Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (3 класс)

Шумеева Елена Борисовна

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

на 2023/2024 учебный год

количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Задачи:

– формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Место учебного курса в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

     

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

–  осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–    осознавать личную ответственность за свои поступки;

–    уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные  УУД

–  осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

–  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

–  овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

–   использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

–   ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

–  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

–   перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

–   преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные  УУД

– адекватно передавать информацию и выражать свои мыс-ли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

–  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

–   слушать и понимать речь других;

–   совместно договариваться о правилах работы в группе;

–   учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные УУД

–   проявлять познавательную и творческую инициативу;

–   принимать и сохранять учебную цель и задачу;

–   планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

–  контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

–   уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

–  способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

–  способность различать тексты различных жанров и типов;

–  умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

–  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

–  умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

–  способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

–  понимание и правильное использование финансовых терминов;

–  представление о семейных расходах и доходах;

–  умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

–  представление о различных видах семейных доходов;

–  представление о различных видах семейных расходов;

–  представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Формы работы:

1)         работа в парах

2)         работа в группах

3)         индивидуальная работа

4)         проектная деятельность

5)         дидактические игры

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(в том числе с учетом рабочей программы воспитания)

п/п

Наименование  разделов (тем)

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

1

Читательская грамотность

День солидарности в борьбе с терроризмом

8

https://fg.resh.edu.ru/)

2

Естественно-научная грамотность

Международный день распространения грамотности.

День защиты животных

9

https://fg.resh.edu.ru/)

3

Финансовая грамотность

День российской науки, 300-летие со времени

основания Российской Академии наук (1724)

8

https://fg.resh.edu.ru/)

4

Математическая грамотность

Всемирный день здоровья

9

https://fg.resh.edu.ru/)

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 3-А класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1

Про дождевого червяка

1

05.09

2

Дождевые черви

1

12.09

3

Кальций

1

19.09

4

Полезный кальций

1

26.09

5

Сколько весит облако?

1

03.10

6

Про облака

1

10.10

7

Хлеб – всему голова

1

17.10

8

Про хлеб и дрожжи

1

24.10

9

Про мел

1

07.11

10

Интересное вещество – мел

1

14.11

11

Про мыло

1

21.11

12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1

28.11

13

История свечи

1

05.12

14

Про свечи

1

12.12

15

Магнит

1

19.12

16

Волшебный магнит

1

26.12

17

Проверь себя

1

09.01

18

Что такое «бюджет»?

1

16.01

19

Расходы и доходы бюджета

1

23.01

20

Семейный бюджет

1

30.01

21

Планируем семейный бюджет

1

06.02

22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

1

13.02

23

Подсчитываем семейный доход

1

20.02

24

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

1

27.02

25

Пенсии и пособия

1

05.03

26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

1

12.03

27

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

1

26.03

28

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

1

02.04

29

Подсчитываем расходы

1

09.04

30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

1

16.04

31

Расходы на обязательные платежи

1

23.04

32

Как сэкономить семейные деньги?

1

07.05

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

1

14.05

34

КВИЗ

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Цель программы: создание на практике условий  для развития экономического образа мышления  путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса

Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению.         Освоение содержания опирается на межпр...