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir._2_kl.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каргалинская гимназия»
Чистопольского муниципального района РТ
Рассмотрено на Согласовано Утверждено
на заседании кафедры зам.директора по УВР и введено в действие
протокол № 1 « »________ 2011 г приказ № 164
от «____»________2011 _____ (Л. А. Валеева ) от «01» 09. 2011 г.
______(Гатауллина А. А. )
______ (Г. З. Давлетшина)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
окружающий мир (человек, природа, общество)
для 2 класса
Составитель: учитель первой квалификационной
категории Заишлова Виктория Викторовна
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир», созданной в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования начальной школы (М., 2004), в соответствии с программой «Окружающий мир» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта н. Ф. Виноградова. (М.: Вентана-Граф, 2008), соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России, базисному плану образовательного учреждения МОУ «Каргалинская гимназия» для 1 класса, «Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин», утвержденный приказом директора МОУ «Каргалинская гимназия» № 78/2 от 20.08.08.
Программа рассчитана на 68 часов. На изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.
Содержание данной рабочей программы составлено с учетом национально-регионального компонента, реализующегося на уроках по темам: «Я, ты , он, она – все мы люди.», «О дружбе», «Хлеб – главное богатство России.», «Мы – граждане России», «Мы пришли в лес.» и др.
Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:
Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Целями обучения обусловлен ряд задач:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование
потребности участвовать в творческой деятельности в природе и
обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Учебники: «Окружающий мир 2 класс» Автор: Н.Ф.Виноградова; - М.: Вентана-Граф, 2011; Тетради: «Окружающий мир 2 класс» Автор: Н.Ф.Виноградова; - М.: Вентана-Граф, 2011.
Характеристика результатов освоения материала учащимися 2 В класса
на начало учебного года
В авторскую программу изменения не внесены в связи с неплохой подготовкой учащихся ко 2 классу и хорошей мотивацией к учебе. Не все учащиеся могут донести информацию об именах и отчествах родителей (Хамидуллин Р., Искаков И.), многие не знают названия растений. С целью повышения качества знаний внимание акцентируется на развитии речи учащихся.
Учащиеся знают в области представлений об окружающем мире:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представление о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
называют:
• свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
• основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
• основные правила здорового образа жизни;
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
• основные условия благополучной жизни растений и животных;
• профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
• улицы, расположенные вблизи школы и дома; основ ные учреждения культуры, быта, образования;
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
• знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
• основные нравственно-этические понятия (сочувствие — равнодушие; трудолюбие — леность; послушание, непослушание);
• различных представителей растительного мира внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. 1
• времена года;
• животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
• произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• выполнять режим своего дня;
• определять время по часам с точностью до часа;
• подготавливать свое учебное место к работе;
• оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
• выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
• ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
• выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черепки;
• составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Содержание программы 68 ч.
Введение. Что нас окружает. (2 ч) Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой ( 8 ч.) Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что дает природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники – органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством), Помощь человеку, попавшему в беду. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живёт рядом с тобой. (6 ч.) Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям.. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия – твоя Родина (26 ч.) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России.
Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга.
Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья: Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы – жители Земли.(26 ч.) Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение – живые существа.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные,; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года..
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов.
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.
Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда ( с учетом места окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта ( с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы,; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Планируемые результаты освоения программы
по окружающему миру во 2 классе
К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
- правила здорового образа жизни;
- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
- основные права граждан России и права ребенка;
- основные древние города Руси и России (не менее 3-4);
различать (соотносить) :
- прошлое – настоящее - будущее;
- год – век (столетие);
- предметы неживой и живой природы, изделия;
- представителей растительного и животного мира и места их обитания;
- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- соотносить событие с датой его происхождения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
Программное и учебное оснащение учебного плана
Реквизиты программы | УМК Обучающегося | УМК учителя |
Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. Составитель Днепров Э.Д., Аркадьев Л.Г. Автор: чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова. При наличии изменений, изменения согласованы с заместителем директора по УВР, дата ….. | Учебники: «Окружающий мир 2 класс» Автор: Н.Ф.Виноградова; - М.: Вентана-Граф, 2011; Тетради:«Окружающий мир 2класс» Автор: Н.Ф.Виноградова/ - М.: Вентана-Граф, 2011. | «Беседы с учителем. Второй класс четырехлетней начальной школы». –М.: Вентана-Граф, 2009; Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 класс/Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010 Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»/ - М.: Вентана-Граф, 2009. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир и ОБЖ». 2 класс
№
| Дата | Тема урока | Цели урока | Тип урока | Результаты | Материал, оборудование к уроку | ||||||||||||||
Пл. | Ф. | ЗУН | ОУУН | компетентности | ||||||||||||||||
1 четверть | ||||||||||||||||||||
1. | 01. 09 | Что тебя окружает. | Уточнить у детей понятия: «объект природы, живая – неживая природа». | Комбиниро- ванный | Знают объекты «живой», «неживой» природы. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы. | Коммуникативные (умение работать в паре, группе) | Таблица, глобус | ||||||||||||
2. | 06. 09 | Я, ты, он, она... Все мы люди… | Познакомить с понятием «физические качества», ввести в рубрику учебника «Картинная галерея» . | Комбиниро- ванный | Умеют рассказать о себе, составить словесный портрет. | Умеют составлять словесный портрет. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); | Иллюстрация с изображением объектов живой и неживой природы. | ||||||||||||
3. | 08. 09 | Наши помощники – органы чувств. | Уточнить представления об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства» (ощущение). | Комбиниро- ванный | Знают об органах чувств (слуха, зрения); познакомились с понятием «внешние чувства» (ощущение). | Умеют проводить наблюдения; делать выводы. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы; выбор условий проведения наблюдения или опыта); коммуникативные (умение работать в малых группах); | Предметные картинки | ||||||||||||
4. | 13. 09 | Что такое здоровье? | Сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; познакомить с правилами здорового образа жизни; составить режим дня. | Комбиниро- ванный | Знают правила здорового образа жизни; составили режим дня. | Умеют сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); здоровьесберегающие (позитивное отношение к своему здоровью) | |||||||||||||
5. | 15. 09 | Режим дня. | Познакомить с правилами организации труда и отдыха. Научить составлять режим буднего и выходного дня. | Комбиниро- ванный | Знают правила организации труда и отдыха; составили правила посадки при письме, чтении, во время слушания. | Знают что такое режим дня и умеют его выполнять. Научилиь составлять режим буднего и выходного дня. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); здоровьесберегающие (позитивное отношение к своему здоровью) | Плакат «Как правильно сидеть за столом» | ||||||||||||
6. | 20. 09 | Физическая культура. | Познакомить с понятием «физическая культура»; определить значение физической культуры для здоровья человека. | Интегриро-ванный | Знают понятие «физическая культура»; определили значение физической культуры для здоровья человека | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); здоровьесберегающие (позитивное отношение к своему здоровью; умение заботиться о своем здоровье) | Спортивный инвентарь | ||||||||||||
7. | 22. 09 | Почему нужно правильно питаться. | Познакомить детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание».. | Комбиниро- ванный | Познакомились с основными правилами здорового питания. | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); здоровьесберегающие (позитивное отношение к своему здоровью; умение заботиться о своем здоровье) | Спортивный инвентарь | ||||||||||||
8. | 27. 09 | Здоровье и питание. Умеешь ли ты есть? | Познакомить детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание». Познакомить детей с гигиеной и культурой питания. | Комбиниро- ванный | Познакомились с основными правилами здорового питания. | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать малых группах); здоровьесберегающие (позитивное отношение к своему здоровью; умение заботиться о своем здоровье) | Таблицы с названием витаминов. Детская посуда | ||||||||||||
9. | 29. 09 | Почему нужно быть осторожным. Солнечный удар. | Познакомить с тем, как нужно себя вести, если ты заболел, где, когда и как нужно проявлять осторожность. Познакомить с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце. | Комбиниро- ванный | Знают меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); здоровьесберегающие (позитивное отношение к своему здоровью; умение заботиться о своем здоровье) | Термометр, иллюстрация с нарущением правил дорожного движения. Детские рисунки с изображением ситуаций, опасных для жизни человека. | ||||||||||||
