Рабочая программа для 7 класса курс Сенсорное развитие УО вар.2
рабочая программа
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_sapkulov_sensornoe_razvitie.docx | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса «Сенсорное развитие» |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КУ НОСШ (вариант 2); Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М. |
Категория обучающихся | Обучающийся 7 класса КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 34 часа |
Форма организации учебной деятельности | Очно индивидуально на дому |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ.
Цель: расширение спектра сенсорных ощущений через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи коррекционного курса:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие всех видов восприятия.
- Формирование пространственных и временных представлений.
Общая характеристика учебного предмета
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, может быть выражена скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Программа курса «Сенсорное развитие» направлена на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Описание места курса в учебном плане
На изучение курса «Сенсорное развитие» в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю - 34 учебные недели).
Содержание программы коррекционного курса
Содержание программы предусматривает как сенсорное развитие обучающегося, так и развитие общей и мелкой моторики.
Раздел «Повышение функционального уровня систем организма» включает тренировку дыхания, что способствует развитию концентрации произвольного внимания. Массаж и самомассаж повышает потенциальный энергетический уровень, успокаивают психику, обогащают знания детей о собственном теле.
Занятия в разделе «Оптимизация мышечного тонуса» направлены на преодоление замедленной переключаемости нервных процессов, слабости волевых усилий, двигательного беспокойства, на развитие дифференцированных двигательных и психических реакций. Таким образом, работа включает коррекцию как гипо-, так и гипертонуса.
Раздел «Сенсорные эталоны» направлен на формирование у обучающегося понятий об общепринятых образцах внешних свойств предметов. Ребенок получает четкие представления о свойствах предметов для анализа и выделения этих свойств в различных ситуациях. Такие знания служат базой для осуществления мыслительных операций и развития познавательной деятельности в целом, поэтому в программе большое внимание уделяется обучению различным способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке, осмотру, описанию, выполнению с предметами определенных действий в заданной последовательности.
Содержание работы в данном разделе предусматривает использование на занятиях упражнений на развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, собственного тела. Целесообразно в качестве объектов исследования на занятиях использовать вначале реальные предметы, затем их наглядные плоскостные изображения, потом анализировать объект по представлению (без предъявления наглядного образца) – то есть формировать перцептивные действия с постепенным усложнением. Занятия по развитию вкусовой, обонятельной, тактильной и слуховой чувствительности проводятся только с использованием реальных объектов (включая продукты питания).
«Формирование сенсомоторных координаций» предполагается работа на развитие способности к межмодальному синтезу. В этом процессе активно задействованы мнемические процессы и, таким образом, активно развиваются все виды памяти. Ребенку предъявляются объекты окружающего мира в различных модальностях (на ощупь, на слух, зрительно, на вкус). Обучающийся воспринимает предъявленные образцы, запоминает их, а затем переводит в другую модальность – озвучивает, зарисовывает, пытается узнать на ощупь то, что увидел или то, что было названо.
Работа, предусмотренная в каждом разделе программы, должна проводится комплексно, с включением различных психических процессов. Для реализации темы занятия необходимо подбирать упражнения многофункционального характера, работать над развитием внимания, произвольности, мышления, речи, памяти, воображения.
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы
Динамика развития обучающегося фиксируется учителем на основе мониторинга 1 раз в полугодие в соответствии с Положением КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», утвержденного Приказом № 230-од от 27.08.2021.
Результаты оценки достижений обучающегося заносятся в индивидуальную карту развития, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений в личностных и предметных результатах.
Учебно-методические средства обучения
- Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п.
- Конструкторы: металлический, пластмассовый.
- Масла и установка для ароматерапии.
- Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.
- Наборы для рукоделия, бусины.
- Природный материал.
- Предметные и сюжетные картинки.
- Наборы геометрических фигур.
- Натуральные фрукты, овощи.
- Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемые результаты освоения программы | |
Возможные личностные результаты | Возможные предметные результаты | ||||
1 | Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств | 4 | - восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей | - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста; - осознает, что может, а что ему пока не удается; - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); - испытывает потребность в новых знаниях; - стремится помогать окружающим; - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.); - осознает себя в семейно–бытовых ролях; - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; - экологическая ответственность; - формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
- узнавание по запаху или на вкус. |
2 | Тактильно-двигательное восприятие | 9 | - закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. - рефлекторное реагирование. - закрепление реакции на известный раздражитель; - знание своих потребностей; - восприятие формы; различение, воспроизведение формы - восприятие различение цветов - категории «Большой – маленький» |
ориентировка на листе бумаги разного формата.
