Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_4_klass.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по развитию речи для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
интеллектуального развития младших школьников.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного курса
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.
Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план. 4 класс.
№ п\п , дата | Тема занятия | Элементы содержания | Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся |
1. | Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. |
2. | Фразеологизмы. | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | Формирование представления о фразеологиз- мах. Уметь определять слова с переносным значением слова. |
3. | Фразеологизмы | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. |
4. | Диалектизмы. | Значение диалектизмов в литературном языке. | Формирование представления о диалектиз- мах. Диалекты в литератур- ном языке. |
5. | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. |
6. | Метафора. | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | Роль метафоры в художествен- ном тексте. |
7. | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Умение уместного употребления пословиц в речи. |
8. | Сочинение по пословице. | Составлять текст по заданной пословице. | Умение раскрывать смысл пословицы. |
9. | Анализ сочинений по пословицам. | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. |
10. | Художественный стиль. Общее понятие. | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Умение составлять текст в художественном стиле. |
11. | Сочинение – пейзажная зарисовка. | Подбор образных средств для написания сочинения. | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. |
12. | Рифма. | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Умение определять стихи, определенный ритм. |
13. | Диалог и монолог. | Определение в тексте диалогов, монологов. | Диалог и монолог как форма речи. |
14. | Драматические импровизации. | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
15. | Драматические импровизации. | Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
16. | Композиция текста. Основные элементы композиции. | Знакомство с элементами композиции текста. | Уметь определять все части текста. |
17. | Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | Уметь определять элементы композиции текста. |
18. | Творческая работа. | Письмо сочинения на определенную тему. | Писать сочинение на определенную тему. |
19. | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | Письмо сочинения в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. |
20. | Творческая работа. | Письмо сочинения «наоборот». | Сочинение сказки по опоре. |
21. | Публицистический стиль. | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. |
22. | Газетно – публицистический стиль. | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. |
23. | Деловая игра «Вёрстка газеты». | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | Формирование умения выпускать стенную газету. |
24. | Официально – деловой стиль. | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | Формировать умение написания деловых документов. |
25. | Тезисы. Конспект. | Составления конспекта. | Формировать умение написания конспектов статей. |
26. | Аннотация. | Написание аннотации к любимой книге. | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. |
27. | Я пишу письмо. | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Формирование умения оформления адреса на письме. |
28. | Личный дневник. | Важность ведения личного дневника. | Умение вести записи в личном дневнике. |
29. | Сочинение «Мои любимые стихи». | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. |
30. | Сочинение «Мои любимые стихи». | ||
31. | Сочини сценарий для мультфильма. | Придумать тему, каждому герою роль. | Формирование навыка составления мультфильма. |
32. | Конкурс на лучшее название конфет. | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | Оформление своих исследований в виде презентации. |
33. | Обобщение. Проверим себя. | Лингвистический турнир. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
34. | Итоги года. КВН. |
Литература:
- Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 4 класса; М: Издательство РОСТ , 2019 г.
- Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 4 класс; М: Издательство РОСТ, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Внеурочная деятельность "Развитие речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...
Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...