Рекомендации для учителей начальных классов к работе над составом чисел в пределах первого десятка с детьми с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по математике

Адиатулина Юлия Юрьевна

Формирование вычислительных навыков ребенка с особыми образовательными потребностями будет более эффективным, если не ограничиваться вербальным и дедуктивным подходом в преподавании математики, не сковывать моторную активность ребенка, а опереться на его сенсорный и операциональный опыт. Следует применять как можно больше разнообразного наглядного материала (иллюстративные и предметные пособия), чтобы ребенок учился переносить полученные знания на новый материал, обогащал свой сенсорный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_po_matematike.docx150.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная школа № 53»

Рекомендации

для учителей начальных классов

к  работе над составом чисел

в пределах первого десятка

 с детьми с особыми образовательными потребностями.

Составитель:  Адиатулина Ю.Ю.

учитель начальных классов

1304429644.jpg

Новокузнецк, 2019 г.

 Формирование вычислительных навыков ребенка с особыми образовательными потребностями будет более эффективным, если не ограничиваться вербальным и дедуктивным подходом в преподавании математики, не сковывать моторную активность ребенка, а опереться на его сенсорный и операциональный опыт. Следует применять как можно больше разнообразного наглядного материала (иллюстративные и предметные пособия), чтобы ребенок учился переносить полученные знания на новый материал, обогащал свой сенсорный опыт. 

Учитывая, что дети с особыми образовательными потребностями склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, при изучении нового материала необходимо давать инструкцию небольшими порциями, а так же постоянно закреплять и повторять изученный материал.  Учитель должен основываться на особенности категории детей, с которой он работает -  дети с трудом выделяют существенные признаки, отличающие понятия друг от друга, сходных или противоположных, и склонны к уподоблению понятий, особенно если усматривают в них черты внешнего сходства, следовательно, процесс обучения должен опираться на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.

Учитель должен понимать, что отвлеченное, абстрактное мышление у детей развито слабо, чтобы подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами, учителю следует широко использовать наглядность, дидактический материал. Объяснение учителя всегда должно  сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Практическая работа с предметами, направляемая объяснением учителя, может служить базой для обобщений.

 Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать состояние световой и цветовой чувствительности детей с особыми образовательными потребностями. Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом, выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей. Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысловое содержание картинки, четкость изображения, возраст детей, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение. При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения и зрительную нагрузку. Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10x10; 20x30. Следует также применять  рамки на раздаточном пособии (желательно красного или желтого цветов), увеличенные размеры картинок, а также изображения воспринимаются лучше, если они выполнены в цветном варианте. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При правильно подобранном материале можно приступать к работе с детьми.

Схема изучения состава любого числа выглядит следующим образом: берутся два любых множества предметов (две тарелки с яблоками, две корзины с грибами или две вазы с цветами) или их моделей и эти предметы по одному перекладываются из одного множества в другое. При этом задаются следующие вопросы:

1)         Сколько предметов в первой тарелке?

2)         Сколько предметов во второй тарелке?

3)         Сколько предметов всего в двух тарелках?

Делается вывод о составе данного числа.

Пример: Положите на первую тарелку одно яблоко, а на вторую - три яблока.- Сколько яблок на первой тарелке? (Одно.) Сколько яблок на второй тарелке? (Три.) Сколько всего яблок в двух тарелках? (Четыре.) Значит, четыре - это один и три.

После этого одно яблоко перекладывается из второй тарелки в первую. Следуют аналогичные вопросы, и делается вывод, что четыре - это два и два. И, наконец, переложив еще одно яблоко из второй тарелки в первую, получаем третий вариант состава числа из двух слагаемых: четыре - это три и один.

Все три случая желательно обобщить и свести в одну таблицу:

                   4         1         2         3

                                3         2         1

Задания могут быть самыми различными.

Например:

Как по-разному можно разложить 9 орехов в 2 кармана?

Сколько надо доложить до 6 орехов, чтобы их стало 9?

Сколько орехов надо взять у 9, чтобы их стало 5?

7 орехов – это 9 без скольких?

9 орехов – это 8 и сколько?

Сколько из 9 орехов ты должен отдать товарищу, чтобы у тебя осталось 4? И т.д.

На уроке математики интересно проходит работа с перфокартами, которая помогает лучше усвоить состав чисел первого десятка, изучить приемы сложения и вычитания. Для этой работы заранее для каждого ученика силами родителей и учащихся необходимо сделать карточки. В верхней части карточки – рисунок с изображением, каких – либо предметов и число, состав которого изучается на уроке. В нижней части, в «окошечках» записаны цифры, входящие в состав данного числа, причем дается только одна составная его часть. Другую должны заполнить учащиеся, наложив карточку из своей кассы цифр на пустое «окошечко».

У каждого ученика будет целый набор таких карточек на состав чисел 2 -10, а дети  очень любят работать с ними.

09f9745c2497t.jpg

Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах. Очень интересный вариант – перфокарта в виде домика.

С помощью предметов создаются числовые лесенки (1, 2, 3...), которые наглядно иллюстрируют способ образования последующих чисел из предыдущих. Устанавливается, какое из двух соседних чисел больше (меньше) и на сколько. Количественные отношения соседних чисел определяют порядок их называния при счете: единица меньше двух; поэтому при счете сначала называют число 1, а потом число 2 и т. д.

shema_8.jpg

Далее дети учатся писать цифры от 1 до 9 по порядку. Эта работа облегчается предшествующими упражнениями, в процессе которых формируются соответствующие числовые представления, вырабатываются навыки узнавания и называния печатных цифр, а также некоторые навыки письма в результате рисования бордюров, елочек, элементов цифр.

  Рекомендуется применять в работе такие задания, как:

«Вставь пропущенные числа»

Цель: отработка знаний о последовательности расположения чисел первого десятка.

Процедура проведения: ребенку предлагается карточка с числами первого десятка, где некоторые из чисел пропущены. Задача ребенка вставить пропущенные числа в свои «домики».

 

«Исправь числовой ряд»

Цель: закрепление знаний о правильной последовательности чисел первого десятка.

Процедура проведения:  Предлагается карточка с числами первого десятка, расположенными либо в неправильной последовательности, либо хаотично и просят ребенка «расставить»  числа на свои места.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей, возникает необходимость менять виды деятельности в течение занятия. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Используются яркие игрушки, картинки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их, возможно также использование компьютерных программ и презентаций, разнообразных математических игр. Не стоит также забывать об использовании счетных палочек при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

Занятия всегда должны проводиться в игровой форме на положительно – эмоциональной основе. Игры – занятия, подобранные в соответствии с возрастом и программой, стимулируют речевую функцию, речевое общение, совершенствуют процессы высшей нервной деятельности, интеллектуальные способности.

Таким образом, все вышеперечисленные особенности учебной деятельности по математике детей с особыми образовательными потребностями подтверждают необходимость индивидуального подхода к обучению, соблюдение основных требований к оформлению пособий, а так же предложенные методические рекомендации помогут как учителю, так и ребенку в освоении состава чисел первого десятка.  

Литература:

1. Перова М.Н.  Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная  педагогика).

2. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. // Журнал Дефектология, 2005 - №6, С.33-40.

3.  Специальная психология: Уч. пособие для студ. ВУЗов. / Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....

Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми разного уровня развития речевых навыков

Данные рекомендации составлены по развитию навыков языкового анализа и синтеза у обучающихся, имеющих Общее недоразвитие речи, задержку психического развития с учётом разного уровня сформированности р...

Рекомендации логопеда учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать, то есть письменной речи. Общепринято также, что обучение письменной речи – один из самых т...

Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...

Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...