Рекомендации для учителей начальных классов к работе над составом чисел в пределах первого десятка с детьми с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по математике
Формирование вычислительных навыков ребенка с особыми образовательными потребностями будет более эффективным, если не ограничиваться вербальным и дедуктивным подходом в преподавании математики, не сковывать моторную активность ребенка, а опереться на его сенсорный и операциональный опыт. Следует применять как можно больше разнообразного наглядного материала (иллюстративные и предметные пособия), чтобы ребенок учился переносить полученные знания на новый материал, обогащал свой сенсорный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_po_matematike.docx | 150.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная школа № 53»
Рекомендации
для учителей начальных классов
к работе над составом чисел
в пределах первого десятка
с детьми с особыми образовательными потребностями.
Составитель: Адиатулина Ю.Ю.
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2019 г.
Формирование вычислительных навыков ребенка с особыми образовательными потребностями будет более эффективным, если не ограничиваться вербальным и дедуктивным подходом в преподавании математики, не сковывать моторную активность ребенка, а опереться на его сенсорный и операциональный опыт. Следует применять как можно больше разнообразного наглядного материала (иллюстративные и предметные пособия), чтобы ребенок учился переносить полученные знания на новый материал, обогащал свой сенсорный опыт.
Учитывая, что дети с особыми образовательными потребностями склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, при изучении нового материала необходимо давать инструкцию небольшими порциями, а так же постоянно закреплять и повторять изученный материал. Учитель должен основываться на особенности категории детей, с которой он работает - дети с трудом выделяют существенные признаки, отличающие понятия друг от друга, сходных или противоположных, и склонны к уподоблению понятий, особенно если усматривают в них черты внешнего сходства, следовательно, процесс обучения должен опираться на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.
Учитель должен понимать, что отвлеченное, абстрактное мышление у детей развито слабо, чтобы подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами, учителю следует широко использовать наглядность, дидактический материал. Объяснение учителя всегда должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Практическая работа с предметами, направляемая объяснением учителя, может служить базой для обобщений.
Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать состояние световой и цветовой чувствительности детей с особыми образовательными потребностями. Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом, выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей. Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысловое содержание картинки, четкость изображения, возраст детей, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение. При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения и зрительную нагрузку. Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10x10; 20x30. Следует также применять рамки на раздаточном пособии (желательно красного или желтого цветов), увеличенные размеры картинок, а также изображения воспринимаются лучше, если они выполнены в цветном варианте. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При правильно подобранном материале можно приступать к работе с детьми.
Схема изучения состава любого числа выглядит следующим образом: берутся два любых множества предметов (две тарелки с яблоками, две корзины с грибами или две вазы с цветами) или их моделей и эти предметы по одному перекладываются из одного множества в другое. При этом задаются следующие вопросы:
1) Сколько предметов в первой тарелке?
2) Сколько предметов во второй тарелке?
3) Сколько предметов всего в двух тарелках?
Делается вывод о составе данного числа.
Пример: Положите на первую тарелку одно яблоко, а на вторую - три яблока.- Сколько яблок на первой тарелке? (Одно.) Сколько яблок на второй тарелке? (Три.) Сколько всего яблок в двух тарелках? (Четыре.) Значит, четыре - это один и три.
После этого одно яблоко перекладывается из второй тарелки в первую. Следуют аналогичные вопросы, и делается вывод, что четыре - это два и два. И, наконец, переложив еще одно яблоко из второй тарелки в первую, получаем третий вариант состава числа из двух слагаемых: четыре - это три и один.
Все три случая желательно обобщить и свести в одну таблицу:
4 1 2 3
3 2 1
Задания могут быть самыми различными.
Например:
Как по-разному можно разложить 9 орехов в 2 кармана?
Сколько надо доложить до 6 орехов, чтобы их стало 9?
Сколько орехов надо взять у 9, чтобы их стало 5?
7 орехов – это 9 без скольких?
9 орехов – это 8 и сколько?
Сколько из 9 орехов ты должен отдать товарищу, чтобы у тебя осталось 4? И т.д.
На уроке математики интересно проходит работа с перфокартами, которая помогает лучше усвоить состав чисел первого десятка, изучить приемы сложения и вычитания. Для этой работы заранее для каждого ученика силами родителей и учащихся необходимо сделать карточки. В верхней части карточки – рисунок с изображением, каких – либо предметов и число, состав которого изучается на уроке. В нижней части, в «окошечках» записаны цифры, входящие в состав данного числа, причем дается только одна составная его часть. Другую должны заполнить учащиеся, наложив карточку из своей кассы цифр на пустое «окошечко».
У каждого ученика будет целый набор таких карточек на состав чисел 2 -10, а дети очень любят работать с ними.
Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах. Очень интересный вариант – перфокарта в виде домика.
С помощью предметов создаются числовые лесенки (1, 2, 3...), которые наглядно иллюстрируют способ образования последующих чисел из предыдущих. Устанавливается, какое из двух соседних чисел больше (меньше) и на сколько. Количественные отношения соседних чисел определяют порядок их называния при счете: единица меньше двух; поэтому при счете сначала называют число 1, а потом число 2 и т. д.
Далее дети учатся писать цифры от 1 до 9 по порядку. Эта работа облегчается предшествующими упражнениями, в процессе которых формируются соответствующие числовые представления, вырабатываются навыки узнавания и называния печатных цифр, а также некоторые навыки письма в результате рисования бордюров, елочек, элементов цифр.
Рекомендуется применять в работе такие задания, как:
«Вставь пропущенные числа»
Цель: отработка знаний о последовательности расположения чисел первого десятка.
Процедура проведения: ребенку предлагается карточка с числами первого десятка, где некоторые из чисел пропущены. Задача ребенка вставить пропущенные числа в свои «домики».
«Исправь числовой ряд»
Цель: закрепление знаний о правильной последовательности чисел первого десятка.
Процедура проведения: Предлагается карточка с числами первого десятка, расположенными либо в неправильной последовательности, либо хаотично и просят ребенка «расставить» числа на свои места.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей, возникает необходимость менять виды деятельности в течение занятия. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Используются яркие игрушки, картинки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их, возможно также использование компьютерных программ и презентаций, разнообразных математических игр. Не стоит также забывать об использовании счетных палочек при формировании понятий о числе и арифметических действиях.
Занятия всегда должны проводиться в игровой форме на положительно – эмоциональной основе. Игры – занятия, подобранные в соответствии с возрастом и программой, стимулируют речевую функцию, речевое общение, совершенствуют процессы высшей нервной деятельности, интеллектуальные способности.
Таким образом, все вышеперечисленные особенности учебной деятельности по математике детей с особыми образовательными потребностями подтверждают необходимость индивидуального подхода к обучению, соблюдение основных требований к оформлению пособий, а так же предложенные методические рекомендации помогут как учителю, так и ребенку в освоении состава чисел первого десятка.
Литература:
1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
2. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. // Журнал Дефектология, 2005 - №6, С.33-40.
3. Специальная психология: Уч. пособие для студ. ВУЗов. / Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми разного уровня развития речевых навыков
Данные рекомендации составлены по развитию навыков языкового анализа и синтеза у обучающихся, имеющих Общее недоразвитие речи, задержку психического развития с учётом разного уровня сформированности р...
Рекомендации логопеда учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать, то есть письменной речи. Общепринято также, что обучение письменной речи – один из самых т...
Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...
Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...