Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_3b.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 106»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для учащихся 3Б класса
Составитель: Рудакова Т.А.,
учитель начальных классов
г. Барнаул
2017
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты :
- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:
- понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия: Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
- Объяснять причины и приводить примеры обмена.
- Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
- Описывать свойства товарных денег.
- Приводить примеры товарных денег.
- Приводить примеры первых монет.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия: Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
- Объяснять, почему появились монеты.
- Описывать купюры и монеты.
- Сравнивать металлические и бумажные деньги.
- Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия:«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции
- Описывать старинные российские деньги.
- Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия: Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
- Описывать современные российские деньги.
- Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
- Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
- Объяснять причины различий в заработной плате.
- Объяснять, кому и почему платят пособия.
- Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
- Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
- Сравнивать покупки по степени необходимости.
- Различать планируемые и непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия: Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
- Объяснять, как управлять деньгами.
- Сравнивать доходы и расходы.
- Объяснять, как можно экономить.
- Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия: Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
- Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
- Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
- Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
№ | Кол-во | Название раздела программы, тем занятий | Формы |
1.Обмен и деньги– 16 часов | |||
1 | 1.1. | Появление обмена товаров | Коллективная, парная, беседа по теме |
2 | 1.2. | Что такое деньги и откуда они взялись | Коллективная, парная, мозговой штурм |
3 | 1.3. | Первые деньги | Коллективная, парная, беседа по теме |
4 | 1.4. | Монеты | Индивидуальная, изучение информации. |
5 | 1.5. | Бумажные деньги | Индивидуальная, изучение информации. |
6 | 1.6. | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | Коллективная, парная, деловая игра |
7 | 1.7. | Гурт. Подделка монет. | Коллективная, парная, беседа по теме |
8 | 1.8. | «Орёл» и «решка», аверс и реверс, номинал. | Индивидуальная, изучение информации, решение задач |
9 | 1.9. | Номинал банкнот. Защита от подделок | Индивидуальная, изучение информации |
10 | 1.10. | Какие деньги были раньше в России | Коллективная, парная, беседа по теме |
11 | 1.11. | Клады. «Меховые деньги» | Коллективная, парная, беседа по теме |
12 | 1.12 | Первые русские монеты. Деньга и копейка. | Коллективная, парная, деловая игра |
13 | 1.13. | Рубль, гривенник и полтинник. | Коллективная, парная, беседа по теме |
14 | 1.14. | Современные деньги России. | Коллективная, парная, беседа по теме |
15 | 1.15. | Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | Коллективная, изучение информации |
16 | 1.16. | Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. | Коллективная, парная, мозговой штурм |
2. Семейный бюджет – 18 часов | |||
17 | 2.1. | Откуда в семье деньги | Коллективная, парная, беседа по теме |
18 | 2.2. | Клады, лотереи, наследство | Коллективная, парная, беседа по теме |
19 | 2.3. | Заработная плата | Коллективная, изучение информации |
20 | 2.4. | Пенсии, пособия, стипендии | Коллективная, изучение информации |
21 | 2.5. | Аренда и проценты в банке, кредиты | Коллективная, парная, беседа по теме |
22 | 2.6. | На что тратятся деньги | |
23 | 2.7. | Расходы на самое необходимое | Индивидуальная, беседа по теме, решение задач |
24 | 2.8. | Откладывание денег и непредвиденные расходы | Индивидуальная, беседа по теме, решение задач |
25 | 2.9. | Хобби, вредные привычки | Индивидуальная, беседа по теме. |
26 | 2.10. | Как умно управлять своими деньгами | Коллективная, парная, мозговой штурм |
27 | 2.11. | Расходы и доходы. Считаем деньги | Коллективная, парная, мозговой штурм |
28 | 2.12. | Расходы и доходы. Считаем деньги | Коллективная, парная, деловая игра, решение задач |
29 | 2.13. | Как делать сбережения | Коллективная, парная, мозговой штурм |
30 | 2.14. | Задачи из блокнота | Коллективная, парная, деловая игра, решение задач |
31 | 2.15. | Задачи из блокнота | Коллективная, парная, деловая игра, решение задач |
32 | 2.16. | Интересные факты о деньгах | Коллективная, изучение информации |
33 | 2.17. | Интересные факты о деньгах | Коллективная, парная, деловая игра |
34 | 2.18. | Итоговое занятие | Коллективная, парная, деловая игра |
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Причина и характеристика изменений | Основание (приказ) | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.
Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов и КТП...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Цель программы: создание на практике условий для развития экономического образа мышления путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса
Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению. Освоение содержания опирается на межпр...
КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...