Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
статья (4 класс)
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отставания в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_algoritmov_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 935.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Опыт работы по преодолению нарушений в развитии
Подготовила Е.В. Кузнецова
Учитель-дефектолог
г. Тихвин – 2024
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение задачи. Алгоритмы используются на всех предметах. В жизни нас тоже кругом окружают алгоритмы. Сама жизнь – это тоже какой-то алгоритм. И независимо, знаем мы алгоритмы или нет, жизнь идет по алгоритму. Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно. У нормотипичных детей алгоритмы поведения вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. У детей, испытывающих трудности усвоения школьной программы, правильные установки не формируются, над этим необходимо работать.
Зачем детям с особыми образовательными потребностями алгоритмы?
В настоящее время общеизвестно, что дети с проблемами в развитии, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками.
У нормотипичных детей с большим опытом разных активностей, таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях. Хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.
Проектируя коррекционно-образовательную деятельность, я нахожу ответы на множество вопросов: Какую тему предстоит рассмотреть? Какой результат должны получить разные группы/категории обучающихся? Какова цель урока? Нуждается ли она в дифференциации? Чем уже владеют обучающиеся разных нозологических групп на начало урока? Какие новые учебные действия необходимо освоить разным группам обучающихся? Как можно организовать коррекционно-образовательную деятельность? Какие методы, приёмы, использовать? Какой обучающий материал подобрать? Как организовать этап определения задания на основе принципов индивидуализации?
Большое значение имеет соответствие алгоритму сам коррекционно-образовательный урок. Так, устные задания предъявляю по следующему алгоритму:
- проговариваю задание, потом обучающиеся (или один ребенок) проговаривают задание после инструкции; при этом допустимо использование карточек с опорными словами или с опорными предложениями;
- я проговариваю, ход выполнения задания: что сначала, что
потом, что в результате;
- повторение за учителем-дефектологом (целесообразно
использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы);
- пошаговое выполнение задания: снова возвращаемся к тому, с
чего начинали выполнение задания; обучающиеся выполняют, проверяют вместе с учителем-дефектологом;
- итоговая проверка результатов выполнения задания, учет ошибок (проговариваю сама, затем обучающиеся).
Особенности работы с письменными заданиями:
- проговариваю задание, затем обучающиеся (или один ребенок)
проговаривают задание после учителя-дефектолога; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
- раздаю карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в кабинете имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);
- при проверке задания, проговариваю все ошибки и способы их устранения.
Применение алгоритмов в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, пересматривает традиционный подход к трансляции учебного материала. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отставания в образовательном процессе.
При составлении алгоритмов и адаптации коррекционного процесса к общеобразовательной деятельности, использую алгоритмы, понятные обучающимся с ОВЗ.
Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице. По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям.
В своей работе использую различные виды алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Линейный алгоритм представляет набор команд (указаний), выполняемых последовательно во времени друг за другом.
Примером может служить инструкция, применяемая при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова на учебном материале русского языка.
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Следующий пример линейных алгоритмов показывает применение учебного материала по математике в работе учителя-дефектолога (определение середины отрезка):
- Построить окружность радиусом с длину отрезок на одном конце отрезка.
- Построить окружность радиусом с длину отрезок на другом конце отрезка.
- Соединить точки пересечения окружностей прямой.
- Точка пересечения построенной прямой и отрезка имеет координаты середины отрезка.
Разветвляющийся алгоритм — это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Разветвляющийся алгоритм подчиняется следующей схеме:
Примером применения может служить задание для обучающегося с ОВЗ составить разветвляющийся алгоритм по мотивам прочитанных произведений А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане":
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
"Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Из литературного произведения:
Или из сказки "Золушка".
Девушке примеряют туфельку, если она подошла, то она становится невестой принца, а если не подошла, то невестой она не становится.
Заданием может служить составление алгоритма по картинам. Например, по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
Применение данного алгоритма в общеобразовательной школе широко применимо учителем-дефектологом. Вспоминая сказку о колобке и многократно проговаривая с обучающимися, как он катился по лесу и ему все время говорили: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок постоянно уходил от героев произведения. От зайца ушел, опять покатился, от медведя ушел, опять покатился, от волка ушел, опять покатился, но встретил лису, она его съела. Цикл закончился.
Следующий пример по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке", когда царь Дадон отправляет своих сыновей на войну. Это тоже циклический алгоритм, и когда петушок беспокойно кричит, указывая на врага, это тоже происходит в цикле.
Важным этапом в развитии алгоритмических способностей, выступает связь с реальной жизнью. На своих уроках моделирую и воспроизвожу ситуации, трудные для обучающегося с ОВЗ, но возможные в обыденной жизни. Их анализ, проигрывание и составление определенного алгоритма, становятся основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.
Подводя итог, считаю, что обучение с использованием алгоритмов, является эффективным средством для обучения детей и подростков с ОВЗ на любых ступенях образования. Применение алгоритмов способствуют развитию у обучающихся с ОВЗ логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи, предупреждают ошибку на начальном этапе работы и не допускают повторения ее. Навыки работы с алгоритмами, являются своеобразным репетитором-помощником, который приходит на «выручку» обучающимся во время коррекционно-образовательной деятельности и при выполнении тренировочных упражнений, являясь универсальным подспорьем при выравнивании когнитивных навыков.
Список литературы
- Тарасова, О. К. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС / О. К. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1 (123.1). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/123/32609/ (дата обращения: 22.01.2024
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
- Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с. – (Библиотека психолога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Рекомендации для учителей начальных классов к работе над составом чисел в пределах первого десятка с детьми с особыми образовательными потребностями
Формирование вычислительных навыков ребенка с особыми образовательными потребностями будет более эффективным, если не ограничиваться вербальным и дедуктивным подходом в преподавании математики, не ско...
Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...
Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...
Специфика работы педагога - психолога с детьми с особыми образовательными потребностями.
Основные аспекты при работе с детьми с особыми образовательного потребностями....