- умение совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие (например, включить свет); - знание своих потребностей. | |
3 | Реагирование на раздражители | 11 | - связь прикосновения с хватанием; акустически-моторная координация; зрительно-моторная координация. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении. Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант с усложненными заданиями. Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения. Ссыпание различных материалов (песок, горох и т.д.) Пассивное движение руками в воде, песке, горохе. Самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами. |
осознание взаимосвязи между собственными действиями и эффектом (сминать, рвать, бросать, толкать).
| |
4 | Зрительное восприятие | 7 | - повторение действий с объектом. - восприятие отражения в зеркале; фотографии; теней; изображения на картинке. - узнавание собственных вещей; людей; предметов на расстоянии; объекта по его части; ситуаций. - зрительный контроль за действиями движений крупной моторики; - Игра «Что изменилось»; нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/ сюжетных/картинок); нахождение «нелепиц» на картинках; дидактическая игра «Лабиринт». - тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». |
понимание причинно-следственных связей. | |
5 | Развитие слухового восприятия | 2 | - поисковое поведение - умение ожидать - установление причинно-следственных связей подражание собственным звукам и движениям -формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука |
| |
6 | Повторение | 1 | - закрепление восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений |
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Решаемые проблемы (цель) | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств | ||||
1 | Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений | Воспринимать дифференцированные вкусовые ощущения (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.). | 01.09 | |
2 | Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений | 08.09 | ||
3 | Дифференцированное восприятие ароматов | Воспринимать дифференцированные ароматы (запах фруктов, цветов, парфюмерии). | 15.09 | |
4 | Дифференцированное восприятие ароматов | 22.09 | ||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||
5 | Развитие осязания. | Развивать осязания (теплее — холоднее), определять контрастную температуру разных предметов (грелка, утюг, чайник). Учить дифференцировать предметы на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | 29.10 | |
6 | Развитие осязания. | 06.10 | ||
7 | Развитие барических ощущений | Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. | 13.10 | |
8 | Развитие барических ощущений | 20.10 | ||
9 | Восприятие формы, цвета, величины | - Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. - Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). - Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). - Конструирование сложных форм предметов - Узнавание предметов по одному элементу. | 27.10 10.11 | |
10 | Восприятие формы, цвета, величины | |||
11 | Улучшение качества восприятия. | - Развитие точности и объема восприятия. - Учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие (например, включить свет, если темно). | 17.11 | |
12 | Управление восприятием. | 24.11 | ||
13 | Управление восприятием. | 01.12 | ||
Реагирование на раздражители | ||||
14 | Тактильные раздражители | - Двигательные реакции в ответ на тактильные, кинестетические, вкусовые, акустические, зрительные, обонятельные раздражители. - Эмоциональная реакция на тактильные, кинестетические, вкусовые акустические, зрительные, обонятельные раздражители. - Узнавание тактильного, кинестетического, вкусового, акустического и зрительного раздражителя. | 08.12 | |
15 | Вкусовые раздражители | 15.12 | ||
16 | Акустические, зрительные раздражители | 22.12 | ||
17 | Акустические, зрительные раздражители | 12.01 | ||
18 | Обонятельные раздражители | 19.01 | ||
19 | Обонятельные раздражители | 26.01 | ||
20 | Взаимодействие между органами чувств. | 02.02 | ||
21 | Взаимодействие между органами чувств. | - Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). - Совершенствование точности мелких движений рук. - Вычерчивание геометрических, дорисовывание симметричной половины изображения, ссыпание различных материалов. - Самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами. | 09.02 | |
22 | Повторение воздействия раздражителей. | 16.02 | ||
23 | Повторение воздействия раздражителей. | - Повторение движений перед зеркалом (мимических, движений тела). - Подражание звукам животных. - Повторение движений с мячом. - Поиск спрятанных предметов. - Исследование объектов, свойств объектов. - Связь игры с сигналом. - Обнаружение взаимосвязи между собственными действиями и эффектом (сминать, рвать, бросать , толкать). | 02.03 | |
24 | Ожидание и создание раздражителей. | 09.03 | ||
Зрительное восприятие | ||||
25 | Зрительный контроль | - Зрительный контроль за действиями - Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале, «нелепиц» на картинках. - Тренировка зрительной памяти. | 16.03 | |
26 | Зрительный контроль | 30.03 | ||
27 | Узнавание людей, предметов, ситуаций | - Узнавание своей вещи среди чужих - Знание своего имени, отклик на имя - Узнавание на ощупь, запах или на вкус - Узнавание звучания инструмента, находящегося за ширмой | 05.04 | |
28 | Узнавание людей, предметов, ситуаций | 12.04 | ||
29 | Узнавание изображаемого объекта | - Восприятие отражения в зеркале. - Знакомство с фотографией; соотнесение реального объекта с фотографией; показ себя на фотографии; узнавание себя в зеркале; соотнесение объекта с изображением. - Соотнесение рисунков с рисунками; составление разрезанных на полоски картинок, мозаики. - Понимание причинно-следственных связей. | 19.04 | |
30 | Узнавание изображаемого объекта | 26.04 | ||
31 | Причинно-следственные связи. | 02.05 | ||
Развитие слухового восприятия | ||||
32 | Развитие слухомоторной координации | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; Учить различать звуки по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | 11.05 | |
33 | Развитие слухомоторной координации | 18.05 | ||
Повторение | ||||
34 | Повторение | Повторение изученного материала. | 25.05 |
Литература
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».
- Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
- Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
- Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для тифлопедагога по сенсорному развитию, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет цель:Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализат...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс ОВЗ
Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для 4 класса...