Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (3 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
на 2023/2024 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Задачи:
– формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Место учебного курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
– адекватно передавать информацию и выражать свои мыс-ли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные УУД
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Формы работы:
1) работа в парах
2) работа в группах
3) индивидуальная работа
4) проектная деятельность
5) дидактические игры
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(в том числе с учетом рабочей программы воспитания)
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Модуль программы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Читательская грамотность | День солидарности в борьбе с терроризмом | 8 | |
2 | Естественно-научная грамотность | Международный день распространения грамотности. День защиты животных | 9 | |
3 | Финансовая грамотность | День российской науки, 300-летие со времени основания Российской Академии наук (1724) | 8 | |
4 | Математическая грамотность | Всемирный день здоровья | 9 | |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-А класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Про дождевого червяка | 1 | 05.09 | |
2 | Дождевые черви | 1 | 12.09 | |
3 | Кальций | 1 | 19.09 | |
4 | Полезный кальций | 1 | 26.09 | |
5 | Сколько весит облако? | 1 | 03.10 | |
6 | Про облака | 1 | 10.10 | |
7 | Хлеб – всему голова | 1 | 17.10 | |
8 | Про хлеб и дрожжи | 1 | 24.10 | |
9 | Про мел | 1 | 07.11 | |
10 | Интересное вещество – мел | 1 | 14.11 | |
11 | Про мыло | 1 | 21.11 | |
12 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | 28.11 | |
13 | История свечи | 1 | 05.12 | |
14 | Про свечи | 1 | 12.12 | |
15 | Магнит | 1 | 19.12 | |
16 | Волшебный магнит | 1 | 26.12 | |
17 | Проверь себя | 1 | 09.01 | |
18 | Что такое «бюджет»? | 1 | 16.01 | |
19 | Расходы и доходы бюджета | 1 | 23.01 | |
20 | Семейный бюджет | 1 | 30.01 | |
21 | Планируем семейный бюджет | 1 | 06.02 | |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | 1 | 13.02 | |
23 | Подсчитываем семейный доход | 1 | 20.02 | |
24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | 1 | 27.02 | |
25 | Пенсии и пособия | 1 | 05.03 | |
26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | 12.03 | |
27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | 1 | 26.03 | |
28 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | 1 | 02.04 | |
29 | Подсчитываем расходы | 1 | 09.04 | |
30 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | 1 | 16.04 | |
31 | Расходы на обязательные платежи | 1 | 23.04 | |
32 | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 07.05 | |
33 | Подсчитываем сэкономленные деньги | 1 | 14.05 | |
34 | КВИЗ | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.
Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов и КТП...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Цель программы: создание на практике условий для развития экономического образа мышления путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса
Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению. Освоение содержания опирается на межпр...