Рабочая программа для тифлопедагога по сенсорному развитию, 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему
Разработана на основе:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sensonoe_razvitie.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе,
введенной в действие приказом №_______ от « » . 2017 г.
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « » . 2017 г.
Руководитель кафедры / Терёхина Н.А. /
Согласовано
Заместитель директора /Зверева Е.А./
« » .2017г.
Рабочая программа коррекционного курса
«сенсорное развитие»
для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
- год.
1.Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Целью образовательно-коррекционной работы со слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) в рамках коррекционного курса «Сенсорное развитие» является обогащение сенсорного опыта об окружающей действительности на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
- Формирование и развитие на основе активизации работы всех сохранных анализаторов и дефектного зрения (при его наличии), восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия формы, величины;
- обогащение словарного запаса детей.
2.Общая характеристика учебного курса.
Теоретической основой данной программы являются концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих закономерностях развития детей с нарушениями развития и их нормально развивающихся сверстников; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению и учету зон его актуального и ближайшего развития при организации психолого-педагогической помощи; об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической помощи с учетом психофизических особенностей ребенка и создания необходимых условий для развития и становления его как субъекта учебной деятельности.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, экскурсии, беседы, дидактические игры, рассматривание рельефных изображений геометрических фигур и предметов.
3.Место учебного курса в учебном плане.
«Сенсорное развитие» в учебном плане: в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
5.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
- понимание обращенной речи;
- вступление в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации;
- использование доступных жестов для передачи сообщения;
- использование усвоенного материала в коммуникативных ситуациях;
- осознание своей принадлежности к определенному полу;
- наличие элементарных представлений о нравственных нормах («хорошо» - «плохо»).
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
- принятие роли обучающегося;
- ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
- умение выполнять инструкции учителя;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
- использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
- освоение элементарных общих понятий;
- умение слушать и вступать в диалог доступными средствами.
Предметные результаты:
- использование всех сохранных анализаторов (осязания и мелкой моторики, слуха, обоняния, вкусовой чувствительности и остаточного зрения) в повседневной жизнедеятельности;
- адекватное реагирование на прикосновения человека; на соприкосновение с материалами, различными по температуре; на продукты, различные по вкусовым качествам; соотнесение звука с его источником.
6.Планируемые результаты изучения учебного курса.
Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися 1 класса с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой) и ТМНР коррекционного курса «Сенсорное развитие» является способность:
выделять из 2-х предметов больший/меньший;
выделять из группы предметов шар, куб, брусок; круг, квадрат;
дифференцировать предметы по вкусу: сладкий, соленый, горький;
определять на ощупь поверхности по фактуре: гладкий, шершавый; по температуре: холодный, теплый; по вязкости: сыпучий, жидкий, густой;
определять локализацию звука на уровне плеч, талии, головы;
определять предметы по звуку: громкий, тихий.
7.Содержание учебного курса.
Осязательное восприятие. Приемы и способы обследования рабочего места. Приемы осязательного восприятия геометрических тел (шар, куб, брусок), выделение их основных признаков. Приемы осязательного восприятия геометрических фигур (круг, квадрат). Развитие тактильной чувствительности; развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности.
Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. Узнавание и различение по голосам окружающих людей.
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Направления работы по учебному предмету «Сенсорное развитие»:
- Диагностическое.
- Коррекционно-развивающее.
- Консультативное.
Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов.
Основные виды учебной деятельности:
- слушание;
- говорение (ответы на вопросы педагога);манипуляция с предметами (обследование), игрушками.
8. Календарно- тематическое планирование.
№ урока с н..уч.г. | № урока по теме | Название раздела, темы урока. | Кол. часов | Дата-план | Дата-факт | |
Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений, вкусовых ощущений (9 ч) | ||||||
1 | 1 | В мире звуков. | 1 | |||
2 | 2 | Знакомство с окружающими звуками, звучанием различных предметов.. | 1 | |||
3 | 3 | В мире запахов.. | 1 | |||
4 | 4 | Исследование различных запахов. | 1 | |||
5 | 5 | Игры с прищепками. | 1 | |||
6 | 6 | Учимся прикреплять прищепки. | 1 | |||
7 | 7 | Игры с песком, фасолью. | 1 | |||
8 | 8 | Игры с мозаикой, кубиками. | 1 | |||
9 | 9 | Угощение для куклы (исследование вкусов горький, солёный, сладкий). | 1 | |||
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций (5 ч) | ||||||
10 | 1 | Поиск волшебных предметов (в коробке с фасолью ищем разные по форме и размеру фигуры). | 1 | |||
11 | 2 | Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы). | 1 | |||
12 | 3 | Игры с кубиками (собираем кубики в ряд, колонну, строим пирамиду). | 1 | |||
13 | 4 | Представление о величине. (выкладываем фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравниваем различные по величине предметы). | 1 | |||
14 | 5 | Выкладываем фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравниваем различные по величине предметы. | 1 | |||
Развитие моторной сферы, представление о величине предметов (5 ч) | ||||||
15 | 1 | Пуговка. | 1 | |||
16 | 2 | Застёгиваем и расстёгиваем пуговицы на тряпичных фигурах. | 1 | |||
17 | 3 | Закрепление пройденной темы. | 1 | |||
18 | 4 | Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе). | 1 | |||
19 | 5 | Представление о размере (выбираем из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший). | 1 | |||
Развитие моторных навыков; развитие слуха (5 ч) | ||||||
20 | 1 | Подарки для Кати. | 1 | |||
21 | 2 | Учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету, предметы. | 1 | |||
22 | 3 | Повторяй за мной (учимся держать позу, повторять движения). | 1 | |||
23 | 4 | В мире звуков (учимся находить одинаковые по звуку предметы). | 1 | |||
24 | 5 | Морское приключение (отыскиваем руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с подкрашенной водой). | 1 | |||
Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений (9 ч) | ||||||
25 | 1 | Игры с прищепками (снимаем и прикрепляем прищепки). | 1 | |||
26 | 2 | Волшебная коробочка (ищем в коробке разные по форме, затем разные по размеру предметы). | 1 | |||
27 | 3 | Шнурование. | 1 | |||
28 | 4 | Учимся выполнять шнуровку. | 1 | |||
29 | 5 | Закрепление пройденной темы. | 1 | |||
30 | 6 | Исследование разных по тактильным ощущениям предметов (мягких, твёрдых, жидких). | 1 | |||
31 | 7 | Игра «Ладошки». | 1 | |||
32 | 8 | Громкие и тихие звуки (определяем громкие и тихие звуки). | 1 | |||
33 | 9 | Закрепление пройденного за год. | 1 | |||
Итого - 33 ч |
9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Оборудование:
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- крупные пазлы, разрезные картинки, дидактические игры, мозаика, кубики;
- продукты с различными вкусовыми качествами; стеклянные баночки с запахами.
- специальное материально-техническое оснащение, включающее: сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.
Разработана на основе: Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.
Разработана на основе:1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс ОВЗ
Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....