Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие
рабочая программа (2 класс)
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет цель:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsionnomu_kursu_sensornoe_razvitie._2m_klass._sazonova_n.a.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №281»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
______________________ Е. В. Юрчикова
«______»_____________________2021 год
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Сенсорное развитие
на 2021-2022 учебный год
(период реализации 1 год)
2М класс
Обучающиеся с ТМНР
Всего 34 часа
1 этап обучения
1 час в неделю
Составитель:
Сазонова Наталья Анатольевна -
учитель-дефектолог
Москва 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)
Учебный план ГБОУ Школа № 281.
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Ожидаемые личностные результаты освоения программы заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
Зрительное восприятие
- фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете;
- прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом, за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие
- локализовать неподвижный (близко расположенный) и неподвижный (удаленный) источник звука;
- соотносить звук с его источником;
- находить одинаковые по звучанию объекты.
Кинестетическое восприятие
- формировать адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека;
- формировать адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхностей.
Восприятие запаха
- формировать адекватную реакцию на запахи;
- формировать умения узнавать и различать объекты по запаху.
Восприятие вкуса
- формировать адекватную реакцию на продукты питания;
- формировать умения узнавать и различать продукты по вкусу и вкусовым качествам.
Содержание коррекционного курса
Сенсорное развитие происходит поэтапно: от накопления ощущений, к восприятию того или иного свойства (или качества) предмета, затем к дифференциации воспринятого свойства по отношению к другим свойствам (различение свойств и качеств), после чего - создаются условия для овладения словесным обозначением определенного свойства (или качества) предметов.
Содержание программы коррекционного курса состоит из 5 разделов:
"Зрительное восприятие",
"Слуховое восприятие",
"Кинестетическое восприятие",
"Восприятие запаха",
"Восприятие вкуса".
Содержание коррекционного курса реализуется в групповой форме обучения, Занятия с детьми могут проводиться как в кабинете, так и вне классной комнаты (например, на пришкольном участке).
Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые будут способствовать накоплению чувственного и практического опыта, связанного с различными свойствами и качествами предметов.
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1. | Диагностика | Диагностика актуального уровня сенсорного развития обучающихся. Обследование уровня сформированности сенсорных и моторных процессов |
1. | Зрительное восприятие | Плоскостная: квадрат, круг, треугольник. Соотнесение и дифференциация объемных и плоскостных форм. Дифференциация объемных и плоскостных форм. Передача форм в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Складывание форм: матрешка, пирамидка (4 части). Чередование форм. Размер: предметы контрастных размеров (большой и маленький); сериационные ряды по возрастанию (стаканчик). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование) Цвет: предметы одинакового цвета (желтый). Выбор предмета по показу (по образцу или по слову) – из 2-х. одинаковые по цвету предметы (красный, желтый, синий, зеленый); различные по цвету предметы (2-3-4 основных цвета); передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация) (какие поделки?). Элементы нетрадиционного рисования: рисование по мокрому листу, рисование ладошками, штампование, рисование губкой. Лепка: раскатывание шариков, «колбасок», изготовление гусеницы. Аппликация: техника нетрадиционного рисования-заклеивание мелкими кусочками бумаги изображения на листе, «мозаика»). Группировка предметов по одному признаку. |
2. | Слуховое восприятие | Звучащие предметы: дудка, металлофон, барабан; слова – обозначения, соотнесение с звучащим предметом; звуки окружающего мира (животные, транспорт); слова-обозначения звуков окружающего мира (му-му, би-би и др.); тихие и громкие звуки, звукоподражание. Выбор предмета по звуку – из 2-х. Звучащие предметы (колокольчик, звонок, барабан); звукоподражание.Манипуляции (извлечение звука) с предметом (совместно или по показу). |
3. | Кинестетичес-кое восприятие | Умение удерживать в руках предметы разного размера и разного веса; узнавать предмет по форме на ощупь, бросать в цель, катить по прямой, ловить из рук партнера; умение идти (быстро или медленно) по ровной дорожке до цели, умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет, радость, полетели) свои отношения и чувства; понимание названия признака, выполнение действия (Дай большой мяч. Дай маленький мяч. И др.) Умение держать одной рукой игрушку, умение удерживать мячи разного размера, умение катить (бросать) мяч, умение ползти до цели, умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет) свои отношения и чувства; |
4. | Восприятие запаха | Запахи (опыт обонятельных ощущений) (хвоя апельсин, чеснок); умение идентифицировать продукт с соответствующим ему запахом (хвоя апельсин, чеснок). Ароматы (хвоя апельсин, чеснок), расширение обонятельных ощущений. |