10. | 04. 10 | Можно ли изменить себя. | Обсудить проблему «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. | Комбиниро- ванный | Обсудили проблему «Можно ли изменить себя?» и что для этого нужно. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации, отрывки из художественных произведений. | ||||||||||||
11. | 06. 10 | Что такое семья? Семья- коллектив близких людей. | Познакомить с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». | Комбиниро- ванный | Познакомились с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». | Умеют составить рассказ о своей семье. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Карточки с названиями членов семьи. | ||||||||||||
12. | 11 10 | Труд в семье. | Познакомить с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. | Комбиниро- ванный | Познакомились с понятиями: «помощь», «обязанность»; знают их различия. | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Карточки с названиями членов семьи и названиями профессий | ||||||||||||
13. | 13. 10 | Как семья отдыхает? | Познакомить с понятием «традиции». | Комбиниро- ванный | Познакомились с понятием «традиции». | Умеют составить рассказ об отдыхе своей семьи. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Детские рисунки | ||||||||||||
14. | 18. 10 | Семейные праздники | Научить готовить подарки близким людям | Комбиниро- ванный | Познакомились с правилами выбора, изготовления подарков | Умеют составить рассказ о семейных праздниках. | Учебн. позн.; коммуникативные; информационные | Детские поделки | ||||||||||||
15. | 20. 10 | Твои друзья – взрослые и дети. Урок творчества | Познакомить с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. Объяснить понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составить рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Комбиниро- ванный | Познакомились с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. Знают понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный» | Используют информацию для решения учебных и практических задач, инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Рисунок-схема «Какие бывают правила» Карточки с заданием | ||||||||||||
16. | 25. 10 | Правила поведения | Познакомить с правилами отношения к себе, к другим людям, к вещам, к природе и т.д. | Комбиниро- ванный | Знают когда и для появились правила поведения; правила отношения к окружающему миру | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Таблица «Какие бывают правила» | ||||||||||||
17. | 27. 10 | О правилах поведения в обществен-ных местах | Познакомить с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Комбиниро- ванный | Знают правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Используют информацию для решения учебных и практических задач. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением цирка, театра, школы. | ||||||||||||
18. | 01. 11 | О дружбе. | Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. | Комбиниро- ванный | Обсудили, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. | Умеют подобрать пословицу и поговорку о дружбе. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Детские рисунки; магнитофонная запись песен о дружбе. | ||||||||||||
2 четверть | ||||||||||||||||||||
19. | 15. 11 | Родина – что это значит? | Подвести к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине. | Комбиниро- ванный | Понимают, что такое Родина | Познакомились с некоторыми возможными формами проявления любви к Родине. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Карточки со словами: Родина, Отчизна, Отечество. | ||||||||||||
20. | 17. 11 | Родной край – частица Родины. | Познакомить с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство. | Комбиниро- ванный | Знают исторические места и памятники родного города; | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Магнитофонная запись песни Д.Кабалевского «Родной край» | ||||||||||||
21. | 22. 11 | Из истории нашей Родины. | Познакомить с предками русских людей – славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. | Комбиниро- ванный | Знают предков русских людей – славян, их образ жизни, первых русских князей. | Умеют искать информацию, оценивать ее. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением древних славян. | ||||||||||||
22. | 24. 11 | Из истории нашей Родины. | Познакомить с занятиями славян, сравнить труд в городе и в деревне. | Комбиниро- ванный | Знают, чем занимались славяне. | Умеют сравнивать; умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Изображение орудий труда славян и современного трактора. | ||||||||||||
23. | 29. 11 | Зачем человек трудится? | Формировать у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни. | Комбиниро- ванный | Знают, какое значение имеет труд. | Умеют сравнивать; умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Плакат с пословицами и поговорками о труде. | ||||||||||||
24. | 01. 12 | Хлеб – главное богатство России. Как работают в пекарне (на хлебозаводе). | Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца. Познакомить с профессиями людей, работающих на хлебозаводе, с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб. | Комбиниро- ванный | Знают значение хлеба в жизни человека; важность труда земледельца Знают профессии людей, работающих на хлебозаводе, последовательность производства хлеба; машины, помогающие производить хлеб | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением хлебных злаков, различного вида хлеба Экскурсия. | ||||||||||||
25. | 06. 12 | Все профессии важны. | Обобщить знания о значении труда в жизни человека. | Комбиниро- ванный | Знают о значении труда в жизни человека. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Предметные картинки | ||||||||||||
26. | 08. 12 | О труде фермера и экономиста. | Познакомить с профессиями фермера, экономиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Комбиниро- ванный | Познакомились с профессиями фермера, экономиста; выяснили, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Сюжетные картинки с изображением людей разных профессий. | ||||||||||||
