годовой план тифлопедагога
учебно-методический материал (1 класс)

Алейникова Жанна Викторовна

этот материал будет полезен тифлопедагогам, работающим в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiflopedagoga_plan_na_god.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МОУ НШ №2

_________________________О.Е.Потапова

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

 на 2023-2024учебный год.

Учитель-дефектолог – Алейникова Жанна Викторовна.

ЦЕЛЬ:

1.Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога в условиях реализации   ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

ЗАДАЧИ:

1.Научно-методическая-систематическое целенаправленное повышение уровня профессиональной квалификации учителя-дефектолога; изучение нормативно-правовой документации по ФГОСНОО для обучающихся с ОВЗ, методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в коррекционную работу.

2..Диагностическая– определение уровня развития зрительного восприятия, обследование  уровня познавательной деятельности; прогноз возможных трудностей обучения и воспитания младших школьников с нарушениями зрения; определение индивидуального маршрута развития.

3.Коррекционно-развивающая- создавать условия для реализации задач коррекционно-образовательного процесса по разделам Программы специальной (коррекционной) направленности для детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОСНОО для обучающихся с ОВЗ .

4. Профилактическая - охрана зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, но и дома: обучение приемам по проведению зрительных гимнастик и формирование потребности в приобретении знаний по охране и гигиене зрения;

5. Консультативно-аналитическая -проведение просветительской работы среди воспитателей и родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей  с нарушением зрения. Продолжать повышать общий  уровень компетенции родителей и воспитателей в вопросах обеспечения комплексной безопасности детей с нарушениями зрения и формировании представлений о здоровьесбережение .

 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1.

Направления

деятельности

Комплектование подгрупп

Составление расписаний интегрировано-образовательной деятельности

Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка

2.

Формы

 работы

Работа с документацией

( протоколы ПМПК, коррекционно-образовательные  технологии,

годовой план работы МОУ НШ №2, нормативные документы )

3.

Цель

Оптимизация и корректировка  интегрировано-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС  НОО для обучающихся с ОВЗ.

4.

Условия

 реализации

Зрительный диагноз;

Уровень развития детей; возрастные особенности

Режим дня,

расписание занятий,

комплексно-тематическое планирование

5.

Срок

проведения

до 20.09.2023

6.

Отчетная

документация

  • расписание интегрировано-образовательной деятельности,
  • график тифлопедагогического сопровождения,
  • планы (годовой, календарный)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Направления

Деятельности

Мониторинг развития детей с нарушениями зрения (промежуточный целевой ориентир)

2.

Формы работы

Индивидуальные диагностические задания, беседы, разговоры, наблюдения за детьми в режимные моменты,

3.

Цель

Выявление промежуточного целевого ориентира развития детей с нарушением зрения по разделам «Программы»

4.

Условия реализации

Диагностические методики

Посещаемость детей

5.

Срок проведения

Сентябрь - до 20.09.2023

Январь     - до 20.01.2024 (контрольный срез)

Май          - до 20.05.2024

6.

Отчетная документация

  • комплексные диагностические карты,
  • индивидуальные образовательные маршруты
  • протоколы обследования,
  • заключение учителя-дефектолога
  • тифлопедагогическая характеристика

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

1

Направления

образовательной деятельности

Развитие зрительного восприятия

(РЗВ)

Развитие ориентировки в пространстве

(ОвП)

2

Формы работы

Подгрупповые, индивидуальные , фронтальные занятия

3

Цели образовательной деятельности

  1. Содействие и сопровождение  в обучении и развитии детей с нарушениями зрения;
  2. Создание условий для раскрытия внутреннего потенциала;
  3. Помощь в преодолении и компенсации вторичных отклонений , мешающих детям с нарушениями зрения  гармонично развиваться в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

4

Условия реализации

Дидактический материал к занятиям

Подготовленность к занятиям; систематическое взаимодействие со специалистами;

Дидактический материал к занятиям

Подготовленность

к занятиям; систематическое взаимодействие со специалистами;

5

Срок проведения

Сентябрь—май

6

Отчетная документация

  • комплексно-тематический перспективный план,
  • календарно-тематический  план работы;
  • конспекты интегрировано-образовательной деятельности;
  • журнал  посещаемости;
  • индивидуальные карты обучающихся;
  • индивидуальные тетради;
  • журнал  методической работы с родителями

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

Направления деятельности

Участие в родительских собраниях

Индивидуальные консультации, беседы

Групповые

консультации

Оформление наглядной агитации

2

Формы работы

Выступления

на родительских собраниях/ подготовка онлайн консультаций

Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации

по воспитанию и обучению детей

Групповая консультация

Буклеты

«Гимнастика для глаз»

«Ребенок и телевизор»

3

Цель

1.Знакомство с задачами коррекционной работы. 2.Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. 3.Формирование представлений о возможностях детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

1.Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. 2.Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. 3.Оказание психолого-педагогической поддержки.