5. | Восприятие вкуса | Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый, реакции и проявления на различные вкусовые ощущения (вкусно – улыбка; невкусно – покачивание головой и др.); температурный признак продукта (горячий, холодный) и его словесное (знаковое) обозначение. Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый); умение идентифицировать продукт со свойственным ему вкусом, словесное обозначение вкуса продукта; температурный признак продукта (горячий, холодный, теплый) и его словесное (знаковое) обозначение. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Зрительное восприятие «Осенние листья» (желтый и зеленый цвета) В гостях у круга» «Большие и маленькие предметы» | Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров; ощупывают предметы круглой формы. По показу и совместными действиями: соотносят цвет предмета с эталоном; выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; классификация предметов по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков друг в друга по размеру; | 3 | Динамическое наблюдение |
4-6 | Слуховое восприятие «Громкие и тихие звуки» «Музыкальные инструменты» «Звуки животных» | Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы издают разные звуки); выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.) | 3 | |
7-9 | Кинестетическое восприятие «Повторяй за мной» «Волшебные дорожки» «Хоровод». | Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом). | 3 | |
10-12 | Восприятие запаха «В мире ароматов» «Как пахнут продукты» «Самый приятный | Реагирование эмоционально и двигательно на запахи предъявляемых продуктов. | 3 | |
13-15 | Восприятие вкуса «Вкусные продукты» «Сладкий стол» «Сладко-горько» | Реагирование эмоционально и двигательно на различные вкусовые ощущения при дегустации продуктов. Исследование разнообразия вкусов различных продуктов (хлеб, фрукты, молоко, чеснок, шоколад и др.) Находят схожий по вкусу продукт. | 3 | |
16-18 | Зрительное восприятие «Цветные кубики» «Квадратные предметы» «В гостях у Матрёшки» | Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров; ощупывают предметы квадратной формы. | 3 | |
19-21 | Слуховое восприятие «Как звучат игрушки» (манипуляции со звучащими игрушками) «Звуки природы» «Музыкальные инструменты» | Совместно с учителем: выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.) Знакомство с характером звучащих предметов (различные предметы издают разные звуки); различают звучание простейших музыкальных инструментов и звуки окружающего мира; называют источник звука и соотносят с картинкой, изображением источника звука; находят одинаково звучащие предм | 3 | |
22-24 | Кинестетическое восприятие «Лесная тропинка» «Игра с мячом» «Ладушки» | Принимают участие в коллективной игре, держатся за руки, проявляют реакции на тактильные раздражители Бросают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия. Выполнят простейшую пальчиковую гимнастику, играют в «Ладушки». | 3 | |
25-27 | Восприятие запаха «Угадай продукт по запаху» «Где живут ароматы» «Мой любимый аромат» | Проявляют реакции на ра Идентифицируют продукт с соответствующим ему запахом.зличные ароматы | 3 | |
28-30 | Восприятие вкуса «Сладкие продукты» «Кисло-сладко» «Что вкуснее» | Проявляют реакции на различные вкусовые ощущения. | 3 | |
31-33 | Зрительное восприятие «Разноцветные бусы» «Домики для фигур» «Кто больше, а кто меньше? | Совместно и по показу: выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; выстраивают предметы демонстрационного материала по возрастанию. | 3 | |
34-36 | Слуховое восприятие «Угадай по звуку инструмент» «Веселый оркестр» «Звуки транспорта» | Совместно с учителем: выполняют простейшие манипуляции с музыкальными инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта». | 3 | |
37-39 | Кинестетическое восприятие «Перешагни через верёвочку» «Дорожка препятствий» «Поймай мячик» | Совместно с учителем: выполняют простые манипуляции с мячиками разной величины. Принимают участие в коллективной игре, взявшись за руки. | 3 | |
40-42 | Восприятие запаха «Угадай продукт по запаху» «Ароматы природы» «Приятные и неприятные запахи» | Знакомятся с ароматами растений (роза, ваниль, хвоя и др.) | 3 | |
43-45 | Восприятие вкуса «Сравнение соленых и сладких продуктов, горьких и кислых» | Проявляют реакции на различные вкусы продуктов при дегустации. | 3 | |
П/А Задание 1 «Разложи фигуры». | Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом( смотрят подходит или не походит). | 1 | ||
П/А Задание 2 «Что звучит?" | Поворачивают голову в сторону звука Выбирают и определяют звучание конкретной игрушки(3 звука). | 1 | ||
46-50 | Зрительное восприятие «Цветная вода» (раскрашиваем воду в разные цвета) «Гусеница» (лепка из пластилина) «Построй домики для животных» (конструирование) «Пирамидка» (аппликация) «Разноцветные воздушные шары» (аппликация) | 5 | ||
51-53 | Слуховое восприятие «Веселая и грустная музыка» «Шумящие коробочки» «Угадай животное по голосу (звуку)»; | Совместно с учителем: манипулируют с кистью на листе бумаги, пластилином (реакции на тактильную стимуляцию). Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления. | 3 | |
54-57 | Кинестетическое восприятие «Шагаем по веревочке» «Будь внимателен!» «Шагаем и танцуем под музыку» «Повторяй за мной!» | Совместно с учителем выполняют движения (руками, ногами, повороты тела и др.) Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом). Ходят по прямой. | 4 | |