27. | 13. 12 | О труде компьютер-щика | Познакомить с профессией компьютерщика (инженера -программиста, выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Комбиниро- ванный | Познакомиоись с профессией компьютерщика (инженера -программиста, выяснили, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию | Слайд -картинки с изображением людей разных профессий. | ||||||||||||
28. | 15. 12 | Города России. Москва. | Познакомить с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | Комбиниро- ванный | Познакомились с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации города Москвы | ||||||||||||
29. | 20. 12 | Города России. Сангт-Петербург. | Познакомить с историей становления города, с основателем Санкт-Петербурга Петром 1. | Комбиниро- ванный | Познакомилиь с историей становления города, с основателем Санкт-Петербурга Петром 1.. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Слайд- иллюстрации города Санкт -Петербург | ||||||||||||
30. | 22. 12 | Древние города России. | Познакомить с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. | Комбиниро- ванный | Познакомились с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации городов, входящих в «Золотое кольцо» | ||||||||||||
31. | 27. 12 | Мы – граждане России. | Познакомить с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. | Комбиниро- ванный | Знают понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Символика РФ; карточки со словами: Конституция, права, гражданин. | ||||||||||||
32. | 29. 12 | Народы России. | Познакомить с разными национальностями людей, живущих в России. | Комбиниро- ванный | Знают разные национальности людей, живущих в России. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением разных народов России. | ||||||||||||
3 четверть | ||||||||||||||||||||
33. | 17. 01 | Солнечная система | Познакомить с понятием «солнечная система», с отличием Земли от других планет. | Комби-ниро- ванный | Знают понятие «солнечная система», чем земля отличается от других планет. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Плакат с изображением планет, созвездий. | ||||||||||||
34. | 19. 01 | Земля - планета солнечной системы. | Познакомить с планетами солнечной системы, с условиями жизни на Земле | Комби-ниро- ванный | Знают планеты солнечной системы, условия жизни на земле. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Плакат с изображением планет, созвездий. | ||||||||||||
35. | 24. 01 | Животные – живые существа. | Познакомить с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. | Комби-ниро- ванный | Знают царства живой природы. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Схема –рисунок «Царства живой природы» | ||||||||||||
36. | 26. 01 | Как животные воспринимают мир. | Систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни. | Комбиниро- ванный | Знают животных, с которыми можно встретиться в лесу. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации животных леса | ||||||||||||
37. | 31. 01. | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | Познакомить с питанием и жизненными условиями животных. | Комби-ниро- ванный | Знают как питаются, живут и защищаются животные. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации животных леса. | ||||||||||||
38. | 02. 02 | Животные воспитывают потомство. | Познакомить с тем как животные воспитывают и играют со своим потомством. | Комби-ниро- ванный | Знают как животные воспитывают своих детёнышей. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации животных и их детёнышей. | ||||||||||||
39. | 07. 02 | Обобщение по теме: «Животные» | Защита мини-проектов | Конт роль знаний | Умеют рассказывать о любимых животных | Умеют объединятся в группы, распределять темы | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации животных и их детёнышей. | ||||||||||||
40 | 09. 02 | Какие бывают растения. | Познакомить с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с разнообразием растительного мира. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением разнообразных видов растений.. | ||||||||||||
41. | 14. 02 | Органы растения и их значение для его жизни. | Познакомить с частями растения (Листья, корень, стебель ,цветы, плоды). | Комбиниро- ванный | Знают части растения. | Умеют сотрудничать в группе, в паре. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Рисунки с изображением частей растения | ||||||||||||
42. | 16. 02 | Уход за комнатными растениями | Познакомить с некоторыми популярными комнатными растениями. Научить их пересаживать, ухаживать за ними. | Практи-ческое занятие | Познакомилиь с некоторыми популярными комнатными растениями. Научилиь их пересаживать, ухаживать за ними. | Умеют сотрудничать в группе, в паре | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Опыт по выращиванию растения | ||||||||||||
43. | 21. 02 | Как развиваются растения. | Научить выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. | Комби-ниро- ванный | Научить выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием | Умеют сотрудничать в группе, в паре | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Опыт по выращиванию растения из семени. | ||||||||||||
44. | 23. 02 | Деревья леса. | Познакомить с «паспортом» дерева и его особенностями. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с «паспортом» дерева | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением деревьев. | ||||||||||||
45. | 28. 02 | Кустарники леса. | Познакомить со вторым ярусом леса (кустарники). | Комби-ниро- ванный | Узнали, что второй ярус леса – кустарники. | Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации учебника. | ||||||||||||
46 | 01. 03 | Травянистые растения. | Обобщить знания детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с травянистыми растениями. | Умеют сотрудничать в группе, в паре | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации травянистых растений, гербарий. | ||||||||||||
