Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие
рабочая программа (2 класс)

Сазонова Наталья Анатольевна

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет  цель:

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

 

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  • обогащение чувственного познавательного опыта;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

 

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №281»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

______________________ Е. В. Юрчикова

«______»_____________________2021 год

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие

на 2021-2022 учебный год

              (период реализации 1 год)

2М класс

Обучающиеся с ТМНР

Всего 34 часа

1 этап обучения

1 час в неделю

Составитель:

Сазонова Наталья Анатольевна -

учитель-дефектолог

Москва 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

Учебный план ГБОУ Школа № 281.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  • обогащение чувственного познавательного опыта;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Ожидаемые личностные результаты освоения программы заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты должны отражать:

Зрительное восприятие

  • фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете;
  • прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом, за движущимся удаленным объектом.

Слуховое восприятие

  • локализовать неподвижный (близко расположенный) и неподвижный (удаленный) источник звука;
  • соотносить звук с его источником;
  • находить одинаковые по звучанию объекты.

Кинестетическое восприятие

  • формировать адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека;
  • формировать адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхностей.

Восприятие запаха

  • формировать адекватную реакцию на запахи;
  • формировать умения узнавать и различать объекты по запаху.

Восприятие вкуса

  • формировать адекватную реакцию на продукты питания;
  • формировать умения узнавать и различать продукты по вкусу и вкусовым качествам.

Содержание коррекционного курса

 Сенсорное развитие происходит поэтапно: от накопления ощущений, к восприятию того или иного свойства (или качества) предмета, затем к дифференциации воспринятого свойства по отношению к другим свойствам (различение свойств и качеств), после чего - создаются условия для овладения словесным обозначением определенного свойства (или качества) предметов.

Содержание программы коррекционного курса состоит из 5 разделов:

"Зрительное восприятие",

"Слуховое восприятие",

"Кинестетическое восприятие",

"Восприятие запаха",

"Восприятие вкуса".

Содержание коррекционного курса реализуется в групповой форме обучения, Занятия с детьми могут проводиться как в  кабинете, так и вне классной комнаты (например, на пришкольном участке).

Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые будут способствовать накоплению чувственного и практического опыта, связанного с различными свойствами и качествами предметов.

п/п

Название раздела

Содержание раздела

1.

Диагностика

Диагностика актуального уровня сенсорного развития обучающихся. Обследование уровня сформированности сенсорных и моторных процессов

1.

Зрительное восприятие

Плоскостная: квадрат, круг, треугольник.

Соотнесение и дифференциация объемных и плоскостных форм.

Дифференциация объемных и плоскостных форм.

Передача форм в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Складывание форм: матрешка, пирамидка (4 части).

Чередование форм. Размер:

предметы контрастных размеров (большой и маленький);

сериационные ряды по возрастанию (стаканчик).

Передача размеров в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование) Цвет: предметы одинакового цвета (желтый).

Выбор предмета по показу (по образцу или по слову) – из 2-х.

одинаковые по цвету предметы (красный, желтый, синий, зеленый);

различные по цвету предметы (2-3-4 основных цвета);

передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация) (какие поделки?).

Элементы нетрадиционного рисования: рисование по мокрому листу, рисование ладошками, штампование, рисование губкой.

Лепка: раскатывание шариков, «колбасок», изготовление гусеницы.

Аппликация: техника нетрадиционного рисования-заклеивание мелкими кусочками бумаги изображения на листе, «мозаика»).

Группировка предметов по одному признаку.

2.

Слуховое восприятие

Звучащие предметы: дудка, металлофон, барабан;

слова – обозначения, соотнесение с звучащим предметом;

звуки окружающего мира (животные, транспорт);

слова-обозначения звуков окружающего мира (му-му, би-би и др.);

тихие и громкие звуки, звукоподражание.

Выбор предмета по звуку – из 2-х. Звучащие предметы (колокольчик, звонок, барабан); звукоподражание.Манипуляции (извлечение звука) с предметом (совместно или по показу).

3.

Кинестетичес-кое восприятие

Умение удерживать в руках предметы разного размера и разного веса; узнавать предмет по форме на ощупь,

бросать в цель,

катить по прямой, ловить из рук партнера;

умение идти (быстро или медленно) по ровной дорожке до цели,

умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет, радость, полетели) свои отношения и чувства;

понимание названия признака, выполнение действия (Дай большой мяч. Дай маленький мяч. И др.)

Умение держать одной рукой игрушку,

умение удерживать мячи разного размера,

умение катить (бросать) мяч,

умение ползти до цели,

умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет) свои отношения и чувства;

4.

Восприятие запаха

Запахи (опыт обонятельных ощущений) (хвоя апельсин, чеснок); умение идентифицировать продукт с соответствующим ему запахом (хвоя апельсин, чеснок). Ароматы (хвоя апельсин, чеснок),

расширение обонятельных ощущений.

5.