58-60 | Восприятие запаха «Ароматные коробочки» «Угадай продукт по запаху» «Съедобное-несъедобное» | Совместными действиями: исследуют различные ароматы (коробочки с ароматами). Определяют съедобное и несъедобное в дидактической игре. Просмотр презентации по теме | 3 | |
61-63 | Восприятие вкуса «У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку») «Угадай по запаху продукт» (пробуем на вкус и называем, показываем на картинке) «Съедобное-несъедобное» (показываем на картинках, называем) | Проявляют реакции на различные вкусовые раздражители и запахи. Совместно с учителем из предъявляемых объектов выбирают съедобные. Совместно и по подражанию действиям учителя: исследуют продукты (вкус, запах), соотносят продукт с соответствующим запахом выделяют съедобное и несъедобное на картинках и реальных объектах. | 3 | |
64-68 | Зрительное восприятие «В гостях у круга и квадрата» (классификация по форме) «Предметы в нашем классе» (называем круглые; квадратные предметы, показываем) «В гости к трём медведям» (называем и показываем маленькие и большие предметы-урок по сказке) «Волшебная поляна» (рисование красками- работа с цветом) «Бусы для Кати» (аппликация из пластилина-цвет и форма) | Совместными действиями: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином. Манипулируют с предметами разной величины и формы. По подражанию действиям учителя: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином. Манипулируют с предметами разной величины и формы. | 5 | |
69-72 | Слуховое восприятие «Громкие и тихие звуки» (показываем и называем в какой коробочке самый тихий или самый громкий звук) «Кто как говорит» (смотрим на картинки или игрушки и произносим звуки животных) «Шумовой оркестр» (играем на игрушечных музыкальных инструментах) «Колокольчики» (играем с колокольчиками разной величины, определяем самый громкий и самый тихий звук) | По подражанию действиям учителя и самостоятельно: манипулируют со звучащими предметами. Соотносят животных с соответствующим им звучанием (му, мяу, ква и др.), Совместными действиями: выполняют простые манипуляции со звучащими предметами | 4 | |
73-75 | Кинестетическое восприятие «Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости) «Встаньте, дети, в круг» (двигаемся по кругу, делаем круг, держась за руки, водим хоровод) «Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши- работа в парах) | Совместными действиям: выполняют движения (держатся за руки, совершают повороты, выполняют простые ритмические манипуляции с предметами; и др.) Маршируют под музыку, двигаются по кругу, перешагивают через препятствия, выполняют движения ладонями, пальцами по инструкции, по показу. | 3 | |
76-78 | Восприятие запаха «Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы, каши, компоты, котлеты) «Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем) | Совместными действиями и по подражанию действиям учителя: соотносят продукт со свойственным ему вкусом. Исследуют запахи готовых блюд. | 3 | |
79-82 | Восприятие вкуса «В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые, сладкие, кислые) «Фрукты и овощи» (сравнение вкуса и запаха) | Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители. Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд. | 4 | |
83-88 | Зрительное восприятие «Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма) «Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме) «Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур-размер и форма) «Милашки-неваляшки» (величина, цвет и форма - аппликация) «Мячики» (лепка из пластилина- цвет, форма. размер) «Домики для зверей» (конструирование) | Выполняют простейшие манипуляции с конструктором, кубиками, пластилином, предметами разной формы, величины, цвета. Классифицируют предметы по форме, размеру, цвету, конструируют из кубиков, мягкого и пластмассового конструктора. Выполняют творческие задания (аппликации, лепку по темам). | 6 | |
89-91 | Слуховое восприятие «Звуки окружающего мира» «Угадай музыкальный инструмент по звуку» «Шумящие коробочки» | Производят манипуляции с шумящими коробочками, поворачивают голову к источнику звука. Выделяют предметы или явления (по звуку), указывают жестом. Соотносят музыкальный инструмент с соответствующим ему звуком. Находят одинаково звучащие коробочки, определяют громко и тихо звучащие коробочки. | 3 | |
92-96 | Кинестетическое восприятие «Как двигаются животные» (имитируем движения животных) «Построение» (строимся по инструкции в шеренгу, парами, выполняем движения по инструкции) «Покажи животное» (имитируем движения животных и угадываем) «Дорожки» (хождение по линиям) «Повторяй за мной» (повторяем за учителем позы тела, ходьбу) | Совместно с учителем выполняю движения руками, ногами, головой, телом. Строятся, выполняют движения по инструкции педагога, ходят по линиям. Имитируют движения животных | 5 | |
97-99 | Восприятие запаха «В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата) «Мои любимые запахи» «Что спрятано в коробочке?» | Проявляют реакции на вкусовые и обонятельные раздражители Выбирают самые приятные ароматы и их источники-(продукты, стеклянные баночки с ароматами) Соотносят запах с соответствующим ему продуктом. | 3 | |
100-102 | Восприятие вкуса «Я-повар» (выбираем продукты для приготовления салата, компота, супа) | Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители. Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения. ...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс ОВЗ
Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для 4 класса...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
Адаптированная рабочая программа...