48. | 06. 03 | Лесная аптека. | Познакомить с лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. | Комбиниро- ванный | Знают лекарственные растения и съедобные грибы. | Умеют сотрудничать в группе, в паре; искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации лекарственных растений, грибов. | ||||||||||||
49. | 13. 03 | Что такое лес? Экскурсия | Обобщить знания учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Экскур-сия | Знают «этажи» леса | Умеют сотрудничать в группе, в паре | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | парк | ||||||||||||
50. | 15. 03 | Звери леса. | Познакомить хищными животными леса и их повадками. | Комби-ниро- ванный | Знают хищных животных и их повадки. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением хищных животных. | ||||||||||||
51. | 20. 03 | Птицы – лесные жители. | Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с лесными птицами, их голосами, особенностями поведения. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Кассета с записью голосов птиц. | ||||||||||||
52. | 22. 03 | Ужи – обитатели леса | Познакомить с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками. | Комбиниро- ванный | Знают: ужи – многочисленное семейство пресмыкающихся. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением змей. | ||||||||||||
4 четверть | ||||||||||||||||||||
53. | 03. 04 | Насекомые леса. | Познакомить с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением насекомых.. | ||||||||||||
54 | 05. 04 | Для чего нужны насекомые? | Познакомить с полезными насекомыми (и вредными), мерами их охраны (борьбы). | Комби-ниро- ванный | Познакомились с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением насекомых.. | ||||||||||||
55. | 10. 04 | Мы пришли в лес. Экскурсия. | Познакомить с правилами поведения в лесу. Наблюдения за изменениями весной | Экскур-сия | Знают правила поведения в лесу. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Весенний парк (лес) | ||||||||||||
56. | 12. 04 | Путешествие капельки. | Познакомить с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. | Умеют сотрудничать в группе, в паре; искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | . | ||||||||||||
57. | 17. 04 | Свойства воды. | Познакомить детей со свойствами воды, с различным её состоянием. | Комби-ниро- ванный | Познакомились со свойствами воды, с различным её состоянием. | Умеют сотрудничать в группе, в паре; искать информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением различных водоёмов. | ||||||||||||
58. | 19. 04 | Рыбы - обитатели водоёмов. | Познакомить с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. | Комби-ниро- ванный | Познакомлись с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением разных видов рыб. | ||||||||||||
59. | 24. 04 | Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. | Познакомить с животным миром полей, с особенностями питания и обитания животных. | Комби-ниро- ванный | Познакомились с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания. | Познакомить с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов. | ||||||||||||
60. | 26. 04 | Болото – естественный водоём. | Познакомить с животным и растительным миром болот. | Комбиниро- ванный | Познакомились с животным и растительным миром болот. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением животных и растений болот. | ||||||||||||
61. | 03. 05 | Экскурсия к водоему. | Наблюдение за жизнью растений, насекомых у водоема. | Экскур-сия | Познакомились с животным и растительным миром болот. | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные; коммуникативные; информационные | Водоем | ||||||||||||
62. | 08. 05 | Растения и животные луга. | Познакомить с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. | Комбиниро- ванный | Познакомились с растительным миром луга, с особенностями жизни луга | Умеют искать нужную информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением луга и его растений. | ||||||||||||
63. | 10. 05 | Растения и животные поля. | Познакомить детей с растительным и животным миром полей | Комбиниро- ванный | Познакомились с растительным и животным миром полей | Умеют искать нужную информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением животных и растений полей. | ||||||||||||
64. | 15. 05 | Растения и животные сада. | Познакомить детей с растительным и животным миром сада. | Комбиниро- ванный | Познакомились с растительным и животным миром сада | Умеют искать нужную информацию | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); | Иллюстрации с изображением животных и растений сада | ||||||||||||
65. | 17. 05 | Будем беречь природу. | Познакомить с представителями Красной книги. | Комбиниро- ванный | Познакомились с представителями Красной книги | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Иллюстрации с изображением представителей Красной книги. | ||||||||||||
66. | 22. 05 | Урок – Экзамен. | Проверить знания учащихся по разделу «Мы – жители Земли». | Контроль знаний | Выполнили задания | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные; коммуникативные; информационные | Ребусы. | ||||||||||||
67. | 24. 05 | Будем беречь нашу Землю. | Обобщить знания учащихся за год. | Обобще-ние | Выполнили задания | Учебно-познавательные; коммуникативные; информационные | Контрольная работа. | |||||||||||||
68. | 29. 05 | Весенние работы на пришкольном участке | Научить высаживать саженцы цветов, ухаживать за ними | Практи-ческий | Научилиь высаживать саженцы цветов, ухаживать за ними | Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные; коммуникативные; информационные | инвентарь | ||||||||||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основанииФедерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Россий...
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа для 2 класса по школе 21 века (окружающий мир)
Окружающий мир, 2 класс,УМК школа 21 века...