Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Клиншова Елена Анатольевна

Программа внеурочной деятельности  по развитию речи для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_4_klass.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности  по развитию речи для 4 класса

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

интеллектуального развития младших школьников. 

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные  результаты 

- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

-  понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 - сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

-  овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-  уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание учебного курса

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.

 Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. 

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. 

Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематический план. 4 класс.

№ п\п , дата

Тема занятия

Элементы содержания

Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся

1.

Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.

Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.

Формирование  представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.

2.

Фразеологизмы.

Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.

Формирование представления о фразеологиз-

мах. Уметь определять слова с переносным значением слова.

3.

Фразеологизмы

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

4.

Диалектизмы.

Значение диалектизмов в литературном языке.

Формирование представления о диалектиз-

мах. Диалекты в литератур-

ном языке.

5.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

6.

Метафора.

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

Роль метафоры в художествен-

ном тексте.

7.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Умение уместного употребления пословиц в речи.

8.

Сочинение по пословице.

Составлять текст по заданной пословице.

Умение раскрывать смысл пословицы.

9.

Анализ сочинений по пословицам.

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

10.

Художественный стиль. Общее понятие.

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

Умение составлять текст в художественном стиле.

11.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

Подбор образных средств для написания сочинения.

Умение составлять текст в художествен-

ном стиле.

12.

Рифма.

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Умение определять стихи, определенный ритм.

13.

Диалог и монолог.

Определение в тексте диалогов, монологов.

Диалог и монолог как форма речи.

14.

Драматические импровизации.

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

15.

Драматические импровизации.

Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

16.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

Знакомство с элементами композиции текста.

Уметь определять все части текста.

17.

Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом.

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

Уметь определять элементы композиции текста.

18.

Творческая работа.

Письмо сочинения на определенную тему.

Писать сочинение на определенную тему.

19.

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

Письмо сочинения в художественном стиле.

Составлять текст в художественном стиле.

20.

Творческая работа.

Письмо сочинения «наоборот».

Сочинение сказки по опоре.

21.

Публицистический стиль.

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

22.

Газетно – публицистический стиль.

Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

23.

Деловая игра «Вёрстка газеты».

Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

Формирование умения выпускать стенную газету.

24.

Официально – деловой стиль.

Знакомство с официально – деловым стилем и  его особенностями.

Формировать умение написания деловых документов.

25.

Тезисы. Конспект.

Составления конспекта.

Формировать умение написания конспектов статей.

26.

Аннотация.

Написание аннотации к любимой книге.

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

27.

Я пишу письмо.

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

Формирование умения оформления адреса на письме.

28.

Личный дневник.

Важность ведения личного дневника.

Умение вести записи в личном дневнике.

29.

Сочинение «Мои любимые стихи».

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

30.

Сочинение «Мои любимые стихи».

31.

Сочини сценарий для мультфильма.

Придумать тему, каждому герою роль.

Формирование навыка составления мультфильма.

32.

Конкурс на лучшее название конфет.

Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий.

Оформление своих исследований в виде презентации.

33.

Обобщение. Проверим себя.

Лингвистический турнир.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

34.

Итоги года. КВН.

Литература:

  1. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 4 класса; М: Издательство РОСТ , 2019 г.
  2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 4 класс; М: Издательство РОСТ, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...

Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...