1.Знакомство с особенностями коррекционной работы с младшими школьниками с нарушением зрения

2.Отработка навыков работы с детьми   в домашних условиях.

3.Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях.

1.Привлечение и активизация родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении.

2.Активное участие родителей в жизни класса

4

Условия реализации

компетенция учителя-дефектолога  в области тифлопедагогики, тифлопсихологии, физиологии

активность учителя-дефектолога;

заинтересованность родителей;

своевременное анкетирование родителей

Активность и заинтересованность родителей класса

5

Срок проведения

сентябрь-май

В течение уч.года

сентябрь-май

Ежемесячно

6

Отчетная документация

Протоколы собраний.

Папка

«Работа с родителями»

Папка

«Работа с родителями»

Рекомендации по работе с детьми в дома.

 РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

1.

Направления деятельности

Посещение занятий

Консультации для учителей, узких специалистов

2.

Формы работы

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия

1.Устные консультации-рекомендации

2.Консультации  по актуальным вопросам коррекционной работы  

3.Совместное  планирование образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

3.

Цель

1.Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе.

2.Соблюдение дозировки зрительной нагрузки.

3.Использование специальных  современныхметодов, приемов  и средств обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Повышение и совершенствование качества непосредственно-образовательной деятельности воспитателей в условиях внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

4.

Условия реализации

1.Заинтересованность педагогов;

2.Подготовленность к занятиям;

3.Методическое и дидактическое обеспечение в соответствие с ФГОС  для обучающихся с ОВЗ .

Повышение педагогической грамотности  и компетентности в области тифлопедагогики и тифлопсихологии; использование в работе инновационных приемов и методов в обучении и развитии, современных образовательных технологий в коррекционно-оздоровительной работе в условиях внедрения ФГОС  НОО для обучающихся с ОВЗ

5.

Срок проведения

В течение года

Сентябрь-май

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

1.

Направления деятельности

Организационная работа

Психолого-медико-педагогический консилиум

2.

Формы работы

Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам промежуточного целевого ориентира.

Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ;

Составление индивидуальных маршрутов сопровождения и обучения детей с нарушениями зрения.

3.

Цель

Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения в соответствии с ФГОС  НООдля обучающихся с ОВЗ

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушениями зрения.

Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению.

4.

Условия реализации

Активность специалистов и их заинтересованность

Систематичность заседаний ПМПк

5.

Срок проведения

В течение года

В течение года,

 согласно плана ПМПк

6.

Отчетная документация

1.Индивидуальные программы сопровождения (папки ПМП сопровождения)

Протоколы консилиума,

 индивидуальные программы сопровождения,

диагностические карты,

рекомендации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Направления

деятельности

Организационно-методическая

2.

Формы

 работы

Ознакомление с работами коллег, новинками  литературы по тифлопедагогике и психологии

изучение нормативно-правовой документации ФГОС  НОО для обучающихся с ОВЗ

Выступление с докладами на МО учителей начальных классов,

 методические рекомендации для учителей предметников, работающих на классе.

3.

Цель

Повышение уровня тифлопедагогических, психолого-педагогических и офтальмологических знаний в свете внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

4.

Условия

 реализации

-информированность

-доступность участия

 -интерес педагога

 -активность педагога

5.

Срок

проведения

В течение

года и в соответствие с годовыми планами

6.

Отчетная

документация

Материалы выступлений

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

ТЕМА КОНСУЛЬТАЦИИ

Прим

сентябрь

1. Результаты стартовой диагностики.

2.Формирование пространственных представлений и ориентировки в тетради

октябрь

1.Профилактика зрительного утомления

ноябрь

Изучение алгоритма выполнения графических диктантов

декабрь

«Виды нарушений зрения»

январь

Памятка-рекомендация

«Значение зрительной гимнастики. Дети и телевизор»

февраль

 «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения»

март

 «Поведенческие расстройства у детей с нарушениями зрения»

апрель

 «Особенности математического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения»

май

 «Роль семьи в охране зрения у детей младшего школьного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОДОВОЙ ПЛАН ГРАФИК - 1

Годовой план-график прохождения программного материала 1 класс. по четвертям....

ГОДОВОЙ ПЛАН ГРАФИК - 2

Годовой план график прохождения материала 2 класс, по четвертям....

Годовой план работы ДОУ на 2011-2012уч. год

ГОДОВОЙ  ПЛАН РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ №3 «ЗВЕЗДОЧКА» НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД г. Зерноград 20...

Годовой план логопедической работы

Годовой план логопедической работы...

Годовой план работы школьного учителя-логопеда

В качестве обмена опытом  предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда. Буду рада, если он окажется полезен молодым специалистам....

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....