Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_shkola_razvitiya_rechi.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_______А.А. Сидоренко
«___» _________2018г.
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
общеинтеллектуальной направленности
для 3-х классов
Составители программы:
учителя начальных классов
Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,
Шарипова Лилия Аскаровна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО; Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского. - М.: «Просвещение», 2011; авторской программы «Школа развития речи» Т.Н.Соколовой.
Курс « Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные:
развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Школа развития речи » отводится 1 час в неделю, 34 часа на год.
УМК курса :
1.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие . 3 класс.- М.: Росткнига, 2009. – 80 с. – (Юным умникам и умницам).
2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочая тетрадь . 1 часть.3 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 42 с. – (Юным умникам и умницам).
3. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» :Рабочая тетрадь. 2 часть. 3 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 43 с. – (Юным умникам и умницам).
Общая характеристика учебного курса
Материал учебного курса «Развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Содержание программы курса «Школа развития речи».
Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию изучения курса « Школа развития речи» обучающиеся должны:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи; - составлять планы различных видов.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные:
учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Календарно - поурочное планирование
№ п.п | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Слово. Значение слова. | Составление предложения из слов; |
2. | Откуда приходят слова. | участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. |
3. | Многозначные слова. | Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. |
4. | Словари. | Работа с различными словарями. |
5. | Омонимы. | Находить омонимы в тексте, узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок |
6. | Омофоны. Омоформы. | Различать омофоны и омоформы |
7. | Синонимы | подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. |
8. | Антонимы | находить антонимы в пословицах. |
9. | Фразеологизмы | находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; уместно употреблять крылатые слова в речи. |
10. | Пословицы | Объяснять и применять пословицы в своей речи. |
11. | Загадки | Узнавать предмет по его краткому описанию; сочинять свои загадки. |
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение. | Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. |
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | Составлять словосочетания со словами – олицетворениями, делая свою речь выразительной и красивой |
14. | Текст. Тема текста. Заглавие. | Называть признаки текста; правильно озаглавливать текст. |
15. | Опорные слова | Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста |
16. | «По семенам и всходы» (проверочная работа) | Применять приобретённые знания в самостоятельной деятельности. |
17. | План текста | Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. |
18. | Виды плана | |
19. | Картинный план, цитатный план. | Различать картинный план, цитатный план. |
20. | Связь между предложениями в тексте. | |
21. | Цепная связь предложений в тексте. | Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. |
22. | Связь между частями текста | Находить в тексте части и как они связаны друг с другом |
23. | Работа с деформированным текстом | Устанавливать связь событий и соединять события линией, записывать рассказ. |
24. | Редактирование текста | Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. |
25. | Типы текста | |
26. | Текст - описание | Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа. |
27. | Текст – сравнительное описание | Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. |
28. | Типы текста. Повествование | Составлять текст по опорным словам и по плану. |
29. | Типы текста. Рассуждение | |
30. | Текст - рассуждение. | Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? |
31. | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. |
32. | Редактирование текста | Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. |
33. | Повторяем. | Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. |
34. | В школе развития речи. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс...
Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Внеурочная деятельность "Развитие речи"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...
Рабочая программа внеурочной деятельности: " Развитие речи".
Школа России....