Восприятие вкуса

Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый,

реакции и проявления на различные вкусовые ощущения (вкусно – улыбка; невкусно – покачивание головой и др.);

температурный признак продукта (горячий, холодный) и его словесное (знаковое) обозначение. Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый);

умение идентифицировать продукт со свойственным ему вкусом,

словесное обозначение вкуса продукта;

температурный признак продукта (горячий, холодный, теплый) и его словесное (знаковое) обозначение.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1-3

Зрительное восприятие «Осенние листья» (желтый и зеленый цвета) В гостях у круга» «Большие и маленькие предметы»

Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров;

ощупывают предметы круглой формы. По показу и совместными действиями: соотносят цвет предмета с эталоном;

выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; классификация предметов по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков друг в друга по размеру;

3

Динамическое наблюдение

4-6

Слуховое восприятие «Громкие и тихие звуки» «Музыкальные инструменты» «Звуки животных»

Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы издают разные звуки); выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.)

3

7-9

Кинестетическое восприятие «Повторяй за мной» «Волшебные дорожки» «Хоровод».

Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

3

10-12

Восприятие запаха «В мире ароматов» «Как пахнут продукты» «Самый приятный

Реагирование эмоционально и двигательно на запахи предъявляемых продуктов.

3

13-15

Восприятие вкуса «Вкусные продукты» «Сладкий стол» «Сладко-горько»

Реагирование эмоционально и двигательно на различные вкусовые ощущения при дегустации продуктов. Исследование разнообразия вкусов различных продуктов (хлеб, фрукты, молоко, чеснок, шоколад и др.)

Находят схожий по вкусу продукт.

3

16-18

Зрительное восприятие

«Цветные кубики»

«Квадратные предметы»

«В гостях у Матрёшки»

Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров;

ощупывают предметы квадратной формы.

3

19-21

Слуховое восприятие

«Как звучат игрушки» (манипуляции со звучащими игрушками)

«Звуки природы»

«Музыкальные инструменты»

Совместно с учителем: выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.) Знакомство с характером звучащих предметов (различные предметы издают разные звуки); различают звучание простейших музыкальных инструментов и звуки окружающего мира;

называют источник звука и соотносят с картинкой, изображением источника звука; находят одинаково звучащие предм

3

22-24

Кинестетическое восприятие

«Лесная тропинка»

«Игра с мячом»

«Ладушки»

Принимают участие в коллективной игре, держатся за руки, проявляют реакции на тактильные раздражители Бросают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия. Выполнят простейшую пальчиковую гимнастику, играют в «Ладушки».

3

25-27

Восприятие запаха

«Угадай продукт по запаху»

«Где живут ароматы»

«Мой любимый аромат»

Проявляют реакции на ра Идентифицируют продукт с соответствующим ему запахом.зличные ароматы

3

28-30

Восприятие вкуса

«Сладкие продукты»

«Кисло-сладко»

«Что вкуснее»

Проявляют реакции на различные вкусовые ощущения.

3

31-33

Зрительное восприятие

«Разноцветные бусы»

«Домики для фигур»

«Кто больше, а кто меньше?

Совместно и по показу: выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; выстраивают предметы демонстрационного материала по возрастанию.

3

34-36

Слуховое восприятие

«Угадай по звуку инструмент»

«Веселый оркестр»

«Звуки транспорта»

Совместно с учителем: выполняют простейшие манипуляции с музыкальными инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта».

3

37-39

Кинестетическое восприятие

«Перешагни через верёвочку»

«Дорожка препятствий»

«Поймай мячик»

Совместно с учителем: выполняют простые манипуляции с мячиками разной величины. Принимают участие в коллективной игре, взявшись за руки.

3

40-42

Восприятие запаха

«Угадай продукт по запаху»

«Ароматы природы»

«Приятные и неприятные запахи»

Знакомятся с ароматами растений (роза, ваниль, хвоя и др.)

3

43-45

Восприятие вкуса

«Сравнение соленых и сладких продуктов, горьких и кислых»

Проявляют реакции на различные вкусы продуктов при дегустации.

3

П/А Задание 1 «Разложи фигуры».

Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом( смотрят подходит или не походит).

1

 П/А Задание 2 «Что звучит?"

Поворачивают голову в сторону звука

Выбирают и определяют звучание конкретной игрушки(3 звука).

1

46-50

Зрительное восприятие

«Цветная вода» (раскрашиваем воду в разные цвета)

«Гусеница» (лепка из пластилина)

«Построй домики для животных» (конструирование)

«Пирамидка» (аппликация)

«Разноцветные воздушные шары» (аппликация)

5

51-53

Слуховое восприятие

«Веселая и грустная музыка»

«Шумящие коробочки»

«Угадай животное по голосу (звуку)»;

Совместно с учителем: манипулируют с кистью на листе бумаги, пластилином (реакции на тактильную стимуляцию). Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления.

3

54-57

Кинестетическое восприятие

«Шагаем по веревочке»

«Будь внимателен!»

«Шагаем и танцуем под музыку»

«Повторяй за мной!»

Совместно с учителем выполняют движения (руками, ногами, повороты тела и др.) Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

Ходят по прямой.

