Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Панова Мария Владимировна

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_shkola_razvitiya_rechi.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                    ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                

Директор школы                    

_______А.А. Сидоренко                

«___»  _________2018г.          

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

     общеинтеллектуальной направленности

   для 3-х классов

Составители программы:

учителя начальных классов

Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,

Шарипова Лилия Аскаровна

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

        Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО; Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского. - М.: «Просвещение», 2011;  авторской программы «Школа развития  речи» Т.Н.Соколовой.

        

Курс « Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные:

развития, творчества, психологической комфортности;

  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Описание места учебного курса в учебном плане

         На изучение курса «Школа развития  речи »  отводится 1 час в неделю, 34 часа на год.

УМК курса :

1.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие . 3 класс.- М.: Росткнига, 2009. – 80 с. – (Юным умникам и умницам).

2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочая тетрадь . 1 часть.3 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 42 с. – (Юным умникам и умницам).        

3. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» :Рабочая тетрадь. 2 часть. 3 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 43 с. – (Юным умникам и умницам).

Общая характеристика учебного курса

Материал учебного курса «Развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Содержание программы курса «Школа развития речи».

Техника и выразительность речи.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию изучения курса « Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи; - составлять планы различных видов.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Календарно - поурочное планирование

№ п.п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1.

Слово. Значение слова.

Составление предложения из слов;

2.

Откуда приходят слова.

участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

3.

Многозначные слова.

Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

4.

Словари.

Работа с различными словарями.

5.

Омонимы.

Находить омонимы в тексте,

узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок

6.

Омофоны. Омоформы.

Различать омофоны и омоформы

7.

Синонимы

подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

8.

Антонимы

находить антонимы в пословицах.

9.

Фразеологизмы

находить в тексте фразеологизмы;

объяснять значение фразеологизмов;

уместно употреблять крылатые слова в речи.

10.

Пословицы

Объяснять и применять пословицы в своей речи.

11.

Загадки

Узнавать предмет по его краткому описанию; сочинять свои загадки.

12.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

13.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Составлять словосочетания со словами – олицетворениями, делая свою речь выразительной и красивой

14.

Текст. Тема текста. Заглавие.

Называть признаки текста;

правильно озаглавливать текст.

15.

Опорные слова

Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста

16.

«По семенам и всходы» (проверочная работа)

Применять приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

17.

План текста

Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

18.

Виды плана

19.

 Картинный план, цитатный план.

Различать картинный план, цитатный план.

20.

Связь между предложениями в тексте.

21.

Цепная связь предложений в тексте.

Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

22.

Связь между частями текста

Находить в тексте части и как они связаны друг с другом

23.

Работа с деформированным текстом

Устанавливать связь событий и соединять события линией, записывать рассказ.

24.

Редактирование текста

Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

25.

Типы текста

26.

Текст - описание

Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа.

27.

Текст – сравнительное описание

Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

28.

Типы текста. Повествование

Составлять текст по опорным словам и по плану.

29.

Типы текста. Рассуждение

30.

Текст - рассуждение.

Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

31.

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

32.

Редактирование текста

Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

33.

Повторяем.

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

34.

В школе развития речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-­эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...