Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 2 класса
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_razvitiyu_rechi_dlya_2_klassa.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 2 класса.
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы. Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы курса «Речь» авторов Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи»- Москва:РОСТкнига.
В данном комплекте дан разнообразный практический материал по развитию речи учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку, развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные:
развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Занятия курса «Умники и умницы. Развитие речи» проводятся во 2 классе 2 ч. в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Умники и умницы.Развитие речи» обучающиеся:
научатся:
- различать многозначные слова, омонимы,
омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Умники и умницы. Развитие речи»
Техника и выразительность речи.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 2 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Тематический план. 2 класс.
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся | ||||
Слово ( 13 ч) | |||||||
1. | Слово. Значение слова. | Продолжить работу над понятием «слово» | Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. | ||||
2. | Многозначные слова. | Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. | Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. | ||||
3. | Омонимы | Продолжить формирование понятия «омонимы» | Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. | ||||
4. | Омофоны, омоформы | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. | Уметь различать омофоны и омоформы. | ||||
5. | Синонимы | Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. | Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. | ||||
6. | Антонимы | Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. | Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. | ||||
7. | Фразеологизмы | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | ||||
8. | Фразеологизмы | ||||||
9. | Фразеологизмы | ||||||
10. | Пословицы | Продолжить знакомство с пословицами. | Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. | ||||
11. | Загадки | Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. | Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. | ||||
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение. | Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. | Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. | ||||
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка. | |||||
Предложение и словосочетание (3ч) | |||||||
14. | Связь между предложениями в тексте | Работа над деформированным текстом. | Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | ||||
15. | Связь между частями текста | Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. | Уметь находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с другом. | ||||
16. | Работа с деформированным текстом | Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст. | Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. | ||||
Текст ( 13 ч) | |||||||
17. | Текст. Тема текста. Заглавие. | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. | Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. | ||||
18. | Текст. Опорные слова. | Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. | Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. | ||||
19. | Текст. Опорные слова. | ||||||
20. | Проверим себя. | Выявить уровень усвоения изученного материала. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | ||||
21. | План. Составление плана. | Продолжить работу над выработкой умения составлять план. | Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. | ||||
22. | Виды плана. | Познакомить с разными видами плана. | Уметь различать картинный план, цитатный план. | ||||
23. | Виды плана. | ||||||
24. | Виды плана. | ||||||
25. | Редактирование текста | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. | Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | ||||
26. | Типы текста. Описание. | Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. | Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. | ||||
27. | Текст – сравнительное описание. | Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов. | Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | ||||
28. | Типы текста. Повествование. | Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. | Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. | ||||
29. | Типы текста. Рассуждение. | Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление. | Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | ||||
Культура общения ( 5 ч) | |||||||
30. | Сочинение на тему «Мой выходной день». | Обучение письменному сочинению. | Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям | ||||
31. | Сочинение на тему «Мой выходной день». | ||||||
32. | Повторение пройденного. | Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. | Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. | ||||
33. | Повторение пройденного. | ||||||
34. | Материал для КВН, викторин, конкурсов. | Отработка знаний, умений, навыков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Речь», составленной преподавателями Пен...
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 1-4 классов.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 3 класса
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 3 класса...
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 4 класса
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 4 класса...