4

58-60

Восприятие запаха

«Ароматные коробочки»

«Угадай продукт по запаху»

«Съедобное-несъедобное»

Совместными действиями: исследуют различные ароматы

(коробочки с ароматами). Определяют съедобное и несъедобное в дидактической игре.

Просмотр презентации по теме

3

61-63

Восприятие вкуса

«У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку»)

«Угадай по запаху продукт» (пробуем на вкус и называем, показываем на картинке)

«Съедобное-несъедобное» (показываем на картинках, называем)

Проявляют реакции на различные вкусовые раздражители и запахи.

Совместно с учителем из предъявляемых объектов выбирают съедобные.

Совместно и по подражанию действиям учителя: исследуют продукты (вкус, запах), соотносят продукт с соответствующим запахом выделяют съедобное и несъедобное на картинках и реальных объектах.

3

64-68

Зрительное восприятие

«В гостях у круга и квадрата» (классификация по форме)

«Предметы в нашем классе» (называем круглые; квадратные предметы, показываем)

«В гости к трём медведям» (называем и показываем маленькие и большие предметы-урок по сказке)

«Волшебная поляна» (рисование красками- работа с цветом)

«Бусы для Кати» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

Совместными действиями: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином.

Манипулируют с предметами разной величины и формы.

По подражанию действиям учителя: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином.

Манипулируют с предметами разной величины и формы.

5

69-72

Слуховое восприятие

«Громкие и тихие звуки» (показываем и называем в какой коробочке самый тихий или самый громкий звук)

«Кто как говорит» (смотрим на картинки или игрушки и произносим звуки животных)

«Шумовой оркестр» (играем на игрушечных музыкальных инструментах)

«Колокольчики» (играем с колокольчиками разной величины, определяем самый громкий и самый тихий звук)

По подражанию действиям учителя и самостоятельно: манипулируют со звучащими предметами. Соотносят животных с соответствующим им звучанием (му, мяу, ква и др.),

Совместными действиями: выполняют простые манипуляции со звучащими предметами

4

73-75

Кинестетическое восприятие

«Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости)

«Встаньте, дети, в круг» (двигаемся по кругу, делаем круг, держась за руки, водим хоровод)

«Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши- работа в парах)

Совместными действиям: выполняют движения (держатся за руки, совершают повороты, выполняют простые ритмические манипуляции с предметами; и др.)

Маршируют под музыку, двигаются по кругу, перешагивают через препятствия, выполняют движения ладонями, пальцами по инструкции, по показу.

3

76-78

Восприятие запаха

«Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы, каши, компоты, котлеты)

«Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем)

Совместными действиями и по подражанию действиям учителя: соотносят продукт со свойственным ему вкусом. Исследуют запахи готовых блюд.

3

79-82

Восприятие вкуса

«В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые, сладкие, кислые)

«Фрукты и овощи» (сравнение вкуса и запаха)

Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители.

Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд.

4

83-88

Зрительное восприятие

«Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

«Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме)

«Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур-размер и форма)

«Милашки-неваляшки» (величина, цвет и форма - аппликация)

«Мячики» (лепка из пластилина- цвет, форма. размер)

«Домики для зверей» (конструирование)

Выполняют простейшие манипуляции с конструктором, кубиками, пластилином, предметами разной формы, величины, цвета.

Классифицируют предметы по форме, размеру, цвету, конструируют из кубиков, мягкого и пластмассового конструктора. Выполняют творческие задания (аппликации, лепку по темам).

6

89-91

Слуховое восприятие

«Звуки окружающего мира»

«Угадай музыкальный инструмент по звуку»

«Шумящие коробочки»

Производят манипуляции с шумящими коробочками, поворачивают голову к источнику звука.

Выделяют предметы или явления (по звуку), указывают жестом.

 Соотносят музыкальный инструмент с соответствующим ему звуком.

Находят одинаково звучащие коробочки, определяют громко и тихо звучащие коробочки.

3

92-96

Кинестетическое восприятие

«Как двигаются животные» (имитируем движения животных)

«Построение» (строимся по инструкции в шеренгу, парами, выполняем движения по инструкции)

«Покажи животное» (имитируем движения животных и угадываем)

«Дорожки» (хождение по линиям)

«Повторяй за мной» (повторяем за учителем позы тела, ходьбу)

Совместно с учителем выполняю движения руками, ногами, головой, телом.

Строятся, выполняют движения по инструкции педагога, ходят по линиям. Имитируют движения животных

5

97-99

Восприятие запаха

«В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата)

«Мои любимые запахи»

«Что спрятано в коробочке?»

Проявляют реакции на вкусовые и обонятельные раздражители

Выбирают самые приятные ароматы и их источники-(продукты, стеклянные баночки с ароматами) Соотносят запах с соответствующим ему продуктом.

3

100-102

Восприятие вкуса

«Я-повар» (выбираем продукты для приготовления салата, компота, супа)

Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители.

Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения. ...

Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»

Адаптированная образовательная рабочая программапо коррекционному  курсу «Психологическое развитие младших школьников»...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)

Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс ОВЗ

Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для 4 класса...